Ответные санкции РФ могут вызвать рост цен на продовольствие
19 June 2015, 09:38
  6 комментариев  

Заявление федеральных властей о том, что ответ Западу на продление санкций против России не заставит себя долго ждать и «будет симметричный», в очередной раз дал понять: финансовый покой нам с вами только снится. Но о каких контрмерах может идти речь, если главная задача — добиться импортозамещения в продовольствии — не выполнена? «МК» задал этот вопрос экспертам.

О решительных настроениях Кремля прямо с международного экономического форума в Санкт-Петербурге сообщили вице-премьер правительства Аркадий Дворкович и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.

Размахивание «продовольственной дубиной» по вполне понятным причинам волнует россиян. Ведь за год «ответных мер», в результате которых мы отказались от мяса, рыбы, молока, сыров и творога из стран ЕС, США, Норвегии, Японии, Австралии и Канады, цены на них подскочили чуть ли ни вдвое. При нашей-то скромной зарплате!..

Благо, добились бы импортозамещения. Но сам Минсельхоз констатирует: объем производства отечественного АПК в 2015 г. будет еще меньше, чем в 2014 г.

Главный закон экономики: чем меньше товара на рынке, тем он дороже. Чем слабее отечественная валюта, тем дороже хлеб наш насущный, закупаемый по импорту.

— Контрсанкции с нашей стороны — не против ЕС или США, — считает известный аграрий Павел Грудинин, — а против россиян. Когда с рынка мы убираем конкурента, остается монополист и цены на продовольствие ползут вверх. Нельзя «на бегу» увеличить производство молока, чтобы вырастить корову необходимо 2,5 года. И яблочный урожай «оттуда» за один-два сезона заменить невозможно Одних импортеров, западных, к которым привыкли, заменим на других — из Китая, Латинской Америки. А российское село по-прежнему без перспектив…

Прогноз Минсельхоза о падении производства в 2015 г. нисколько не сгущает краски. Если зимой ставка рефинансирования Центробанка составляла 26% годовых, то кредиты на посевную никто не брал. Параллельно на 40% для селян возросли цены на минеральные удобрения, на 20% — на ГСМ, На селе перестали строить фермы, заморозились другие аграрные проекты. Меньше весной посеяли — меньше осенью соберем. Это уже не закон экономики, а народная мудрость: что посеял, то и пожнешь.

Импорт к нам хлынет из «третьих» стран, которые не могут похвастаться высоким качеством продукции. В целях экономии россияне уже малость приспособились к новым условиям. Покупают не молоко, а молочный продукт. Не колбасу, а колбасный продукт. Только вот смертность в стране за первое полугодие увеличилась на 4%.

Так, видимо, тому и быть еще долгие лета. На петербургском форуме российские бизнесмены попросили президента «удержать рубль от чрезмерного укрепления». А президент со всей ответственностью пообещал им «не дать доллару упасть».

Понятно стремление бизнесменов иметь в ходу слабый рубль. Большинство акул капитализма занимается экспортом энергоносителей — ничего другого миру мы, к сожалению, предложить не в состоянии. И чем больше прокачаем по бесконечным трубопроводам тонн и кубометров за «зеленые», тем больше рублевой массы, в соответствии с желаемым бизнесменами курсом, у них осядет

Получается, что слабый рубль — исключительная головная боль простых россиян. Если года два назад килограмм импортных бананов стоил, допустим, один доллар, то есть, 30 рублей. То сегодня он обходится в 60 рублей, а зарплата-то у среднестатистического покупателя не увеличилась. Это что касается бананов, без которых можно обходиться. В конце концов все годы советской власти бананы мы видели только в западных кинофильмах и никто не умирал..

Но есть еще и продукты по импорту. Подорожал доллар (ослабел рубль) взвинтились цены на курятину, говядину, молочку…

— Главные санкции против России — это не черный список невыездных россиян и не меры против отдельных отраслей экономики, — считает москвич Валерий Чуприн. — Это наш российский рубль. Чем он будет дешевле, тем дороже будут продукты в магазинах, промышленные товары . Ситуация может дойти до того, что и при снятии с России всех санкций нам не на что будет покупать импортные продукты.

