Еще 150 лет назад великий американский писатель Марк Твен говорил о том, что земля является единственным товаром, который больше не производится, соответственно, и ценится она гораздо больше, чем все остальное. И сегодня очень похоже на то, что эти его слова стали приобретать новый смысл.
Кризис, охвативший Европу, дал повод задуматься о том, что подобное негативное воздействие на экономику может привести к нехватке продовольствия. И, в основном, эта угроза реальна для государств, зависящих от импорта продукции сельского хозяйства. Как оказалось, решение проблемы весьма простое: начиная с 2008 года, некоторые государства азиатского региона начали скупать земли за пределами своих границ. Нечто подобное можно было наблюдать и раньше, однако сейчас такие действия приобрели действительно широкий размах.
Самой привлекательной в плане проведения недорогих сделок по продаже земли считается Африка. А причина тому – низкие цены, отсутствие земельного законодательства, защищающего права и интересы местного населения, а также невысокие производственные издержки, которые так привлекают потенциальных покупателей. Так, например, еще в 2008 году одна из компаний Эфиопии купила на территории Африки большие земельные площади по цене меньше 1,5 доллара. Правда, вскоре стоимость земли возросла примерно до 7 долларов. И это в то время, когда в Бразилии 1 гектар земли стоит порядка 5-6 тысяч долларов! Более того, по словам местных земельных агентов, с некоторыми представителями того или иного племени можно и вовсе договориться за бутылку «огненной воды».
Согласно результатам исследований, проведенных Оклендским институтом, начиная с 2008 года, общая площадь земель, купленная или взятая в аренду в Африке иностранными компаниями, составляет более 60 миллионов гектаров – это намного больше, чем площади отдельных государств. А если учитывать, что раннее площадь продаваемых земельных угодий не превышал 4 миллионов гектаров, то становится очевидным, что слухи о новом этапе «борьбы за Африку» достоверны. Но, если до конца ХХ века в этой борьбе принимали участие только европейские государства, к которым позже присоединились Америка и частично Советский Союз, То на данном этапе этот список выглядит куда более внушительно, причем тон всей борьбе задают государства азиатского региона.
Среди стран Ближнего Востока, принимающих участие в разделе африканского земельного рынка, можно выделить Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты и Катар. В силу определенного географического расположения площади сельскохозяйственных территорий у них совсем незначительные. Однако большие финансовые возможности способствуют решению этой проблемы за пределами их границ. Так, к примеру, правительство Саудовской Аравии даже сделало скупку зарубежных земельных угодий частью государственной программы. Более того, компаниям, занимающимся скупкой земель, оказывается всевозможная поддержка, при условии, конечно, что значительную часть урожая с них будут переправлять в Саудовскую Аравию.
В том же 2008 году в Эр-Рияде было объявлено об уменьшении количества земельной площади для выращивания зерна с целью экономии водных ресурсов, богатством которых он и так не отличается. Вместе с тем, правительством было выделено 5 миллиардов долларов на кредиты для тех компаний, которые планируют делать инвестиции в земельные угодья государств с высокими сельскохозяйственными возможностями. Понятное дело, что желающих оказалось немало. Практически сразу одна из компаний сделала заявление о том, что планирует вложить 1 миллиард долларов с целью приобретения земель для выращивания риса, и таким образом, обеспечить продовольствием государство. В подтверждение своих слов представители компании начали скупку земель в Сенегале, Мали, Кении, Судане и Уганде.
Не менее ярким примером приобретения пользы от скупки дешевых земельных территорий является деятельность шейха Мохаммеда аль-Амуди, компания которого уже скупила или взяла в аренду на длительный период несколько тысяч гектаров земель, на которых выращивают рис, пшеницу, цветы и овощи. Со временем компания планирует увеличить количество купленных угодий.
И результаты не заставили себя долго ждать: уже в начале весны 2009 года в Эр-Рияде было организовано пышное празднование, приуроченное сбору первого урожая пшеницы и риса, собранного на эфиопских плантациях. Стоимость этого сельскохозяйственного проекта оценивается в 100 миллионов долларов.
С не меньшей активностью занимаются скупкой угодий и представители других стран азиатского региона. Наибольшей активностью отличается Китай, который продолжает укреплять свои позиции в Африки по всем направлениям. Подобная программа также нашла поддержку официальных властей, и это вполне объяснимо. Дело в том, что на территории Китая проживает около 20 процентов всего населения нашей планеты, в то время, как аграрных угодий, приспособленных для выращивания сельхозпродукции, всего 7 процентов. Более того, значительная их часть находится в крайне плохом состоянии вследствие чрезмерного антропогенного влияния, и, как результат, не могут давать достаточное для страны количество урожая. Именно поэтому политика скупки за рубежом больших земельных площадей стала привычной. Только в Конго в собственности КНР находится около 3 миллионов гектаров земель, которые были приобретены для производства пальмового масла. С подобной целью были куплены и 2 миллиона гектаров в Замбии. А для выращивания риса был приобретен почти 1 миллион гектаров в Мозамбике и Танзании.
