Посевная-2011 под угрозой?
17 December 2010, 10:40
  1 комментарий  

 

Главная задача аграриев на 2011 год — организовать на высоком уровне и успешно провести весенне-посевную кампанию, поскольку урожай зерновых 2010 года во многих российских регионах уничтожила засуха, а программа озимого сева не была выполнена должным образом, заявил президент Национального союза зернопроизводителей (НСЗ) Павел Скурихин 15 декабря на расширенном заседании профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации в Голицыно, передает «Тайга.инфо».
По словам П.Скурихина, ключевым вопросом для решения этой задачи становится сложное финансовое положение большинства зерновых хозяйств, которые из-за чрезмерной закредитованности, ограничены в необходимых ресурсах. В этой связи НСЗ подготовил и предложил комплекс мер, направленных на улучшение финансовых показателей хозяйств, которые, в свою очередь, требуют внесения поправок в действующее законодательство и принятия новых законов.
В частности, НСЗ предлагает упростить процедуру получения и субсидирования кредитов, выплачивая субсидии непосредственно кредитным организациям. «Механизм, при котором субсидии будут выплачиваться банку напрямую из бюджета, а сельхозпроизводитель получит кредит под ставку, составляющую разницу между ставкой рефинансирования, субсидируемой государством и банковским процентом нам представляется вполне эффективным. Просим депутатов и членов Совета Федерации ускорить принятие этого закона, так как от этого зависит успех весенне-посевной кампании», — заявил П.Скурихин.

 

 

Доклад П.Скурихина на расширенном заседании Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам и Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу

 

Уважаемые участники заседания!


Аграрный сектор экономики играет особую роль в жизни страны и мирового сообщества, обеспечивая население продовольствием. Кроме того, сельскохозяйственное производство оказывает мощный мультипликационный эффект на общую экономику, поскольку реализация продовольствия и сельскохозяйственного сырья, как никаких других товаров, обеспечивает постоянное движение финансовых потоков. И, наконец, достаточный уровень питания населения способствует социальной стабильности общества.
В России сельскохозяйственное производство, в силу природного характера и особых биоклиматических условий, остается достаточно рискованным видом бизнеса. Аномальная засуха уходящего года в очередной раз это отчетливо продемонстрировала. Напомню, что стихия затронула 43 региона страны, погубив сельскохозяйственные культуры на более чем 13 млн га. От засухи пострадали 25 тыс. хозяйств, в основном в Приволжском и Центральном федеральных округах. Подтвержденный расчетами прямой ущерб превысил 41 млрд рублей.
Недополучение зерна в текущем году и невыполнение программы озимого сева, определили главную задачу в предстоящем году – высокую организацию и успешное проведение весенне-посевной кампании. И в этой связи ключевым вопросом становится сложное финансовое положение большинства зерновых хозяйств, которые из-за чрезмерной закредитованности, ограничены в необходимых ресурсах. Известно, что значительная часть агрохолдингов, крупных и средних зернопроизводителей, в предыдущие годы, стимулируемая государством на рост производства зерна и снижение его стоимости, активно модернизировала парк сельхозтехники, внедряла прогрессивные технологии, создавала инфраструктуру хранения и переработки зерна. В результате его производство выросло до уровня 100 млн т.
Но, из-за глобального финансового кризиса, в 2008 году кредитные ресурсы резко подорожали, что потребовало их пролонгации. А в 2009 году перепроизводство зерна обрушило реализационные цены, не позволив рассчитаться с кредитами. Потребовалась новая и еще более затратная их пролонгация. А следом засушливый, 2010 год. Мы опять вынуждены ходить по опасному, угрожающему самому существованию крупных предприятий, «кредитному» лезвию.
Национальным союзом зернопроизводителей предложен комплекс мер, направленных на улучшение финансовых показателей хозяйств, которые, в свою очередь, требуют внесения поправок в действующее законодательство и принятия новых законов.


Для повышения финансовой устойчивости Национальный Союз предлагает:


1. Упростить процедуру получения и субсидирования кредитных средств, предусмотрев выплату субсидий непосредственно кредитным организациям. Нам известно, что депутатами Государственной Думы разработан законопроект, позволяющий избавить сельхозпроизводителя от необходимости сбора огромного количества документов в целях получения субсидии из бюджета на субсидирование кредитной ставки. Механизм, при котором субсидии будут выплачиваться банку напрямую из бюджета, а сельхозпроизводитель получит кредит под ставку, составляющую разницу между ставкой рефинансирования, субсидируемой государством и банковским процентом нам представляется вполне эффективным. Просим депутатов и членов Совета Федерации ускорить принятие этого закона, т.к. от этого зависит успех весенне-посевной кампании.


2. Усовершенствовать систему антикризисного управления сельхозпредприятиями с применением процедур финансового оздоровления. В мероприятиях по финансовому оздоровлению сельхозпроизводителей сегодня участвуют более 6,5 тыс. предприятий с суммой задолженности 21 млрд 400 млн руб., в т.ч. задолженность по налогам и сборам составляет 77%. Мера, предлагаемая нами, позволит повысить эффективность этой работы, создать дополнительные условия для стабильного развития предприятий АПК России.
НСЗ предлагает, используя практику развитых стран, изменить и систему антикризисного управления предприятий, находящихся в стадии банкротства. Так, нормы законодательства о банкротстве в ряде западных стран, включая США, предоставляют предприятиям шанс восстановить благополучие и взять «новый старт». Они позволяют добросовестным юридическим лицам получить освобождение от требований взысканий в пользу кредиторов. Причем, последним запрещено вмешиваться в процесс реорганизации (банкротства) или предпринимать попытки взыскания долга в процессе оздоровления, а руководству предприятием предоставляется возможность продолжить осуществление контроля над ним. Таким образом, законодательство этих стран явно на стороне предприятия-должника, попавшего в сложную ситуацию, а не кредитора. А выгода государства — в восстановлении платежеспособности юридического лица, которое вновь становится субъектом налогообложения.
Эти предложения потребуют внесения изменений в законодательство о несостоятельности (банкротстве) предприятий.


