Кашин: Доктрина продовольственной безопасности нуждается в обновлении
18 April 2019, 08:10
15 апреля 2019 года Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам провел парламентские слушания на тему: «Продовольственная безопасность Российской Федерации и наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции: правовые аспекты».
Основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в области развития отечественного АПК, является Доктрина продовольственной безопасности РФ, утвержденная указом Президента РФ от 30 января 2010 года №120. В малом зале ГД собрались разработчики и исполнители. Вот вижу академика Ивана Ушачева, у которого брал интервью еще в 2008 году (тогда Иван Григорьевич был директором ВНИИ экономики с/х, одним из столбовых разработчиков концепции). Он был полон оптимизма…
Потребляем на уровне 30% своего сырья и продовольствия
Председательствующий, глава аграрного комитета ГД Владимир Кашин отметил:
— Если посмотреть на доктрину продовольственной безопасности, то мы увидим, что по многим сегодня показателям мы добились пороговых значений. Но если оценить наши достижения по обеспечению сбалансированного питания, то на этом направлении есть недостатки. Мы потребляем сегодня на уровне и производим на уровне 30 процентов своего сырья и продовольствия. Мы также отстаем по производству и потреблению овощей. Молочная продукция – тема, которая кричит и требует более серьезного отношения к этой уникальной отрасли.
Надо подтягивать ситуацию, связанную с производством своих фруктов. Здесь необходимо соответствующую производить закладку, обеспечивать логистику и делать всё, чтобы выйти на 100 килограмм, что касается нашей продовольственной корзины, выходить на этот уровень, пока мы с вами производим всего 1,2 миллиона тонн товарной продукции, если взять 2018 год, ну и с населением — еще около двух миллионов.
Но самая главная беда — земельные ресурсы. Земли сельхозназначения – в 1,8 раза произошло сокращение этого ресурса. Если взять пашню, то и здесь 15 миллионов гектар мы потеряли, если взять посевные площади, мы топчемся около 80 миллионов гектар, хотя совсем недавно имели 117.
Показатели 1990 года лепим и по молоку, и по мясу
В отрасли животноводства по производству птицы мы вышла в 2,8 раза больше, чем в 1990 году. По производству мяса свинины вышли также на уровень 1990 года. Но мы потеряли значительное количество производства мяса говядины. Можно увидеть — 4,3 миллиона тонн производили, а если взять сегодня коллективное хозяйство 0,57 всего миллиона тонн, посмотрите во сколько раз разделить, если там 3,2 на 0,57, увидите шестерку. И личные подсобные хозяйства как-то компенсируют, но мы знаем, мы привыкли такую статистику иметь, что деревень не осталось, в личном подсобном — скота не осталось, а показатели 1990 года лепим и по молоку, и по мясу.
Если говорить по производству молока, мы с вами видим, что в хозяйствах 16 миллионов тонн, даже если иметь в виду, что и хозяйства населения, КФК нам дают соответствующее количество, то максимально товарные производства у нас находятся на уровне 18 миллионов тонн. Можно видеть, как мы обеспечиваем себя этой продукцией и через экспортную ситуацию, и через снижение потребления почти на 150 литров молока на человека к 1990 году. Здесь есть над чем работать, надо определиться, какое же количество поголовья должно у нас быть, потому что каждый год приводит к тому, что мы вырезаем и вырезаем скот, каждый год. Уже дойного стада осталось 7,9 и если еще вычесть оттуда мясных пород, то мы увидим вообще катастрофу. Исходя из этого, пора поставить точку да «i».
Мы с вами сегодня почти на 30 миллиардов долларов закупаем продовольствие, и на 25 практически миллиардов продаем продовольствие. Разрыв где-то 4,8, около 5 миллиардов рублей.
