Обзор рынка зерна с 12 по 18 декабря
19 December 2011, 08:30
  2 комментария  

На прошедшей неделе (с 12 по 18 декабря т.г.) сохранялась тенденция к повышению цен на продовольственное фуражное зерно, что обусловлено возросшим спросом со стороны перерабатывающих предприятий, а также достаточно высокими темпами экспорта.


Средние цены в Европейской части России (на 19.12.2011):

пшеница 3 класса –  5 623 руб./т (+ 0,2 % за неделю);

пшеница 4 класса –  5 378 руб./т (+ 0,9 % за неделю);

пшеница 5 класса –  4 928 руб./т (+ 1,2 % за неделю).


1


На мировом рынке зерна наблюдается снижение цен,  что вызвано повышением прогнозов производства и переходящих остатков зерна, а также возросшей конкуренцией между основными странами-экспортерами. По состоянию на 15.12.2011 средние экспортные цены на мягкую пшеницу в США составили (на условиях ФОБ, Мексиканский залив) 231 долл. США за тонну. За неделю цена снизилась на 9 долл. США/т, или на 3,8 %.


По данным ФТС России экспорт зерна в 2011/2012 сельскохозяйственном году составил 16 223 тыс. тонн. В период с 1 по 14 декабря т.г. экспортировано 1 083 тыс. т зерна, в том числе пшеницы – 863 тыс. т, ячменя – 118 тыс. т,  кукурузы – 96 тыс. т, прочие – 6 тыс. тонн.


2


Запасы зерна в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организациях (без учета малых форм) на 01.11.2011 в России составляют 46,7 млн. т, что на 6,1  млн. т (на 15,0 %) больше уровня на 01.11.2010 (40,6  млн.т).


3


Отмечается незначительное снижение оптовых цен на муку пшеничную в Европейской части России. Средняя цена на муку пшеничную высшего сорта по состоянию на 19.12.2011 —  9 350 руб./т. (- 0,5 % за неделю).


Средняя цена производителей на комбикорма в ноябре 2011 г. снизилась на 1,1 %  до 9 699 руб./т, что на  6,4  % ниже, чем в декабре 2010 г.

4


Средние потребительские цены на хлеб (на 12.12.2011):

хлеб из пшеничной муки 1 и 2 сортов — 30,05 руб./кг ( 0,0 за неделю);

хлеб ржаной и ржано-пшеничный — 28,22 руб./кг (+ 0,04 % за неделю).


Рост потребительских цен с начала т.г. на хлеб из пшеничной муки
1 и 2 сортов составил 8,7 %, на хлеб ржаной и ржано-пшеничный – 9,3%.


В ближайшие недели с учетом конъюнктуры мирового рынка ожидается стабилизация цен на продовольственное и фуражное зерно на внутреннем рынке.


http://www.mcx.ru/

Теги     пшеница      экспорт зерна      мука      цены на зерно      комбикорма   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
2 комментария
  1. Часто говорят: «Лучшее враг хорошего». Эту уже практически аксиому прочувствовал на себе и мукомольный рынок Украины. Дело в том, что украинские переработчики в минувшем сезоне часто сообщали о сложностях с продажами муки, рассчитывая, что в 2011/12 МГ станет легче работать ввиду большого урожая пшеницы. Вместе с тем, как показала первая половина текущего сезона, ситуация с продажами на рынке муки близка к критической. Однако есть и хорошая новость: оптимизм мукомолов дает надежду на то, что борьба на рынке будет продолжаться, как говорится, до победного конца.

    Для того же, чтоб детально разобраться в сложившейся ситуации на украинском рынке муки, эксперты ИА «АПК-Информ» провели опрос среди 50 ведущих крупных и средних производителей муки. О том, как оценивают сложившиеся реалии наши респонденты и каким они видят дальнейшее развитие событий в данном сегменте зернового рынка, читайте далее…

    Низкий спрос и недополученная прибыль

    Первым существенным отличием первой половины сезона от аналогичного периода в минувшем МГ стали темпы реализации пшеничной муки. Многие переработчики отмечали, что на протяжении указанного периода не наблюдалось ажиотажного спроса на готовую продукцию.