Теги     цены      продовольствие      рост      РФ      санкции   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
6 комментариев
  1. Ни какого импортозамещения быть не может!!! Только в одном случае — надо реально ВО ВСЕМ закрыться от всего мира! Это для лохов и баранов придумано!!! Руководство страны так и воспринимает наш народ! Да и ослабление рубля почти вдвое, а в скором времени и в-трое ВЫГОДНО ЦБ, крупным (эксп) компаниям! Разве плохо что стоило 1р продать за 2р, а то и 3 р. Тем самым рассчитаться, да и себе оставить!

  2. На ПМЭФ Кудрин ясно сказал, что и как и где! И заметьте, что все кто выступал, были едины — НЕ ПОДНИМАТЬ з/пл, а приступать к деволвации и не мелкими шагами, а сразу и конкретно!

    1. Алексей Леонидович, как и Антон Германович, архитекторы финансовой системы паразитирующей на ренте полученной от продажи природных ресурсов. Последний, судя по интервью Ведомостям, очень боится проесть резервный фонд, так как за все годы предыдущей работы с Алексеем Леонидовичем ни в чем кроме администрирования и распределения этой ренты не преуспели как финансисты. Судя по аналогии, которой он привел в этом интервью, мышление у него обывательское. В статье как то все перемешалось — санкции, девальвация. Но если учитывать, что обстоятельства сложились так, что рубль это нефтяная валюта, то естественно, что падение цен на нефть в 2 раза обесценит ее. А если страна импортирует значительную часть продовольственной корзины, в том числе средства ее производства оно начинает дорожать вслед за девальвацией независимо от санкций.

  3. Последнее время рубль не нефтяная валюта. ЕЕ такой делает ЦБ!!!

    1. Эльвира Сахипзадовна просто не видит причину, лежащую в основе хронических проблем. Но эти причины были созданы до ее прихода в ЦБ 24 июня 2013 года, как сказал Сергей Борисович, когда цена на нефть покрывала все расходы, плюс оставалось на Резервные фонды, не было «стимула для диверсификации экономики и структурных реформ». Но как говорится лучше поздно, чем никогда.

    2. Ни факторы предложения, ни факторы спроса пока не помогают уменьшить избыток нефти на мировом рынке. Сланцевые добытчики в США активизировали бурение, компании и страны продолжают битву за рынок, увеличивая добычу, Иран готовится нарастить экспорт после отмены санкций. С другой стороны, экономическая ситуация в Китае продолжает ухудшаться, подрывая надежды на то, что рост спроса поглотит нарастающее предложение.
      Китайские минимумы
      Индекс менеджеров по закупкам в производственной сфере Китая составил в июле 47,8 пункта против 49,4 в июне, сообщили в понедельник рассчитывающие его Caixin и Markit (значение выше 50 пунктов говорит о росте деловой активности, ниже – о падении). Это самый низкий показатель с 2012 г., но еще хуже то, что, как сообщила Caixin, из-за уменьшения экспортных заказов промышленники сокращали производство самыми быстрыми темпами с ноября 2011г.
      «Перспективы восстановления нефтяных цен во втором полугодии испарились, и существует очевидная и реальная опасность того, что они протестируют минимумы этого года», – считает Дэвид Хавтон из нефтяной брокерской компании PVM.
      Цена Brent на торгах в понедельник опускалась до $49,52 за баррель, WTI – до $45,11. После обвала, начавшегося в июне 2014 г., цена Brent достигала минимума на торгах 13 января ($45,19), WTI – 18 марта ($42,03).
      Между тем компании, занимающиеся добычей сланцевой нефти в США, в последнее время, наоборот, демонстрируют повышенную активность. С октября 2014 г. по весну 2015 г. они более чем вдвое сократили количество буровых установок, что, однако, не привело к падению добычи. По данным Управления энергетической информации США, она выросла с 9,12 млн баррелей на конец года до 9,61 млн на 5 июня (максимум с 1983 г., когда стала собираться информация); по последним данным, на 24 июля, добыча составляла 9,41 млн баррелей в день.
      А крупнейшие энергетические компании, пусть и отложили, по подсчетам Wood Mackenzie, инвестиции в новые проекты на $200 млрд, продолжают активно эксплуатировать действующие. Аналитики Barclays отслеживают 101 компанию, на них приходится около 40% мировой нефтедобычи, эти компании не собираются сокращать темпы наращивания производства: увеличив его на 1 млн баррелей в день в 2014 г., они планируют добыть на 1,4 млн баррелей в день больше в 2015 г. и поддерживать этот же уровень в 2016 г.
      Между тем Саудовская Аравия в последние месяцы добывает близкие к рекордным объемы нефти, наращивает добычу и Россия. А Иран, как сообщило в понедельник государственное информагентство IRNA со ссылкой на министра нефти Бижана Намдара Зангане, сможет увеличить добычу на 500 000 баррелей в день уже через неделю после снятия санкций и на 1 млн баррелей – через месяц, что гораздо быстрее, чем полагали аналитики.