Норматив 2540 — позорное явление
Качественное продовольствие определяет здоровье нации. Можно сегодня производить продукцию, исходя из тех технологий, которые только усугубят здоровье нашего населения. Здесь есть, над чем работать, исходя из того, что много фальсификата. И мы имеем определенный дисбаланс в структуре питания. Если посмотреть на эту структуру питания, то увидим, что именно за счет этого сегодня в России около 30 процентов связывает наша наука с летальным исходом. Это большой процент, если делать сравнение с другими странами из-за некачественного потребления соответствующих продуктов питания и дисбаланса в структуре производства, в том числе животного жира и белка. Вот в этом ключе нам есть над чем работать. Над теми нормами, которые сегодня есть, исходя из приказа соответствующего по продовольственной корзине и норм Минздрава. То есть, мы в свое время загнали себя в продовольственную корзину и в норматив в 2570 килокалорий. То есть, загнали себя на очень минимальную степень обеспеченности, если иметь в виду, что в 1990 году мы уже потребляли около 3 тысяч килокалорий.
А сегодня вывести на 2540 – норматив наш — это позорное явление, и нам надо уйти от этого. Потому что реальное потребление у нас уже вышло сегодня на 2750. И, конечно, необходимо все сделать для того, чтобы нормальный норматив был у нас восстановлен. И в первую очередь, повторяю, по животному белку и жирам…
Где найти 20 млрд долларов?
Об экспорте. Главное – где найти эти почти 20 миллиардов долларов? Сегодня понятно, что переработка зерна должна уйти на уровень ещё 4–5 миллиардов, переработка рыбы с этих 4 с плюсом ещё должна почти на 4 пойти, переработка мясных продуктов. Вот эти три в основном системных, главных вопроса через качество и переработку, они решают это дополнение, и, конечно, валовое производство, ввод дополнительных земель – только всё это нам позволит решить в достаточно короткий срок эту очень важную задачу. Важно, что при этом мы должны выстроить всю инфраструктуру и прорешать все базовые вопросы подготовки кадров и в заботе о нашей деревне.
Финансовое сопровождение, энерговооруженность, устранение диспаритета, связанного с вопиющей ситуацией по росту цен на горюче-смазочные, дизельное топливо, всё, что связано с ростом цен на технику, удобрения, – это всё должно иметь соответствующее регулирование. Мы не можем сегодня дальше терпеть наши технологии, которые не контролируют оборот, допустим, пестицидов и в растениеводстве в первую очередь, и в других системных направлениях. Здесь необходим законопроект, который бы устранил эти пробелы и наделил наш Россельхознадзор соответствующими полномочиями, как и восстановил порушенную реформированием ветеринарию.
Решение этих стратегических задач по производству и потреблению, обеспечению качественной продукцией нашего населения и выход на новый норматив потребления – всё это должно сопровождаться выделением соответствующих средств из федерального бюджета. И в этом ключе я хочу сказать, те 303 миллиарда, которые с большим трудом нам удалось на 2019 год получить из федерального бюджета, требуют, конечно, ещё большой, огромной работы по своевременности доведения до нашего товаропроизводителя этих средств, эффективного их использования…
Установить мораторий на накрутку цен
Всем хорошо известно, как выполнялась все эти годы программа социально-экономического блока жизни нашей деревни, нашего села и наших крестьян. Мы видим сегодня, исходя из той доходности, которая есть, как обижен крестьянин. Мы с вами производим 295 миллионов тонн, 210 миллионов переработанные идут на реализацию, часть продукции идет на потребление, и потери составляют у нас фактически 50 миллионов тонн, 17 процентов, но реализационная часть это 7 триллионов. Вместе 7 триллионов рублей, а розничная оценка реализуемой продукции, она сегодня за 14,5 триллионов рублей. Мы видим, что торговля в рознице забирает львиную долю дивидендов, исходя из того, что уже переработанная продукция в этом ключе составляет 7-триллионную сумму. Значит в этом направлении тоже есть необходимость самым серьезным образом поработать. В первую очередь мы имеем в виду товары первой необходимости, это 10 основных продуктов питания. Это мясо, молоко, фрукты, яйцо, хлеб, картофель… Здесь мы предлагаем в конце концов установить мораторий с точки зрения накрутки соответствующих цен. Не должно быть больше 15 процентов этой накрутки. И, конечно, производить эту продукцию социальную, важную, обязательно только по нашим ГОСТам. И, конечно, за фальсификацию этих продуктов должен быть жесткий спрос.
И за что бы мы не взялись, мы видим везде беду. Продолжительность жизни тоже ниже, чем в среднем по России, а мы и так по коэффициенту смертности из 196 стран занимаем 187-е место в целом.
Нам необходимо соответствующее законодательное обеспечение…
Д. Хатуов: МСХ знает, что делать, остальное — разговоры
Слушать первого заместителя министра с/х РФ Джамбулата Хатуова – одно удовольствие. Он конкретен, безапелляционен, оптимистичен (то, что до него говорилось – это не для него, это для аудитории). Он завораживает:
— Прежде всего, имею поручение министра буквально телеграфно проинформировать о состоянии весенних полевых работ. Из 17,7 миллиона гектар на сегодняшний день подкормлено 10 миллионов, возможность и условия позволяют аграриям выполнить плановые задачи по подкормке озимых.
Состояние озимых сегодня – 91 процент можно назвать удовлетворительным. Мы рассчитываем, что усилия аграриев по соблюдению технологий, связанных с ростом урожайности зерновых, который запланирован на текущий год, все же будет по первому фактору, по состоянию озимых, обещает быть достаточно оптимистическим. Сев. Яровой сев – 56 миллионов гектар, из которых сегодня 5 миллионов сев состоялся, идет по графику во всех регионах. Для того чтобы всё проходило вовремя, составляющая, от которой мы очень сильно зависим – это обеспеченность ГСМ, у нас 100-процентная доступность.
Состояние цен. Мы отмечаем, что в последние три года ежегодно, в период весенне-полевых, ранее у нас отмечался рост цен, был рост и 9 процентов, был рост и 17 процентов. Надо отметить, что текущий год ознаменован стабильностью цен и, мы считаем, что это беспрецедентные усилия правительства в связи с колебаниями, которые есть на рынке для того, чтобы всё же дальнейший рост ГСМ не отражался на себестоимости нашей продукции.
Мы рассчитываем, что в ближайшие пять лет производство минеральных удобрений, потребление должно быть удвоено. Исходя из этого, мы требуем от регионов и, думаем, что во второй половине года мы предложим пятилетнюю стратегию внесения органических минеральных удобрений, которые будут напрямую увязаны с теми объёмами производства, удвоение которых мы ожидаем.
Главная стратегия, которую сегодня рекомендует Минсельхоз – это сортообновление, дальнейшая техническая модернизация, повышение плодородия почвы, совершенствование инфраструктуры, которая позволяет нам увеличить экспортный потенциал, расширяя регионы Российской Федерации по доступности к перевалочным пунктам.
Возвращение научно-обоснованного севооборота – это главное правило и требование, которое должно состояться как на Дальнем Востоке, так и в Сибири, соответственно, и в южных регионах в том числе. Потому что, исходя из этого, мы выходим на максимальное плодородие, на возможность создания кормовой базы для развития животноводства. Учитывая, что мы завязаны на мировые цены, являемся частью мировых производителей сельскохозяйственной продукции, то, безусловно, мы должны делать всё, чтобы себестоимость нашей продукции была конкурента на всех рынках, не говоря о внутреннем.
Котлеты отдельно — мухи отдельно
Вообще, мы очень хотели бы, чтобы дальнейшее экспертное мнение формировалось в отношении товарного производства молока в России, за которое непосредственно мы все отвечаем. Потому что ведение личного подсобного хозяйства – это всё же предмет ответственности региональных властей, это уровень вовлеченности самозанятости сельских жителей, и, соответственно, вытекающая возможность получения определённых доходов. Поэтому там, где сегодня молоко, выращенное в личных подсобных хозяйствах, попадает в переработку, мы оцениваем, что регионы как бы выполняют свою задачу. Но там, где сегодня трудовых ресурсов нет по производству молока в ЛПХ и, к большому сожалению, не будет, надо эту историю тоже реально оценивать.
Вопрос, что делать? В прошлом году мы создали 980 семейных ферм. Много или мало? Мало. Надо в пять раз больше их создать. Что нужно от государства для того, чтобы это происходило? Гранты даём на создание кооперативов. Переработчики готовы иметь дело, поддержка со стороны государства на литр молока имеется. Поэтому мы для себя понимаем следующее, что вектор, в том числе инфраструктурного развития сельского хозяйства, — это принципиальная история.
Прошерстить каждый населенный пункт
И мы все должны понимать, что эта программа будет сформирована, если будут программы в регионах Российской Федерации. А это значит, в каждом регионе надо проинвентаризировать каждый населённый пункт, все трудовые ресурсы и, исходя из этого, смоделировать, кто занимается ЛПХ, где будет у нас семейная ферма, где будет будущий кооператив и, соответственно, куда он будет привязан в плане переработки. Всё остальное – это разговоры.
Так вот, я хотел назвать всё же цифры. Крупные индустриальные производители молока занимают 40 процентов в общей структуре производства товарного молока из объёма 16,2 миллиона тонн. Есть производители, которые производят в сутки 1500 тонн. Буквально три дня назад, Владимир Иванович, у вас на родине, открылся очередной комплекс с поголовьем 2 тысячи 800 дойного стада высокопродуктивного, который является 22-м проектом в целом по стране. И насколько мы понимаем, что ещё два комплекса в Рязани позволят изменить и кратно уйти от цифр 90-го года в объёме производства молока. Вторая доля объёмов производства – это фермерские хозяйства. 35 процентов – объём молока, который производится сегодня в КФХ.
И, конечно, у нас есть регионы со своей спецификой, к примеру, Удмуртия, Татарстан, Башкирия, где всё же ЛПХ, а, может, их можно было и назвать бы семейными фермами, но они являются серьёзными производителями и дополняют переработчиков в объёме производства молока.
Наверняка присутствующие дополнят статистику, но мы положительно оцениваем усилия последних трёх лет в производстве молока и в продвижении и преодолении порога продовольственной безопасности. Более того, молочная продукция уже сегодня является предметом экспорта, а в ближайшие пять лет мы видим, что мы не только будем себя обеспечивать молоком, но в том числе и близлежащие страны…
Росагролизинг нас спасет
В целом аграрии в год приобретают 50 тысяч единиц сельскохозяйственной техники, из которых 17 тысяч – через меры господдержки, по постановлению 1432. Если мы говорим о самоходной технике, которая формирует основной баланс оснащения, то у нас получается 12,5 тысячи комбайнов, тракторов разной мощности, до 5,5 тысячи, за последние пять лет я называю, в год, это приобретение кормоуборочных, и до тысячи… извиняюсь, тысяча кормоуборочных и 5-5,5 тысячи комбайнов зерноуборочных.
Вопрос: много это или мало? Конечно, здорово, что у нас есть наша техника, но льготный кредит, доступность которого… в последние два года мы видим, что его порог оказался исчерпанным, потому что у нас есть аграрии, которые не могут взять кредит в силу своей кредитной истории, залогового инструмента, не в полном объёме. И вы совершенно справедливо отметили, было принято решение, инициированное Дмитрием Николаевичем (Патрушевым) в отношении докапитализации Росагролизинга. Росагролизинг разработал специальную программу, и мы имеем сейчас беспрецедентную востребованность аграриями поставки техники через Росагролизинг.
