Путь от мотыги до дрона: как прокормить население Земли
09 June 2017, 09:55
Чтобы прокормить человечество, в ближайшие 50 лет надо будет произвести еды больше, чем за последние 10 тысяч лет. Специалисты утверждают, что этого можно достигнуть только через внедрение новейших технологий. Директор департамента аналитики GreenPoint Данияр Куаншалиев составил список инновационных компаний, которые предлагают подобные решения.
В феврале в рамках наших совместных проектов в Казахстан с визитом прилетал профессор Университета штата Мичиган Бруно Бассо, известный специалист по дистанционному зондированию урожайности зерновых культур, включая использование БПЛА (дронов) и спутниковой съемки.
В ходе своей лекции Бассо поведал о «пищевом парадоксе». Оказывается, из-за изменения климата, ограниченности сельскохозяйственных площадей, интенсивного роста населения и других факторов в предстоящие полвека миру необходимо произвести еды больше, чем за последние десять тысяч лет!
Специалист рассказал, что единственный путь решения этой проблемы – повышение эффективности урожайности. И достичь этого можно, только внедряя новые разработки и методики. В связи с этим я составил список из восьми инновационных компаний, которые внедряют интересные и необычные технологии.
1. Американская компания Freight Farm занимается реализацией «теплицы внутри контейнера». Разработчики переоборудовали стандартный 40-футовый контейнер в небольшую теплицу, в которой можно выращивать зелень: салат, тимьян, базилик, укроп, петрушку, кориандр и так далее. Объем выпускаемой продукции может достигать 20-25 кг в неделю, в зависимости от высаживаемой культуры. Использование LED-ламп, умная система кондиционирования, гидропоника и другие решения значительно сокращают потребление ресурсов. В пакете также идет мобильное приложение, которое позволяет дистанционно контролировать эту установку.
Стоимость такого контейнера составляет порядка $85 тыс., плюс еще примерно $10 тыс. уйдет на доставку и установку (внутри США). Средние операционные издержки по содержанию теплицы составляют примерно $1200 (с учетом цен в США). Такие контейнеры идеально подходят для небольших кафе, ресторанов и отелей. Согласно данным crunchbase, этот стартап за 4 года сумел «поднять» более $10,5 млн от семи разных инвесторов. Конечно, экономическая выгода от использования такой теплицы в РК выглядит крайне сомнительно, но рассмотреть саму идею как концепт весьма познавательно, и внедрение некоторых элементов выглядит привлекательно.
2. Японский стартап Farmnote занимается внедрением IT-технологий в животноводстве. На головы коров устанавливают небольшие датчики – они передают всю информацию на онлайн-платформу, которая в режиме реального времени производит мониторинг и аналитику всего стада. Сейчас эта технология внедрена в более 1,5 тыс. фермерских хозяйствах, датчики установлены на 160 тыс. голов КРС.
Компания уже привлекла от инвесторов более $6 млн. Кроме того, Farmnote подписала соглашение о сотрудничестве с японской федерацией сельскохозяйственных кооперативов и крупнейшим мобильным оператором.
3. Ирландская компания Moocall – предлагает другое необычное решение: звонок, SMS или письмо на e-mail примерно за час до того, как корова начнет телиться. На хвост коровы устанавливается датчик, который, анализируя поведение животного, точно предсказывает, когда начнутся роды. Такой сенсор работает примерно год, и его стоимость составляет 329 евро. Раннее оповещение позволяет вызвать ветеринара и таким образом исключить возможность неудачных родов, что в итоге увеличивает поголовье скота.
4. Австралийская компания Aquaspy внедряет умную систему мониторинга почвы и использования воды, которая в итоге приведет к повышению урожайности до 40% и снижению затрат воды на 20-30%. Вся система построена на сборе данных с датчиков влажности, данных о почве, климате, уровне осадков, и т. д.
На самом деле этот стартап очень сложный и knowledge-based, но крайне актуальный как в мире, так и в Казахстане. К примеру, 8 из 9 основных казахстанских рек являются трансграничными, и к 2040 году приток воды в страну может сократиться почти вдвое. При этом на каждые $1000 ВВП РК тратит около 97 куб. м воды, что превышает аналогичный показатель в других стран в разы. Для сравнения — в России эта цифра составляет 33 куб. м. Соответственно, подобные технологии могут привнести большой вклад в развитие Казахстана. Возвращаясь к Aquaspy, отмечу, что менеджмент привлек от венчуров и «ангелов» порядка $6,3 млн.
5. Компания Benson Hill Biosystems связала в одну цепь биотехнологии, анализ больших данных и облачные вычисления с конечной целью увеличения урожайности. Тоже очень наукоемкая инициатива, которая затрагивает и фенотипирование, и генетику, и селекцию, и защиту растений и многое другое. Партнерские соглашения в этом проекте заключены с несколькими американскими исследовательскими вузами и министерством сельского хозяйства США. На данный момент капитализация компании достигла $35 млн. Учитывая, что средняя урожайность зерна в РК в три раза ниже среднемирового показателя, такой проект принес бы Казахстану большую выгоду.
6. Компания Farmers Business Network – запустила профессиональную «социальную сеть» для американских фермеров. Суть проекта в том, что каждый фермер вносит часть собственной инсайдерской информации, а на выходе весь регион получает обезличенные совокупные релевантные данные. При этом FBN генерирует различные геопространственные карты – начиная от почвенных карт, заканчивая картами по методу обработки почвы. По сути, это большая облачная платформа, которая обрабатывает миллиарды единиц информации каждую секунду с учетом специальных алгоритмов, разработанных учеными-агрономами. По каждому аспекту выдается бенчмарк, который и становится примером для других фермеров, что в целом позитивно влияет на систему принятия решений.
На данный момент в эту сеть вовлечены более 10 тыс. фермеров, компания получила финансирование на $83 млн.
7. Индийская фирма AgroStar предлагает фермерам целый комплекс решений для повышения их продуктивности – начиная от рекомендации по выращиванию сельхозкультур до аналитических выкладок. Кроме того, фирма специализируется на эффективном использовании пестицидов и удобрений. Все эти сервисы адаптированы для мобильных устройств, так как в Индии проникновение мобильного интернета выше, нежели использование компьютеров или ноутбуков. Компания работает в трех «аграрных» штатах Индии и уже сумела привлечь $14 млн от венчурных инвесторов и бизнес-ангелов.
8. Компания Blue River Technology предлагает фермерам внедрить специальное оборудование на поливочный трактор, которое не просто экономит воду, но, благодаря умным алгоритмам, поливает растение точным количеством воды. Суть идеи заключается в том, что каждому отдельному растению необходимо разное количество воды, а не стандартизированная норма. Исходя из этого, машина более точно распределяет объем воды для полива, что в конечном итоге экономит ресурсы и в тоже время повышает урожайность культур. Эта калифорнийская компания уже получила от инвесторов более $30 млн.
Это лишь часть разработок, весь список AgTech-стартапов, которые уже показали более или менее понятный продукт и вышли на уровень привлечения средств от венчурных фондов, включает 100-150 компаний по всему свету.
Источник: forbes.kz
Ваш комментарий
|
|