Потянет ли рекордный экспорт подсолнечного масла вверх цены на семечку?
19 December 2011, 12:50
  2 комментария  

Ноябрь ознаменовался новым рекордным объемом экспорта подсолнечного масла, который по сравнению с октябрем увеличился в 2,4 раза и обновил прежний рекорд в 112,4 тыс.т, достигнутый еще в декабре 2006 г. Рост произошел как за счет увеличения поставок на основные экспортные рынки (Египет, Турция, Италия), так и выход на новые (Марокко, Саудовская Аравия, Судан и др.), сообщает СовЭкон.


Формально экспорт рафинированного подсолнечного масла несколько уступил рекордному показателю ноября 2008 г., когда он составил 22,2 тыс.т. Однако, скорее всего, он превысил этот показатель, поскольку текущие таможенные данные, в отличие от прошлых лет, не отражают поставки в Казахстан, который традиционно является крупным покупателем российского рафинированного подсолнечного масла.


Отметим также существенный рост экспорта самого подсолнечника. Однако пока его абсолютные объемы не столь значительные для российского рынка в целом.

Теги     экспорт      цены      подсолнечное масло   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
2 комментария
  1. Иран активизировал закупки индийского шрота в ноябре

    Согласно оценкам Ассоциации переработчиков масличных Индии (Solvent Extractors’ Association of India), в ноябре т.г. экспорт шрота масличных из страны увеличился на 7,14% – до 527,89 тыс. тонн против 492,74 тыс. тонн за аналогичный период годом ранее. Основной объем поставок пришелся на Иран. Кроме того, крупные партии индийского товара ушли в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

    Экспорт шрота масличных из Индии за апрель-ноябрь 2011 г. составил 2,9 млн. тонн, что на 2,4 млн. тонн превышает показатель за аналогичный период годом ранее. Япония, Вьетнам и Китай оказались ключевыми импортерами. Иран резко увеличил закупки индийского товара в указанный период до 175,96 тыс. тонн против 33,71 тыс. тонн годом ранее.

  2. В Иране с площадью около 1,68 млн. кв. км и населением более 70 млн. чел. стремительно развивается отрасль растительных масел благодаря расширению посевных площадей под масличными культурами и увеличению числа перерабатывающих предприятий.

    Основными масличными культурами, возделываемыми в Иране, являются рапс, подсолнечник и соя. Общий объем производства масличных в стране в среднем составляет 350 тыс. тонн, что может лишь незначительно удовлетворить спрос на масла. В итоге около 850 тыс. тонн масличных, таких как подсолнечник, соя, хлопчатник и рапс, импортируются для дальнейшей переработки. Таким образом, около 1,22 млн. тонн масличных в год перерабатываются на пищевое масло.

    Еще в 2004 году Иран существенно зависел от импортного масла, закупая в целом около 93% от общего внутреннего потребления. Основными причинами столь высокого уровня импорта были:

    — повышение уровня потребления масла ввиду растущей численности населения страны.

    — несоответствие объемов внутреннего производства потребностям перерабатывающих предприятий.

    Указанные факторы способствовали тому, что Иран постепенно увеличил закупки масличных, масел и шротов. На данный момент спрос на нерафинированное (сырое) масло составляет около 1,5 млн. тонн в год. Так, около 500 тыс. тонн производится местными перерабатывающими предприятиями, а 1 млн. тонн импортируется. Что касается распределения масел в общей структуре закупок, то доля соевого масла составляет 65%, подсолнечного — 15% и разновидностей пальмового — 15%. При этом основную долю среди импортируемых нерафинированных масел составляет соевое (в среднем около 350 тыс. тонн). Основными поставщиками данного продукта переработки являются Бразилия, Аргентина и Швейцария. Малайзия поставляет практически весь объем импортируемого Ираном сырого пальмового масла (свыше 100 тыс. тонн). В свою очередь, Уругвай и Объединенные Арабские Эмираты являются ключевыми поставщиками подсолнечного масла в страну (в среднем около 150 тыс. тонн в год).

    Рассматривая структуру производства рафинированных масел, основным поставщиком рапсового масла в Иран является Швейцария (400 тыс. тонн), пальмового — Малайзия (120 тыс. тонн). Однако Иран также является и экспортером сырых масел в такие страны, как Афганистан, Ирак, Таджикистан и Армения, в объеме около 36 тыс. тонн в год.

    Основные производители масел.

    В Иране насчитывается около 50 действующих перерабатывающих предприятий, включая 29 маслоэкстракционных заводов. Данные предприятия расположены в основном в таких городах, как Тегеран, Мешхед и Шираз. В целом переработчики производят около 342 тыс. тонн подсолнечного масла.

    Крупнейшим производителем пищевых масел в стране является компания Behshahr, мощности которой находятся в Тегеране. Данное предприятие занимается производством соевого, пальмового и подсолнечного масел. Производственные мощности составляют около 330 тыс. тонн в год, или 65% от общего объема производства в стране, что также удовлетворяет около 27% внутреннего спроса. В планах предприятия — развитие линии производства рапсового масла.

    Проблемы при производстве

    При производстве пищевых масел иранские компании сталкиваются с большим количеством проблем, которые препятствуют развитию данной отрасли. В частности, среди основных сложностей перерабатывающие предприятия выделяют высокий уровень потребления на душу населения, ограниченное количество ресурсов (недостаток воды), несоответствие цены и качества конечного продукта, проблемы и сложности при упаковке и транспортировке, финансовые вопросы, сложности экспорта/импорта и т.д.

    Если говорить точнее, то среднегодовое потребление на душу населения в Иране составляет около 18 кг в год, что превышает стандартный уровень на 5,5 кг. По мнению экспертов, столь высокий уровень потребления растительных масел наносит существенный ущерб здоровью. Кроме того, из-за частых сбоев при производстве ввиду низкокачественного сырья повышается уровень трансжирных кислот в конечном продукте, что также является негативным показателем.

    Кроме того, существуют проблемы с устаревшим оборудованием, а также зданиями, состояние которых не соответствует условиям эксплуатации в перерабатывающей промышленности. Волнуют производителей и вопросы стандартизации, такие как отсутствие национальных стандартов, ISO, HACCP, а также сложности при их соблюдении.

    Импортно-экспортные вопросы.

    Одним из наиболее важных факторов, которые оказывают существенное влияние на экспортно-импортные операции на рынке растительных масел в Иране, являются высокие импортные ставки. В результате более чем 90% пищевых масел импортируется в Иран в качестве сырого нерафинированного масла. При этом импортная ставка на данный продукт переработки самая низкая — 4%. Что касается масличных культур и рафинированного масла, то на данный момент ставки при их импорте составляют 4% и 16% соответственно. Буквально несколько лет назад импортные ставки на весь ряд масличной продукции были одинаковыми и составляли 45%.

    Вместе с тем, высокие цены на рафинированное масло на мировом рынке снижают закупочную активность внутренних потребителей и препятствуют увеличению объемов импорта данной продукции в Иран. При этом высокие цены на иранское рафинированное масло способствуют снижению экспортного потенциала страны ввиду того, что данные цены непривлекательны для иностранных покупателей и не дают возможности конкурировать с маслом других экспортеров.

    Таким образом, незаконный импорт рафинированного растительного масла, отсутствие экономического обоснования при экспорте рафинированного масла, а также предпочтение импортного масла ввиду ценовой привлекательности способствуют снижению потребности в импорте масличных культур для дальнейшей переработки.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.