Экспорт российской сельхозпродукции: планы и реальность
04 February 2019, 11:11
Объем экспорта сельскохозяйственной продукции из России по итогам 2018 года составит порядка 26 млрд долларов. Урожай, который Россия получила в 2018 году, позволит стране направить за рубеж запланированные объемы зерна: экспортный потенциал по зерновым культурам составляет 39 млн тонн, по пшенице — 34 млн. Продолжится ли этот рост в 2019 году?
По словам министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, Россия в 2018 году собрала хороший урожай зерна — 110 млн тонн в чистом весе. При этом все зерновые и зернобобовые культуры обмолочены на 100% площадей. Общий экспорт зерновых в 2017-2018 сельскохозяйственном году (с 1 июля 2017 года по 30 июня 2018 года) составил 52,422 млн тонн, включая 40,449 млн тонн пшеницы.
В денежном выражении экспорт продукции российского АПК стабильно растет, превысив еще в 2015 году экспорт военной продукции.
Традиционно в российском сельскохозяйственном экспорте основную часть составляет зерно (около 40%), затем идут подсолнечное масло (18%) и рыба (17%). При сохранении темпов роста, заявленная цель – удвоить экспорт продукции АПК к 2024 году до 45 млрд долларов – вполне достижима.
По оценке гендиректора Международной зерновой компании Николая Демьянова, за последние 10 лет Россия дважды удваивала объемы экспорта зерна. Наращивать экспорт сельхозпродукции должен помочь новый нацпроект «Экспорт АПК». Согласно которому через шесть лет Россия будет продавать за рубеж почти 55 млн тонн зерна. Основными экспортными зерновыми рынками для России станут страны Африки, Юго-Восточной Азии, Персидского залива и Китай.
По рыбе и морепродуктам также предполагается почти двукратный рост экспорта – до $8,5 млрд долларов. Еще более значительный рост ожидается по мясной и молочной продукции — экспорт должен увеличиться более, чем в четыре раза: с $633 млн в 2017 году до $2,8 млрд к 2024 году. В три раза должен вырасти экспорт продукции масложировой отрасли — до $8,5 млрд.
Менее приятной деталью на фоне быстро растущих объемов экспорта остается его структура. «Мы экспортируем в основном масло наливом, а не бутилированное. Это позволяет другим странам, а не нам, получать добавленную стоимость», — считает исполнительный директор Ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев также признает, что и в этой отрасли основную долю экспорта составляет сырье.
При этом возможности нарастить экспорт в денежное выражении за счет более глубокой переработки сырья в России вряд ли будет использована. Необходимых для этого инвестиций в ближайшие годы, скорее всего, не найдется.
Факторы роста и сдерживания
Многие эксперты, признавая достижения российского продовольственного экспорта, отмечают, что значительная часть его прироста связана с внешними обстоятельствами. Сказалась благоприятная конъюнктура мирового рынка, а также ослабление рубля. Из реализованных мер правительства по поддержке сельскохозяйственного экспорта можно назвать обнуление железнодорожных тарифов на перевозки. Эта мера позволила существенно увеличить экспорт продукции АПК из Сибирского и Дальневосточного регионов.
Если в 2019 году мировая конъюнктура изменится, а новые меры поддержки сельского хозяйства на правительственном уровне не появятся, то наращивание экспорта будет не таким значительным. Отрасль может выйти на заданные уровни производства и экспорта только при условии проведения серьезных структурных изменений в экономике и законодательстве, либерализации налогообложения агробизнеса, радикального увеличения производства конкурентоспособной сельхозпродукции и продовольствия.
Еще один фактор, который будет определять рост экспорта, связан с расширением географии поставок российской сельхозпродукции. Минсельхоз РФ заявил о том, что намерен направить за рубеж к 2021 году 50 представителей АПК, которые будут работать над повышением узнаваемости российской сельхозпродукции. Для подготовки таких специалистов в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) объявлен набор на программу профессиональной переподготовки «Атташе по вопросам сельского хозяйства». Изучать, проникать и осваиваться на новых зарубежных рынки для России принципиально важно. Поскольку на привычных и традиционных рынках происходят самые разные изменения.
Китайская стратегия
Экспорт продукции российского АПК в соседний Китай в минувшем году вырос значительно. Как отметил Министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев, за 9 месяцев 2018 года они выросли на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли показателя в 1,8 млрд $.
Однако, китайский бизнес не только увеличивает закупки продукции российского АПК, но и наращивает свое присутствие и развивает собственное производство в России. По данным СПАРК, к февралю 2018 года в стране было зарегистрировано 5867 компаний, среди владельцев которых значились физические и юридические лица из КНР.
Больше всего юридических лиц с китайским участием в Москве, где действуют 1946 компаний. На втором месте — Приморье (652 компании), далее идут Санкт-Петербург с 366 и Амурская область с 327. Китайский бизнес можно обнаружить во всех регионах России, включая Калининградскую область, Чечню, Севастополь, Крым и Адыгею. Всего китайский бизнес присутствует в 74 из 85 регионов России.
Сельскохозяйственное производство является одним из главных направлений китайского бизнеса в России. Особенно, в соседних с КНР регионах. Отчеты о деятельности «китайских фермеров» в России подтверждают это. Так, в 2018 году доход от деятельности сельхозпредприятий района Айхуэй в РФ составил 120 млн юаней или 17,7 млн $). Компании только одного этого района эксплуатируют более 60000 га земель в Амурской области и в соседних регионах юга Дальнего Востока РФ. По информации газеты Хэйхэ Жибао, китайские компании на территории Дальнего Востока России работают над развитием пяти крупных российско-китайских сельскохозяйственных кластеров на территории РФ. В основном компании района Айхуэй на территории Дальнего Востока России выращивают и перерабатывают сою. Значительная часть ее вывозится на переработку в Китай.
Подобные предприятия появляются и в других регионах России. Похоже, что Китай выстраивает собственную политику аграрного сотрудничества, обеспечивая поставки продукции АПК уже не только за счет традиционных закупок у российских производителей, но и за счет расширения производства китайскими компаниями на территории России. Пока объемы экспорта российской продукции в КНР и «собственного» производства китайскими бизнесменами сельхозпродукции на территории несопоставимы. Но у китайских бизнесменов богатый опыт «освоения» далеких территорий и серьезные планы на мировое лидерство. И это значит, что в будущем фактор развития китайского производства на российских сельхозугодьях тоже может оказать влияние на экспорт отечественной продукции.
Заявленная стратегия увеличения экспорта продукции АПК впечатляет. Но как она будет фактически реализована, и будут ли результаты столь же эффектными, покажет ближайшее время.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 4 по 8 февраля 2019.
Источник: agroxxi.ru
Ваш комментарий
|
|