    Вместе с тем, большая часть опрошенных компаний (45%) отметила, что, если все же оценить динамику продаж более точно, то ее пик приходился на период с июля по август 2011 года. При этом, по словам мукомолов, в минувшем сезоне ситуация с продажами складывалась лучше: увеличение темпов продаж начало отмечаться уже в сентябре 2010 года, пик продаж пришелся, по мнению большинства опрошенных, на зимние месяцы и начало весны, спад же торговой активности начал отмечаться уже в середине весны 2011 года.

    Переработчики отмечали, что практически с начала 2011/12 МГ на рынке пшеничной муки преобладала тенденция снижения цен. Она была вызвана, в первую очередь, большим количеством предложений мукомольной продукции на рынке, а также сохранением достаточно высоких цен на пшеницу. В связи с этим борьба за покупателя в текущем сезоне была достаточно жесткой.

    Вместе с тем, как отметили практически все респонденты, в ноябре-декабре т.г. продажи муки были крайне низкими. Именно на этом периоде остановимся более подробно. В частности, операторы рынка отмечали, что при отсутствии роста потребления муки на внутреннем рынке достаточно сложно было удержать цены спроса прежними. Вместе с тем, снижение цен, в первую очередь, позволяло операторам рынка в лучшем случае лишь удержать покупателя, об увеличении объемов реализации речь не шла.

    Подобные сложные периоды для украинских мукомольных компаний не в новинку. Как правило, в предыдущие сезоны переработчики имели возможность, не получив ожидаемого результата от торгового периода, компенсировать недостачу в последующие более удачные месяцы. Однако, как уже было сказано, последние полгода текущего сезона оказались не самыми лучшими в истории мукомольного рынка Украины, а это незамедлительно сказалось на объемах производства муки.

    Хотя большинство переработчиков отмечали, что снижение объемов выпуска муки способствует увеличению себестоимости каждой тонны муки, в октябре т.г. многим компаниям все же пришлось пойти на такой шаг ввиду того, что затоваривание складских помещений было недопустимо. К тому же проблемы с формированием запасов зерна по приемлемым для переработчиков ценам оставались.

    Так, глядя на объемы производства основных производителей (топ-20 по данным оперативной статистики), можно сказать, что у большинства из них (около 60%) в ноябре по сравнению с октябрем снизились объемы производства. И это при том, что официальные цены на муку в этот период продолжали снижаться (наряду с предоставлением скидок постоянным клиентам), а цены на зерно либо оставались неизменными, либо немного повышались.

    Конкуренция и предпочтения покупателей

    Близкая к катастрофической ситуация с продажами муки заставляет задать вполне резонный вопрос: чем обусловлено такое перенасыщение рынка продукцией?

    По словам операторов рынка, существует два определяющих фактора в данной ситуации: увеличение конкуренции между компаниями, производящими муку, и низкие темпы экспортных отгрузок. Для начала следует сказать, что низкая активность экспортных продаж обусловлена тем, что украинская мука ввиду высокой стоимости зерна, используемого при ее производстве, зачастую не может конкурировать на мировом рынке. К тому же импортеры еще не забыли о том, что государственное регулирование, которое может начаться совершенно спонтанно, не является залогом улучшения репутации украинских трейдеров.

    Говоря о втором факторе, стоит отметить, что мукомолы основной причиной этого, в первую очередь, называли увеличение количества небольших компаний, которые в прошлых сезонах либо производили муку сезонно (в первые несколько месяцев после уборки урожая), либо вовсе не были связаны с мукомольным производством. Вместе с тем, именно работа таких компаний, которые довольно часто предлагали менее дорогостоящую муку, привела к тому, что постоянные производители вынуждены были агрессивнее конкурировать как с новичками, так и друг с другом.
    Стоит сказать, что выход на рынок небольших компаний в определенной степени отразился на предпочтениях покупателей муки. Так, по данным проведенного опроса, 53% респондентов отмечали, что более высоким спросом в текущем сезоне пользуется мука высшего сорта. Одной из причин подобных предпочтений является то, что производители хлебобулочных изделий, приобретая менее дорогостоящую продукцию зачастую с низкими качественными показателями, предпочитают улучшать качество общей партии муки для выпечки за счет добавления качественной продукции.