3. Для сохранения масштабов посевных площадей и совершенствования процессов кредитно-финансового обеспечения товаропроизводителей, считаем необходимым рассмотреть возможность заключения форвардных контрактов между производителями и потребителями зерна под будущий урожай, в том числе с участием государственного агента — ОАО «Объединенной зерновой компании».
При этом чрезвычайно важно предусмотреть механизм авансирования производства зерна по заранее согласованным ценам его реализации. Это, с одной стороны, позволит производителям зерна получить именно сейчас столь необходимые оборотные средства для проведения ярового сева зерновых культур без привлечения дополнительных кредитных ресурсов и уплаты по ним процентов. С другой, такая мера гарантирует потребителям необходимый объем продовольственного и фуражного зерна, причем по заранее согласованным ценам.
К примеру, НСЗ, предложив Национальному союзу свиноводов такой контракт с авансированием для формирования заказа, почувствовал явную заинтересованность партнеров. Но здесь требуется главное условие – гарантия государства в обеспечении указанных контрактов. Предлагаю в рамках Экспертного совета при аграрном комитете ГосДумы рассмотреть возможность законодательного установления подобного рода гарантий.


4. Учитывая грандиозность задач, стоящих перед зерновой отраслью, следует, наряду с государственной поддержкой, в полной мере реализовать огромный потенциал саморегулируемых общественных организаций.
В октябре под эгидой Национального союза зернопроизводителей была создана первая в аграрном ведомстве саморегулируемая организация производителей зерна. Основной целью ее, в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, является производство зерна в необходимых объемах и надлежащего качества для обеспечения населения страны качественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. А также устойчивое снабжение наших перерабатывающих предприятий основными видами зерновых продуктов.
Саморегулируемая организация зернопроизводителей — новая форма организации взаимодействия и координации предпринимательской деятельности ее членов, которая существенно расширяет их полномочия и возможности. Так, в соответствии с действующим законодательством саморегулируемая организация вправе:
— участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов; государственных программ, связанных с предметом саморегулирования; направлять в органы государственной власти России и ее субъектов, а также в органы местного самоуправления, заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативно-правовых актов;
— вносить на рассмотрение органов государственной власти, субъектов и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
— запрашивать и получать во всех органах власти информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее функций.
Указанные права саморегулируемой организации также законодательно подкреплены обязанностью вышеуказанных органов государственной власти и местного самоуправления в оказании содействия ее организации и реализации ее основных целей и задач.
Деятельность саморегулируемых организаций достаточно подробно законодательно определена в целом ряде отраслей. Так, Градостроительный кодекс России содержит целую главу, посвященную саморегулированию, закон «Об аудиторской деятельности» и норму о саморегулируемых организациях в указанной области. Этой теме посвящены и ряд других законов.
Пока в сфере АПК нет подобного нормативного акта. Вместе с тем, деятельность саморегулируемых организаций в АПК и зернопроизводстве, в частности, способна решать многие проблемы, включая вопросы качества продукции и ее безопасности для потребителей. Тем более, что в законе «О саморегулируемых организациях» упомянуто, что СРО обязана обеспечивать потребителям имущественную ответственность за произведенные ими товары, посредством формирования компенсационного фонда и системы личного или коллективного страхования.
Указанные положения могли бы найти свое отражение в Законе «О зерне», который, согласно преамбуле, призван регулировать отношения в области удовлетворения потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне на основе максимального сочетания интересов производителей зерна и государства.
Сегодня в действующей редакции закон носит скорее декларативный характер и нуждается в существенной переработке. Поэтому Национальный Союз предлагает общими усилиями аграрных комитетов ГД и Федерального Собрания, при участии Минсельхоза России и других заинтересованных общественных объединений, начать такую работу.
Прошу участников совещания поддержать предложения Национального союза зернопроизводителей и включить их в итоговые документы совещания.


Благодарю за внимание.

 

 


Теги     засуха      Скурихин      НСЗ      посевная      зерно      урожай   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
1 комментарий
  1. Помнится, Владимир Иванович Решетняк пример приводил… Участники Диалога, один производитель, а другой потребитель в два смежных сезона проявили «чудеса» взаимовыручки. Если бы такой формат работы сегодня реализовать в масштабах отечественного АПК, то ситуацию, подобную той, что сейчас обсуждается в соседней ветке про цыплят можно было бы легко нейтрализовать! Сдается мне, что в нынешних условиях это единственный, но верный способ спасти отрасль! А как Вы считаете, уважаемый Павел Валерьевич?

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Сильная засуха снизила ожидания по выращиванию пшеницы и ячменя в Марокко
Поскольку сильная засуха серьезно повлияла на производство пшеницы и ячменя в Марокко, ожидается, что импорт значительно увеличится в 2024-2025 годах, согласно отчету Иностранной сельскохозяйственной службы (ФАС) Министерства сельского хозяйства США.
Засуха угрожает зерновым культурам на юге Африки
Отсутствие дождей из-за явления погоды Эль-Ниньо наносит ущерб перспективам производства зерновых на юге Африки и угрожает и без того хрупкой продовольственной безопасности в регионе, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО).