Инвесторы не потеряли интерес к российскому рынку
13 July 2015, 10:34
  3 комментария  

Несмотря на геополитические риски, инвесторы не теряют интерес к российскому рынку.

Решение суверенного фонда Саудовской Аравии Public Investment Fund (PIF) инвестировать $10 млрд в российские проекты вновь привлкло внимание к такой категории инвесторов, как суверенные фонды благосостояния. Их отличительной чертой является абсолютный приоритет сохранения основного капитала как части национального богатства, как бы «вынесенной за периметр» экономики страны. Поэтому фонды попадают в ситуацию инвестиционного выбора, и критерии здесь не только традиционные (учет риска, доходность, прирост стоимости капиталовложений, сохранение капитала), но и, например, корреляция с национальной стратегией развития или учет геополитической ситуации.

Поэтому, если оперативное управление инвестициями осуществляется профессиональной международной командой управляющих, то за стратегический выбор отвечает владелец. В текущей ситуации — принимая во внимание долгосрочный кризис в отношениях России и Запада — суверенным фондов приходится учитывать новый фактор глобального риска.

С одной стороны, практический все фонды (а их примерно 90) имеют инвестиции в зоне американского доллара и, следовательно, должны учитывать позицию США в отношении сотрудничества с Россией и российскими компаниями. С другой стороны, Россия является не только крупнейшей по территории страной, но и обладателем наибольших нераспределенных ресурсов всех видов.

Суверенные фонды не хотят упускать возможностей, которые дает российский рынок.

Насколько я знаю, практически все ведущие фонды так или иначе сотрудничают с Россией, естественно с учетом позиции США и, естественно, тщательно проводя «compliance analysis» по санкционным спискам.

Инвестиционное партнерство может быть прямым, как в случае с CIC, CDC, Mubadala, Kuwait Investment Authority, Qatar Holding, или опосредованным — ADIA, Norwegian Government Pension Fund, Temasek и так далее. Опосредованные формы присутствия — через инвестиционные компании в третьих странах, фонды развивающихся рынков, построенные по географическуму (упор на Евразии, например) или отраслевому (энергетика, продовольствие, телекоммуникации) принципу. Отдельного портфеля инвестиций в Россию (в классическом понимании) у фонда нет, но управляющие создают группу активов в российской зоне и отдельно отслеживают их поведение. Если мы чего-то не видим, это не значит, что этого не существует.

Собственно, даже американские компании и банки подтверждают интерес к российской экономике, активно (прирост двусторонней торговли Россия-США — 12% за 2014 год, на фоне падения торговли Россия-ЕС — 8,5%) развивая инвестиционно-финансовое и торговое сотрудничество с российскими компаниями, не попавшими под прямое действие санкций. Знаю пример одной крупной российской компании, не находящейся под санкциями, с которой активно сотрудничают американские банки, в то время как европейские после событий прошлого года стали гораздо осторожнее.

Американские компании и банки лучше понимают, что такое санкции и какие реальные ограничения они накладывают на бизнес. Европейцы же внимательнее оценивают возможные риски и готовы снижать уровень сотрудничества. Показательно высказывание одного из американских бизнесменов на последнем Санкт-Петербургском экономическом форуме: «Если американские власти не хотят, чтобы я встречался с президентом России — пусть его включат в санкционный список».

Конечно, масштабы инвестиций суверенных фондов и России пока незначительны — миллиарды, при том, что под их управлением находится $6,5 трлн (оценка на начало 2015). Важно качество отношений, которое может быстро перерасти в количественные изменения.

Решение саудовского фонда PIF — это как раз тот случай, когда владелец фонда принимал решение с учетом геополитической реальности. Роль России на Ближнем Востоке стала более значимым фактором, чем риски, связанные с состоянием российской экономики или возможной негативной реакцией на сделку со стороны США.

Возможно примеру Саудовской Аравии последуют и другие фонды и не только из арабских стран. Суверенные фонды склонны к коллективному поведению. Для них характерен принцип взаимной защиты стратегических долгосрочных инвестиций путем перекрёстных вложений в национальные экономики и консолидированная позиция по правилам инвестиционного поведения в отношении третьих стран. Внешняя политика США — направленная на силовое подтверждение своего доминирования в XXI веке и сдерживания потенциальных противников — Россия и Китая — привела к тому, что США и американские инвестиционные партнерства сами стали фактором риска. Попробуйте с американским паспортом открыть счет в любом швейцарском банке — вы увидите, как местные банкиры оценивают уровень риска от финансового сотрудничества с Вами — как резидентом США.