    Вместе с тем, переработчики все же акцентировали внимание, что во многом предпочтения клиентов зависели от их специализации. То же замечание операторы рынка высказывали насчет продаж фасованной и бестарной продукции.

    оворя о конкуренции, стоит отметить, что в начале сезона операторы рынка внимательно следили за тем, как будет вести себя Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины. Ее стремительный выход и включение в ее состав 17 мельничных компаний давали основания операторам рынка пристально следить за ее деятельностью. Вместе с тем, как показали данные опроса, данный оператор пока не составляет существенной конкуренции на рынке, как и прочие государственные операторы.

    Сценарии развития ситуации

    Никогда не хочется думать о худшем развитии ситуации, однако при подобных обстоятельствах необходимо понять, чего же ожидают операторы мукомольного рынка в дальнейшем. В ходе опроса производителей муки эксперты ИА «АПК-Информ» поинтересовались, при каких обстоятельствах операторы рынка могут начать уходить с рынка. Чаще всего переработчики отмечали, что это возможно в том случае, если темпы реализации ухудшатся, а зерно повысится в цене. Вместе с тем, большинство респондентов выразили уверенность в том, что подобная ситуация все же не произойдет. Вместе с тем, рассматривая возможность усугубления ситуации с продажей муки и закупками зерна, операторы рынка отмечали, что вероятность прекращения работы на рынке все же выше у небольших и средних компаний. В группе риска окажутся компании, которые не смогут сохранить клиентов, не будут иметь необходимое количество оборотных средств, а также дополнительных источников дохода (услуги хранения, давальческая переработка, собственное хлебопечение и т.п.).

    Также операторы рынка отмечали, что если официальные цены (без учета скидок) на муку высшего сорта опустятся ниже 2550-2600 грн/т, на муку 1 сорта — ниже 2350-2400 грн/т (на условиях франко-склад продавца), а цены на зерно будут повышаться, то вероятность осуществления неблагоприятного сценария развития ситуации значительно вырастет. Вместе с тем, большинство переработчиков отмечали, что во избежание подобного исхода они будут стараться, в первую очередь, не допустить повышения закупочных цен на пшеницу. В настоящее же время многие переработчики продолжают работать, стараясь сохранить объемы производства (допуская снижение до 10-15%) и постоянных клиентов.

  2. В декабре 2011 г. Россия экспортирует 2,45 млн. тонн зерна — прогноз.

    С июля по ноябрь 2011 г. Россия экспортировала 15,044 млн. тонн зерна, в т.ч. пшеницы – 12,754 млн. тонн, ячменя – 1,65 млн. тонн. Об этом сообщает аналитический центр ЗАО «Русагротранс» .

    Южные порты отгрузили 13,61 млн. тонн, в т.ч. Новороссийск и Туапсе — 6,29 млн. тонн (42%), малые порты– 7,32 млн. тонн (49%), Тамань – 564 тыс. тонн (4%), порты Балтики – 268 тыс. тонн (2%), порты Украины – 113 тыс. т онн (1%).

    Экспорт в ноябре 2011 года составил – 2,56 млн. тонн, прогноз на декабрь – 2,45 млн. тонн.

    По данным Русагротранса, в июле — ноябре 2011/12 г. в пятерку крупнейших российских экспортеров зерна вошли: МЗК, Луис Дрейфус, Юг Руси, Бунге и Астон. Всего на долю этих компаний приходится 43% от всего объема экспорта.

    Также сообщается, что всего с июля на тендерах продано 6,49 млн. тонн причерноморского зерна, в т.ч российского – около 5,79 млн. тонн, из которых в Египет – 3,24 млн. тонн. Объем тендерных поставок российского зерна в декабре – 870 тыс. тонн, в январе 2012 г. – 830 тыс. тонн, в феврале – 520 тыс. тонн.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.