      Падение нефти привело к росту курсов доллара и евро до более чем 63 и 69 руб. соответственно. Быстрое ослабление рубля – с начала мая оно превысило 15% к доллару – создает риски ускорения инфляции; по расчетам МВФ, девальвация до 20% приводит к ускорению роста цен в 1,2 раза. Из-за этого ЦБ может приостановить снижение ставки до конца года, не исключает Наталия Орлова из Альфа-банка. ЦБ в последнем заявлении признал риски роста инфляционных ожиданий из-за ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры, но счел их менее значимыми, чем охлаждение экономики. Во II квартале ее спад углубился, по оценке Минэкономразвития, до 4,4% после 2,2% в I квартале. Третий квартал, вероятно, начался с усиления спада промышленности: индекс менеджеров по закупкам в обрабатывающих отраслях снова снизился, в основном за счет производства инвестиционных товаров, что увеличивает риски большего сокращения экономики, отмечает Дмитрий Полевой из ING. При этом опрос менеджеров зафиксировал повышение отпускных цен, что может снова подорвать инвестиционную активность, поскольку примерно половина капитальных вложений финансируется предприятиями из собственных средств, отмечает Полевой: «Очевидно, что ослабление рубля негативно повлияет на инвестиционную активность через два канала: ухудшение предпринимательских настроений и рост цен на импортируемое оборудование». Выросшая в первые месяцы 2015 г. прибыль предприятий – преимущественно экспортеров – пока не подразумевает роста инвестиций, пишет Минэкономразвития в мониторинге: возросшая экономическая и политическая неопределенность способствует спаду инвестиций, а не желанию проводить модернизацию.
      Для бюджета-2015 ситуацию пока нельзя назвать драматической: он сверстан исходя из среднегодовой цены нефти российского сорта Urals, который обычно на несколько долларов дешевле Brent, $50/барр., за январь – июль она составила $56,76. Закон о бюджете предполагает использовать в 2015 г. 3,2 трлн руб. из резервного фонда на покрытие нехватки доходов и источников финансирования дефицита (заемных средств, поступлений от приватизации). С начала года Министерство финансов взяло из него 700 млрд руб.: 500 млрд в феврале и 200 млрд в июле. Причем, несмотря на июльское изъятие, резервный фонд из-за девальвации в рублевом выражении даже увеличился – с 4,27 трлн до 4,3 трлн руб. Ослабление рубля увеличивает и доходы бюджета, но это эффект краткосрочный, к тому же часть его нивелируется увеличением расходов, привязанных к валюте или инфляции: устойчивость росту доходов может обеспечить только экономический рост, подчеркивает федеральный чиновник. Ведомости. Нефть Brent торгуется на минимумах этого года. P.S. Рубль все же нефтяная валюта, ее таковой делает структура российского экспорта, но доходы от него сильно упали в условных единицах за рубежных, а в отечественных стабильны, но предложение основанное на импорте сильно дорожает. Вот когда структуре экспорта, источнике поступления валюты в страну, станет гораздо больше отраслей экономики, и они будут конкурентоспособны на мировых рынках, можно будет сказать, что рубль не нефтяной или сырьевой.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Аграрии из новых регионов получат субсидии на сохранение рабочих мест в АПК
Кабмин выделит субсидии аграриям из новых регионов на сохранение рабочих мест
Сийярто: предложения о пошлинах на аграрную продукцию и удобрения из РФ опасны
Подобные меры могут нанести ущерб интересам самих членов ЕС, заявил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии