Экологически чистые продукты питания выходят на рынок
10 July 2013, 11:30
В чистом поле под Угличем прошла торжественная (с музыкой, речами и аплодисментами) церемония открытия мясоперерабатывающего завода, в которой приняли участие именитые гости, в том числе председатель правительства Ярославской области, заместитель губернатора, мэры и главы муниципальных районов, а также бизнесмены из-за рубежа.
А ведь этот завод, оснащенный оборудованием австрийской компании Schaller, – отнюдь не какой-нибудь мясной гигант: он рассчитан на переработку в сутки всего-то 25 голов КРС или 50 голов овец, коз, свиней. И, казалось бы, открытие такого предприятия – вполне заурядное событие, не заслуживающее особого внимания.
Но, как выясняется, это далеко не так.
Все дело в том, что новый мясной завод близ древнего Углича, построенный агрохолдингом «АгриВолга», абсолютно не похож на другие аналогичные предприятия, потому что с его конвейера начала сходить пока еще не привычная для нас экологически чистая мясная продукция.
Хотя, конечно, экологически чистыми могут быть не только мясо, но и молоко, и овощи, и картофель, главное отличие которых от обычных продуктов питания состоит в том, что они не содержат генетически модифицированных ингредиентов, в их производстве не используются пестициды, гербициды, ядохимикаты и искусственные удобрения, а к тому же они не содержат искусственных консервантов, красителей и вкусовых добавок.
То есть в таких абсолютно безопасных для здоровья человека продуктах питания нет никакой «химии», а проще – отравы, которую мы вынуждены повседневно употреблять в пищу, если других продуктов на прилавках нет.
В США, Европе, Японии и других зарубежных странах давно уже занимаются проблемами развития биологически чистого сельского хозяйства. По данным «Википедии», в 2009 году емкость мирового рынка безопасных для здоровья человека биопродуктов превысила $59 млрд, а средние темпы его роста составляют 10—15% в год. Под биологически чистое сельское хозяйство в мире отводится все больше земель: в Европе 5 млн га, в Северной Америке — 1,5 млн га, в Австралии — 10,6 млн га. Все больше фермеров в разных странах мира переключаются на выращивание биопродукции, и почти в каждом супермаркете на Западе есть широкий выбор продуктов и товаров с «зеленой» маркировкой, означающей, что перед вами органическая продукция. Скажем, три из четырёх домохозяйств Британии в том или ином количестве покупают биопродукты. И это — несмотря на их очень высокую стоимость с учетом больших затрат и отнюдь не рекордных надоев, привесов и урожаев.
Ну, а что касается России, то экологически чистые продукты питания занимают пока на рынке, по некоторым данным, лишь доли процента… Увы.
И на этом фоне тем более заслуживает особого внимания тот факт, что несколько крупных компаний России, работающих в сфере агробизнеса, в последние годы энергично стремятся заполнить нишу производства экологически чистых продуктов.
Именно одна такая компания – агрохолдинг «АгриВолга» — несколько лет назад прочно обосновалась на ярославской земле. Это произошло в результате Соглашения о партнерском сотрудничестве, которое заключили «АгриВолга» и Правительство Ярославской области.
Сегодня «АгриВолга», объединив под своим началом 15 из 23 сельхозпредприятий Угличского муниципального района, на 44 тысячах гектаров земли занимается производством высококачественной органической мясомолочной продукции, а также племенной работой по разведению овец (дорсет, суффолк и романовской породы) и крупного рогатого скота мясного и молочного направлений (абердин-ангусской, джерсейской и ярославской пород).
Своеобразным «дебютом» компании «АгриВолга» стал пуск мини-завода по производству экологически чистого молока под маркой «Угличе поле» на первой в Ярославской области роботизированной ферме на 260 коров трех пород — английской джерси, ярославской и помеси ярославки с черно-пестрой.
Коровы здесь свободно разгуливают по ферме, а на их шеях поблескивают красивые ожерелья датчиков, которые позволяют всего лишь одному на всю ферму оператору наблюдать за животными с помощью компьютерной программы.
А ведут себя коровы на роботизированной ферме довольно вольготно: захотелось похрустеть сочным, аппетитным кормом (конечно, произведенным без применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений) – пожалуйста. Захотелось погулять да травки нежной пожевать – никаких проблем.
Но, может, самое интересное состоит в том, что на дойку корова отправляется не по команде, а «по своему хотению». Животные ведь знают, что умный робот обращается с ними мягко и нежно: заботливо вымоет вымя, сцедит первые струйки молока, сделает массаж и только после этого наденет доильные стаканчики. То есть жизнь коровы проходит спокойно, без каких-либо стрессов, прямо-таки в свое удовольствие.
Все это в совокупности и позволяет получать необыкновенно вкусное, ароматное и, главное, экологически чистое молоко, «как у бабушки в деревне», которое после низкотемпературной пастеризации разливается по фирменным пакетам с логотипом «Углече поле». Правда, пока такого бесценного для человека молока «АгриВолга» выпускает немного: 800 литров в сутки. Но ведь это только начало большой программы, которая предусматривает производство, помимо молока, сливочного масла, сметаны, творога, кефира, ряженки.
А вот пуск мясоперерабатывающего завода компании «АгриВолга», о котором шла речь выше, — это еще один впечатляющий шаг в реализации в Ярославской области большой программы стоимостью в 1 миллиард рублей по созданию близ Углича комплекса по производству экологически чистых продуктов питания, спрос на которые, несомненно, будет неуклонно расти, о чем убедительно свидетельствует мировой опыт.
На столь многостороннюю деятельность компании «АгриВолга» хочется посмотреть и с такой точки зрения: а что это, собственно говоря, дает Ярославской области?
«Да нам просто повезло, — говорит глава Угличского муниципального района Сергей Маклаков, — что на нашу землю пришла «АгриВолга». И сами они трудятся, и деньги в наш аграрный сектор вкладывают. К тому же создают налогооблагаемую базу, рабочие места и строят великолепное жилье».
Но почему этот агрохолдинг «прописался» именно в Угличском районе, широко раскинувшемся по обеим берегам Волги?
«Все дело в том, — поясняет президент компании «АгриВолга» Алексей Костин, — что мы как производители экологически чистой продукции предъявляем очень высокие требования к экологии. А Угличский район, экологически чистый, без промышленных предприятий, загрязняющих воздушную, водную среду и землю, подходит для этих целей как нельзя лучше».
Из таких «островков» успешного агробизнеса, как холдинг «АгриВолга», и создается сейчас в России экологически чистое сельское хозяйство.
Вот такая новость: в мае этого года крупнейшие отечественные производители органической продукции, в том числе группа компаний «Агранта», основным сельхозактивом которой является «АгриВолга», подписали меморандум о создании Национального органического союза (НОС). Цель такого объединения – содействие развитию экологически чистого земледелия и формирование условий для вывода отечественной отрасли в мировые лидеры органического сельского хозяйства. Ведь в нашей стране до сих пор нет закона, четко регламентирующего и контролирующего производство безопасных для человека продуктов питания.
Отрадно, что министр сельского хозяйства России Николай Федоров весьма оптимистично оценивает перспективы развития в нашей стране рынка экологически чистой продукции, подчеркивая, что он как федеральный министр является активным сторонником государственной поддержки расширения производства этих продуктов питания.
По словам Николая Федорова, Минсельхоз принимает сейчас активное участие в разработке законопроекта о развитии в России экологически чистого земледелия, который, по мнению министра, будет согласован уже в этом году.
А это даст новый импульс производству хотя и дорогих, но экологически чистых продуктов.
Кстати, о ценах. Как свидетельствуют данные опроса, проведенного в нескольких крупных странах компанией Nielsen ShopperTrends, жители России уже перестали выбирать магазины по ценам товаров. Оказывается, покупателей сейчас, прежде всего, волнует возможность приобрести в одном магазине все необходимое, а также качество товара. И если оно, это качество, высоко, человек не станет экономить на цене.
Источник: Крестьянские ведомости
Ваш комментарий
|
|