Минсельхоз РФ предлагает сдерживать цены на продовольствие административными методами
25 August 2014, 17:21
Сдержать цены административными методами, как после засухи или перед кризисом, предлагает Минсельхоз. Цены перестанут расти едва ли, зато розничные сети точно выиграют.
Крупнейшие розничные сети и их поставщики готовы сотрудничать с правительством в деле сдерживания цен на продовольствие, особенно если оно придумает, как сдерживать цены на аренду, сырье и энергоресурсы.
ПРИМЕР АРГЕНТИНЫ
Morgan Stanley пишет, как в феврале — июне 2013 г. в Аргентине были заморожены цены на некоторые продукты. Правительство заключило договор, который касался 500 базовых товаров. Средний чек в магазинах крупного местного ритейлера Cencosud рос на 21-22% в первом полугодии при инфляции около 25%, а после замораживания ускорился до 26-28%: цены на другие товары выросли.
Эта публикация основана на статье «Минсельхоз выпустил ценную бумагу» из газеты «Ведомости» от 25.08.2014, №155 (3659).
Запрет на поставку импортных продуктов не просто не поможет отечественным производителям — некоторые российские компании от него уже пострадали…
Минсельхоз разработал проект постановления правительства, сообщил министр сельского хозяйства России Николай Федоров на совещании с премьер-министром Дмитрием Медведевым, разрешающий регионам заключать с производителями сельхозпродукции и торговыми сетями соглашения, чтобы не допустить резкого роста цен.
Чиновник профильного министерства объяснил, что речь идет об ограничении наценки розничных сетей и поставщиков: «В 2007 и 2010 гг. было подобное постановление, чтобы временно стабилизировать цены на продовольствие. Оно позволит заключать трехсторонние соглашения производителям, ритейлерам и региону и зафиксирует обязательства продавать тот или иной товар не выше определенной цены». Чиновник не сказал, на какие продукты будет распространяться ограничение.
Ценовые соглашения с сетями и производителями могут обсуждаться сегодня на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, знают два его участника — чиновник и представитель бизнеса.
Правительство запретило ввоз сельхозпродукции из США, ЕС, Норвегии, Канады и Австралии, но не хочет допустить ускорения роста цен. Минэкономразвития и Минпромторг согласовали документ Минсельхоза, сообщили их представители. В Минфине и Минсельхозе не ответили на вопрос.
В конце октября 2007 г. правительство договорилось с производителями и торговыми сетями о замораживании цен на молоко, масло, хлеб и яйца. Розница («Ашан», «Лента», Metro, X5 Retail и др.) обязалась зафиксировать цены по состоянию на определенную дату и снизить торговую наценку до 10%. Но цены на «замороженные» продукты росли даже быстрее, чем на прочие.
Подорожание в ноябре 2007 г. — марте 2008 г. составило 14,6% по «замороженным» товарам против 11,8% по продовольствию в целом.
Осенью 2010 г., после засухи и неурожая, по инициативе чиновников ритейлеры и производители продовольствия также договорились не повышать цены на продукты, но наценка не фиксировалась. «Результаты того соглашения были малозаметны, но иного и быть не могло. Ассоциация компаний розничной торговли может влиять на коммерческую политику своих членов, а Союз поставщиков и производителей, за редким исключением, — нет», — вспоминает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.
Минпромторг и региональные чиновники следят за розничными ценами на 40 продуктов питания — от чая и мандаринов до колбас и соленой рыбы. Первые мониторинги не выявили роста, но за 12-18 августа инфляция выросла с традиционного для августа нуля до 0,1%, сообщил Росстат.
В 2014-2015 гг. ситуация может быть иной, чем в 2010-2011 гг., считают аналитики Morgan Stanley: тогда рентабельность ритейлеров падала, а сейчас у них выросли и доля рынка, и закупочная сила. На семь крупнейших сетей приходится более 20% розничного продовольственного рынка в стране, отмечает Бурмистров. Для крупных сетей бумага Минсельхоза — положительная, продолжает он: они выигрывают ценовую войну у малых сетей и несетевой розницы. «Раньше сети неохотно посвящали чиновников в отношения с поставщиками, а сейчас максимально прозрачны и с готовностью называют проблемных поставщиков», — рассказывает Бурмистров о способах борьбы ритейлеров за снижение цен поставщиков. Рост выручки «Магнита», «Дикси», «Ленты» и X5 Retail Group с начала года существенно опережает их собственные ожидания, напоминает Бурмистров. Происходит процесс, обратный тому, что был в 2012-2013 гг., объясняет он: тогда сети были сосредоточены на рентабельности и цены крупных и мелких ритейлеров сблизились, а сейчас разрыв снова растет.
«Торговые сети не в состоянии удерживать розничные цены в одиночку. Но если соглашение будет трехсторонним (регион — сети — поставщики), то может быть найден вариант взаимной ответственности, который поможет сдерживать цены от спекулятивного роста», — осторожничает представитель «Дикси» Екатерина Куманина.
Если производители гарантируют властям, что не будут повышать цены, то и власти должны дать гарантии, что цены на сырье, энергоресурсы, аренду не будут расти, заявляет позицию гендиректор «Леноблптицепрома» Юрий Трусов, но у региональных властей нет влияния ни на монополистов, ни на поставщиков, гарантии дать сложно.
Ваш комментарий
|
|