Естественно, никто не побежит в США изымать инвестиции. Экономика США является значительной частью мировой экономики и финансовой системы и найти альтернативные объекты для инвестирования невозможно. США предоставляют хорошие возможности для инвестирования в растущую экономику. Фондовый рынок перегрет (коэффициент цены к доходности коэффициент стремится к 20), но пока это не особенно беспокоит инвесторов. Проблема заключается в том, что, как говорят на Wall Street: «Деревья не растут до небес».

Формирование новой геополитической реальности в Евразии, появление BRICS, создание альтернативной в отношении МФВ и Всемирного банка финансовой архитектуры размывают доминирующую позицию США в мире. Центр мировой экономики — динамика экономического роста и относительный размер экономик, перемещается в Азию.

Вода разрушает камень — говорят китайцы. Течение мировой истории размывает основания империй. Говорят, что империи могут быть абсолютны в пространстве, но не во времени. Россию невозможно исключить из объективной реальности, Об этом говорит факт приезда 10.000 участников из 120 стран на последний Петербургский экономический форум.

Суверенные фонды управляют частью национального благосостояния и основной задачей является его сохранение и преумножение на благо нации. В этих условиях инвестиционный выбор осуществляется с горизонтом в несколько поколений и учитывает долгосрочные перспективы — на 50 и 100 лет вперед. Выбор инвестиционного партнерства с Россией показывает, что многие владельцы суверенных фондов верят в долгосрочные перспективы России как суверенного государства, являющего интегрированной частью мировой экономики, владеющей важными и значительными экономическими ресурсами.

Как сказал Джек Ма, основатель и владелец компании Alibaba Group, — в ответ на вопрос о причинах выбора момента для прихода в Россию — сегодня шансы, что ситуация в российской экономике ухудшится вдвое меньше, чем на то, что ситуация улучшится. В этих условиях инвестиционные партнёрства между суверенными фондами и Россией неизбежно будут расти и развиваться.

Источник: forbes.ru

Теги     инвестиции      РФ      суверенные фонды   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
3 комментария
  1. Насчет «перегретого американского фондового рынка с коэффициентом цены к прибыли стремящейся к 20, означающего окупаемость инвестиций на протяжении означенных лет, хорошо написал Алан Гринспен в книге Карта и территория. «Парадокс Джессела. Я впервые познакомился с этим парадоксом бычьего рынка еще подростком, когда Джордж Джессел, известный в то время комик, читал монолог об инвесторе – скептике, который скрепя сердце решает вложить деньги в акции. Он начинает с покупки сотни акций редко торгуемой никому не известной компании. И — сюрприз! – цена поднимается с $10 до $11. Воодушевленный удачей, он покупает больше акций. И наконец, когда его покупки взвинчивают цену до $30, он решает зафиксировать прибыль. Он звонит брокеру и просит продать акции. Брокер, замешкавшись, спрашивает: «Кому?» Я называю это парадоксом Джессела. Парадокс Джессела в широком смысле заключается в том, что каждый «скептик- покупатель» постепенно становится убежденным быком. Процесс превращения медведей в быков взвинчивает цены все выше и выше, отчасти в результате стадного поведения. В упрощенном случае на пике рынка остаются только оптимисты, полностью вложившиеся в актив. Необращенных скептиков, готовых купить что – то у нового продавца, нет».

  2. Россия может стать продовольственной сверхдержавой, учитывая ее обширные земли и природные ресурсы, пишет Wall Street Journal.

    «Потенциал огромен. Российская империя была крупным экспортером зерна и яиц в Европу в конце XIX – начале XX века», — пишет издание. Свои позиции на международных продовольственных рынках Россия утратила из-за коллективизации, но возвращение к рыночной экономике в конце XX века принесло отрасли «новую надежду» и привело к повышению урожайности, отмечает оно.