Экспертное мнение говорит о том, что ближайшие пять лет это будет главный инструмент вопреки ещё инструменту льготного кредита и скидки, которую мы имеем. Поэтому цифры говорят сами за себя. Вот за четыре месяца текущего года мы имеем поставку самоходной техники через Росагролизинг на 7,5 миллиарда рублей, и фактически 885 тракторов, 425 комбайнов.
Если мы продолжим такими темпами, у Росагролизинга сегодня объём кредитного портфеля 25 миллиардов, мы уже на сегодня за первый квартал 10 с половиной миллиардов фактически использовали. Поэтому мы считаем, что это прорывная ситуация, она очень эффективная. Почему? Потому что техника на полях будет уже сегодня в том количестве, которое нужно нам.
Мы сильны экспортом зерна
У нас есть традиционные рынки, где российское зерно является сырьём для уже перемола в третьих странах. И мы понимаем, что уровень экспорта, который был продемонстрирован у нас в 2017 году, в 2018 году, позволяет нам говорить о прочных позициях на мировом рынке экспорта зерна (мука опять в загоне? – Авт.). И для того чтобы это сохранять, зерно должно быть более качественное и, соответственно, по себестоимости более дешёвое.
Когда мы говорим об удвоении масличных, здесь посложнее. Почему? Потому что поставлять масличные в виде сырья мы не будем, это продукт переработки, передел, перед нами повышенный спрос на всех рынках мировых. Но при этом мы должны понимать, что мы располагаем перерабатывающей мощностью на 75 процентов, которая загружена на 75 процентов, это наш МЖК. Поэтому надо очень осторожно подходить к строительству новых, разумнее продолжать модернизировать под внешние рынки существующее производство. Но высевать масличные больше 14 процентов, мы считаем, это преступление. А добиваться будем за счёт роста урожайности. Урожайность по стране масличных 14 процентов, это тогда, когда мы должны на сегодняшний день иметь минимум 24. Вопрос: что надо делать? Надо просто работать. Поэтому нужна техника, нужны удобрения, нужны правильные сорта и гибриды.
Вот здесь особо хотелось обратить внимание, что в программе ФНТП у нас запланированы 19 подпрограмм, одна из них будет касаться развития селекции и семеноводства масличных культур. И здесь мы понимаем, что приоритет сегодня по урожайности, который мы имеем, происходит за счёт гибридов зарубежных селекций.
Мы верим в науку
Мы верим в нашу селекционную науку. Мы верим в сегодняшний тандем с Министерством образования и науки. И рассчитываем, что эта работа должна быть более публичной. В связи с этим мы хотим завязать наши научно-исследовательские институты, завязать наших основных производителей данного сырья на то, чтобы в производстве, товарном производстве в обязательном порядке была доля высева отечественными семенами и гибридами. Это касается также и кукурузы.
Но иногда аграрии говорят: а что это вы хотите нашими рисками, нашим недобором как бы решать развитие селекции. Есть профессоры, есть академики, есть целые институты. А у меня денег не хватает. Поэтому таких добровольцев, патриотов, слава Богу, достаточно, но мы бы хотели, чтобы всё же мы разобрались с таким звеном, как семеноводство, или опытные хозяйства, которые были в прошлой экономике, и которых не стало в этой экономике. И государственно-частное партнёрство в окончательном варианте всё же состоялось.
Поэтому хотелось бы услышать предложения присутствующих на этот счёт.
Говоря о продовольственной безопасности, особо хотелось отметить, что самообеспечение, которым сегодня мы уже можем гордиться, с одной стороны, это как бы достижение. С другой стороны, мы должны понимать, что ситуация на мировых рынках всегда быстро меняется, и только профицитная экономика, в том числе сельскохозяйственная, позволяет нам чувствовать себя комфортно. Поэтому восстановление поголовья у тех хозяйствующих субъектов, которые занимаются только растениеводством, это тоже требование научно обоснованного севооборота.
Источник: k-vedomosti.ru
Ваш комментарий
|
|