Среди стран, активно занимающихся скупкой земельных площадей, выделяется государство, которое еще до недавнего времени оставалось колонией – это Индия. Индийские компании на данный момент владеют несколькими миллионами аграрных угодий, и похоже, что с намеченного курса государство сходить не собирается. Причины такой активности очень похожи на те, что и у Китая – слишком небольшое количество земель для выращивания сельхозпродукции, причем почва в большой степени деградировала. Таким образом, обеспечить в достаточном количестве страну продовольствием можно только таким способом.
Кроме того, индийское сельское хозяйство отличается неэффективностью, поскольку большая его часть – это небольшие семейные хозяйства с преимуществом гужевого транспорта и большого числа посредников. Такая система является основной причиной того, что продукция портится фактически раньше, чем ее успевают доставить на рынок. Каждый год страна теряет около 6 миллиардов долларов. Именно поэтому индийские компании присматриваются и скупают африканские земли с целью возможного формирования новой аграрной системы, основой которой станут крупные хозяйства.
С этой целью индийское правительство выделяет огромные кредиты с выгодными кредитами. Скупкой земель занимается более 100 сельхозкомпаний, которые за последние несколько лет скупили несколько сотен тысяч гектаров в Кении, Эфиопии, Мозамбике, Сенегале и других странах африканского континента. На этих территориях в основном выращивают рис, кукурузу, сахарный тростник, чечевицу, а также наиболее быстро окупаемую культуру – цветы. Ведущая индийская компания, действующая на территории Африки — Karaturi Global, которая одновременно является крупнейшей в мире фирмой по выращиванию роз. Именно этой компании принадлежит около 1 миллиона гектаров угодий в Кении, Эфиопии и Танзании.
Западные компании также не отстают. Основная их деятельность связана с инвестиционными фондами. Среди них наибольшую активность проявляют компании Швеции и Великобритании. Шведские компании являются владельцами 100 тысяч гектаров земель в Мозамбике. На них выращивают продукцию, предназначенную для производства биотоплива. Британские компании владеют плантациями в Танзании для подобных целей.
Однако американские компании значительно опережают европейцев. Большое количество компаний из США владеют земельными угодьями общей площадью около 1 миллиона гектаров, расположенными в нескольких африканских странах. Как ни странно, но наибольшей активностью отличаются всем известные американские университеты, среди которых и Гарвард. Они обладают большими инвестиционными фондами, а сделки в основном проводятся через британскую компанию Emergent Asset Management.
В новом земельном переделе участвует также большое количество частных компаний, которые связаны с крупными банками типа Goldman Sachs. Этот перечень можно дополнить и теми компаниями, руководители которых принимали непосредственное участие в судьбах государств, ныне занимающихся торговлей землей. Среди них можно назвать Kinyeti Development – компанию из Техаса, которая является владелицей около 600 тысяч гектаров в Судане. Руководитель данной компании – бывший посол Америки в этом государстве Говард Юджин Дуглас, который к тому же занимал пост координатора по делам беженцев. До недавнего времени на суданской территории шла гражданская война, но в последнее время территория государства приобрела большую популярность. Только на территории Северного Судана около 1,5 миллиона гектаров принадлежит компаниям из Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Южной Кореи. Южный Судан также не имеет проблем с предложениями. Особой популярностью пользуются земли, которые расположены вдоль берегов Нила.
Небывалая активность в сфере скупки африканских земель, которая наблюдается в последние три года, уже получила название нового этапа колонизации Черного континента. Но представители компаний, занимающихся покупкой африканских территорий, в корне не согласны с подобными заявлениями. Они утверждают, что своими многомиллиардными финансовыми вложениями они способствуют развитию сельского хозяйства самого бедного континента. Они создают новые предприятия и закупают новейшее оборудование, таким образом, создавая большое количество рабочих мест. Иностранных инвесторов полностью поддерживают лидеры африканских государств, отмечая при этом, что для продажи предоставляют только те земли, которые не используются и не находятся во владении фермеров.