    По мнению Wall Street Journal, значительную роль в развитии российского сельского хозяйства сыграли иностранные инвестиции и внедрение новых технологий, а санкции Запада и ответные меры России негативно повлияли на отрасль.

    Решение проблем сельского хозяйства Россия может найти на востоке, отмечает издание. Так, дочерняя фирма китайской инвестиционной компании Huae Sinban объявила о планах арендовать значительные площади на Дальнем Востоке, пишет оно. Альтернативной стратегией могло бы стать приглашение американских и других иностранных компаний для организации сельскохозяйственного производства в Черноземье, Сибири, Ставрополье, на Кубани и в бассейне Волги. Некоторые западные фирмы уже успешно работают в российской пищевой промышленности, отмечает Wall Street Journal. Soyanews. P.S. Высокая стоимость финансирования нередко делает перспективные инвестиции непривлекательными.

  3. Наши предприятия преодолели сложный период в экономике и готовы снова приносить доход. К такому выводу пришли эксперты информагентства Bloomberg, назвав Россию самой привлекательной для инвесторов из всех стран БРИКС.
    Китай, который лидировал в этом финансовом рейтинге, впервые за долгое время опустился на второе место. Дальше идут Индия, Бразилия и ЮАР.

    Как поясняют опрошенные агентством эксперты, утверждения о привлекательности инвестиций в российские компании еще недавно выглядели нелогичными из-за падения цен на сырье и сокращения международных резервов. Однако «ситуация в корне изменилась» за последние семь месяцев, говорят они: устойчивый рост промпроизводства ряда товаров и увеличение стоимости нефти повысили привлекательность российских активов. Кроме того, рекордное снижение волатильности российского рынка наряду с возросшим колебанием цен в Поднебесной позволяет получать прибыль от инвестиций в Россию и Китай с коэффициентом 1 и 0,6 балла соответственно, говорят иностранные финансисты.

    Как выяснилось, российские эксперты мнение коллег полностью разделяют. Заслуженный экономист России, профессор Финансового университета Виктория Перская назвала «РГ» три составляющих вновь обретенной инвестиционной привлекательности нашей страны.

    Первая. В последнее время наша страна делает упор на реальные сектора экономики, в том числе и сельское хозяйство. Начали работать программы по импортозамещению, что уже в этом году может принести неплохие дивиденды.

    Вторая. Об экономических связях, которые Россия налаживает в последнее со странами ШОС, ЕАЭС и БРИКС, говорит уже весь мир, напоминает эксперт. «Наша страна тем самым расширяет потенциал взаимодействия, рынки сбыта и так далее, — говорит Перская. — То есть мы выступаем уже в совокупности с десятком других стран. Для инвесторов такие кооперации всегда служат магнитом».

    И третье. Россия в этом году стала лидером по развитию информационных технологий, оттеснив даже Китай и Индию. А это один из самых перспективных и прибыльных рынков, отмечает эксперт.

    А вот ситуация с оттоком капитала переломится еще не скоро, уверены эксперты, в этом году его сокращения ждать не стоит. Как и прогнозировал Центробанк, в этом году он может составить 111 миллиардов долларов (по итогам полугодия он составил 52,5 миллиарда долларов).

    По словам Виктории Перской, Поднебесная сама обрекла себя на второе место в рейтинге инвестиционной привлекательности. «Правительство Китая в этом году решило пустить средства не в стимулирование производства, а на социальные расходы, — пояснила она. — Если в 2005 году в систему социального обеспечения попадало всего 68 процентов жителей, то сейчас уже больше 90 процентов. Там поставили задачу создать среднезажиточное общество». Если Китай не пересмотрит свои приоритеты, то Россия надолго возглавит этот рейтинг. Soyanews. P.S. Способности сосредоточены в промежутке между тем что с нами происходит и нашей реакцией на происходящее. В экономике все строится на росте производительности труда, лидерстве в издержках и операционной эффективности.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Более 330 млрд руб. направлено в 2024 г. на льготное кредитование АПК России
Господдержка льготного кредитования в АПК РФ в 2024 году составила 330 млрд рублей.
На Дону под урожай 2025 г. вся озимая пшеница засеяна российскими сортами
Озимая пшеница в Ростовской области высеяна под урожай 2025 года на 100% семенами отечественных сортов