Но на самом деле ситуация выглядит немного по-другому. Так, к примеру, только в Эфиопии, где активно действуют представители индийских компаний, было переселено около 300 тысяч местного населения, причем только 20 тысяч из них смогли получить работу в новых фермерских хозяйствах. И считается, что им очень повезло, поскольку даже те небольшие деньги, которые они получают в качестве заработной платы, превышают уровень среднего дохода в стране. Но ведь остается 280 тысяч, которые фактически остались без каких-либо средств к существованию, поскольку их хозяйства были снесены и никакой компенсации никто не получил. Подобная ситуация наблюдается и в других государствах африканского континента. Согласно оценке ООН, сложившуюся ситуацию можно по праву считать самой большой гуманитарной катастрофой, поскольку голод угрожает почти 12-ти миллионам местного населения, 2 миллиона из которых – дети.
Неудивительно, что жители некоторых государств пытаются противостоять такой масштабной скупки земель иностранцами, но результатов пока не наблюдается.
Если принимать во внимание тот факт, что наиболее частой проблемой местных конфликтов является борьба за возможность доступа к источнику воды и небольшому земельному участку, который сможет прокормить, страшно даже представить, чем может обернуться новый передел земель в Африке. Аналитики прогнозируют, что в результате может возникнуть настолько сильная продовольственная нестабильность, которая будет страшнее терроризма.
Вполне возможно, что и Россия тоже не может оказаться в стороне от происходящих событий, но, как это не странно – скорей всего она будет, подобно Африке, объектом. Дело в том, что в настоящее время страна обладает 10 процентами от общего количества мировых сельхозугодий, причем большая их часть простаивает. Принимая во внимание, как этот факт, так и земельный кризис, весьма просто объяснить интерес некоторых западных государств к российским территориям.
Известно, что продажа земли иностранным компаниям в РФ запрещена. Однако решить эту проблему не составляет большого труда. Яркий тому пример – итало-шведская компания Black Earth Farming, которая через дочернее предприятие уже приобрела около 300 тысяч гектаром в районе Черноземья.
Возникает интерес к российским землям и у Индии и Китая. И если никакие меры не будут предприняты, то они начнут настолько же активно скупать земельные угодья в России, как это делалось в Африке. Действительно, зачем платить больше?
Россия, по мнению экспертов, должна усвоить урок, преподнесенный Африке. Ведь земля, которую не ценят и не используют, в конечном результате, окажется в руках более рачительного хозяина.
Источник: Военное обозрение
Ваш комментарий
|
|
Интересно, что ожидать России? Например, компания «Амбика-Агро» работающая на рынке Африки — в ЮАР и Замбии, вчера объявила о своем намерении в ближайшие три года вложить в сельскохозяйственные проекты в России не менее 500 млн долл.
http://quote.rbc.ru/news/merge/2011/12/02/33497417.html
А что плохого в том, что иностранные инвесторы скупают земли. Хоть какой-то хозяин появится. А то нашим правителям все некогда. Пытаются скупить активы за рубежом, а то что у себя под ногами не замечают.
Олег Богембаевич, да ничего плохого здесь наверное нет. Только меня смущает присутствие во всех этих схемах банка «Goldman Sachs». Вряд ли ребята из дочернего предприятия ФРС, ставят себе задачу накормить население планеты. Скорее всего лишить последнего куска хлеба.
Алексей Дмитревич, «Coldman Sachs» купить все земли, и будет хозяином и народ будет морить голодом,вот садисты.
Алексей Дмитриевич, у ТНК (банк «Goldman Sachs» — это структура одного из ТНК), как мне думается, есть задача контроля и управляемости в мире (всемирное господство как мечту вековую, никто не отменял). Контроль с/х земель и пищевой промышленности — это контроль одной из истинных потребностей человека — потребности утолить голод.
Мощнейших инструмент для достижения мирового контроля и власти.
В зависимости от тактики: захотят оставят без хлеба, захотят накормят.
В целях безопасности земля должна принадлежать в достаточном кол-ве людям работающим на земле.
Иностранный инвестор вроде как и хорошо, но пока он инвестирует и развивает производство. И вопрос в том, что в современном индустриальном процессе агропроизводства оптимизировать производство надо энергонасыщенными тракторами и др. техникой. Это на порядок уменьшает кол-во вовлеченных в аграрный процесс сельских жителей. Остальные селяне остаются без работы и земли.
Т.е. дальнейший рост безработицы на селе, где и сейчас работу сыскать сложно.
Разумнее было бы отдавать землю в долгосрочную аренду, лет на 50. За это время инвестор окупил бы свои инвестиции в инфраструктуру, а государство получало бы стабильную ренту, не теряя контроля.