Чем опасна ВТО?
23 December 2011, 17:00
  6 комментариев  

Меморандум ВТО от 19 марта 2001 постановляет, что национальные законы и регулирование стран мож­но отменить, если ВТО посчитает их «более обременительными, чем необходимо». Это означает, что ВТО будет пересматривать уже принятые законы! При этом в суде ВТО, согласно этому меморандуму, нужно отклонять «контраргументы, указывающие на гарантирование общественного блага», вместо это­го на первом месте должен стоять принцип эффективности. Статья VI.4 соглашения ГАТС предусма­тривает такую «проверку необходи­мости» для национальных законов. Это значит, что комиссия ГАТС по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого парламента или любого правитель­ственного органа любой страны. Именно она решает, является ли тот или иной закон или правило «более обременительными, чем необходи­мо». Причем что такое «необходи­мо», тоже будет решать комиссия ГАТС, а не парламент страны. За­дача комиссии по урегулированию споров при ВТО — гарантировать, «чтобы правительства мира руко­водствовались не тем, что хорошо для их населения, а чтобы законы были как можно выгоднее для ино­странных инвесторов и торговых корпораций». Каждое националь­ное постановление, касающееся защиты природы, должно в соот­ветствии с ГАТС ВТО пройти тест на «необходимость».

 

Кристиан Фельбер резюмирует: «Короче говоря, если даже защита окружающей среды, регулирование финансовых рынков, поддержка на­циональной экономики и социаль­ную защиту ГАТС относит к сфере своего регулирования, то можно сказать, что ни одному националь­ному закону не гарантирована без­опасность от ВТО».

 

В ГАТС важен принцип «равного отношения». Имеется в виду сле­дующее. Если, например, учрежде­ния общественного сектора России получают субсидии, то их должны получать и иностранные частные учреждения, выходящие на рынок. Иначе они считаются «ущемлен­ными в правах». Право же людей на бесплатное лечение и образо­вание при этом не рассматривает­ся! Субъекты права — не люди, не население, не граждане, а — юри­дические лица, фирмы, корпора­ции. ВТО принуждает государства, входящие в нее, снижать финан­сирование общественного сектора (детские сады, школы, универси­теты, больницы, дома престарых, библиотеки, музеи, системы водо­снабжения, транспортные государ­ственные предприятия, пенсионную систему, энергосистемы и сферу здравоохранения, почту и сферу те­лекоммуникаций). «Это означает конец общественного сектора. Как раз этого хочет неолиберализм. От государства должен остаться толь­ко скелет: полиция, суд, армия, цен­тральный банк», — пишет Кристиан Фельбер.

 

Крупнейшие концерны в обла­сти «сферы услуг» родом из ЕС и США. Обращаю внимание на то, что в понятие «сфера услуг» в кон­тексте ВТО входят, кроме обычных услуг (парикмахерских, например) все вышеперечисленные секторы и учреждения! Поэтому логично, что именно США и ЕС требуют от других стран в ВТО открыть эти секторы для доступа иностранных инвесторов и приватизировать общественные блага (здравоохра­нение, образование и т.д.). ВТО требует проведения приватизации общественных благ, которые она рассматривает в качестве коммер­ческих товаров — и передает их под контроль корпораций. «Частные ин­вестиции» и логика извлечения при­были (потому что инвестиции — не меценатство) должны, по ВТО, идти во все области — в спорт, культуру, сферу ЖКХ в той степени, в какой в них можно извлечь прибыль: «Кон­церны уже конкурируют друг с дру­гом за приватизацию водоснабже­ния, трасс между городами и дорог в городах, национальных парков и многое другое». В бедных странах около 80 % населения не может платить за школу, высшее образо­вание, транспорт, воду и электриче­ство, выплачивать взносы на меди­цинскую страховку и пенсию. Тем временем собственникам своих ак­ций компании выплачивают баснос­ловные дивиденды. Эти прибыли должны откуда-то появляться, и их не получить при благотворительных ценах. Правительства государств — членов ВТО к тому же не имеют права регулировать цены, посколь­ку в ВТО такие действия рассма­триваются как «препятствия на пути торговли» и государству грозят эко­номические санкции. Государства, по правилам ВТО, не могут, к при­меру, потребовать от концернов подключить к водоснабжению или транспорту бедные районы, потому что «любое регулирование мешает рынку». То же касается и регулиро­вания цен.

 

ООН предупреждает, что ГАТС лишит широкие слои населения до­ступа к элементарным обществен­ным благам!

 

Бывший директор отделения ГАТС в секретариате ВТО Дэвид Хартридж говорит, что без огром­ного давления американской ин­дустрии финансовых услуг, осо­бенно таких фирм, как American Express или Citicorp, ГАТС не был бы принят. ГАТС лоббировали так­же USCSI (US Coalition of Service Industries), ESF (European Services Forum), Liberalization of Trade in Services (LOTIS), Global Services Network (GSN), International Financial Services London (IFSL). Председа­телем LOTIS, например, является лорд Бриттен, который входил в ру­ководство ЕС и сегодня — он вице-президент международного банка Bankhaus UBS Warburg. В LOTIS представлены банки и страховые компании, которые контролируют сотни миллиардов долларов. Кро­ме банков и страховых агентств, ГАТС выгоден концернам, спе­циализирующимся на энергоси­стемах, системах водоснабжения, образовании и здравоохранении, поскольку ГАТС — инструмент по проведению приватизации этих областей.

 

ВТО, ВБ и МВФ утверждают, что конкуренция частных фирм в обще­ственном секторе понизит цены и улучшит качество, но этот аргу­мент не верен — не имеет смысла класть параллельные рельсы или водопроводные трубы. Как уже показано выше, примеров нега­тивных результатов приватизации общественных благ достаточно: в Великобритании разваливается приватизированная железная до­рога, в штате Калифорния рушится приватизированная система энер­гообеспечения, в Боливии и Южной Африке — обеспечение водой, а в Чили — пенсионная система.

 

ВТО и природа

Пока все судебные споры по эко­логии в ГАТТ-ВТО ослабляли на­циональное экологическое зако­нодательство.

 

Право ВТО ставится выше эко­логического законодательства. На­рушение международных соглаше­ний по защите природы не карается санкциями, и поэтому международ­ные соглашения по защите окружа­ющей среды не имеют фактической силы, — права же экономических субъектов, корпораций, на «свободную торговлю» и эксплуатацию при­роды защищены.

 

По правилам ВТО, государство не имеет право запретить ввоз на свою территорию продуктов, вред­ных для здоровья и окружающей среды, потому что это «против пра­вил свободного рынка».

 

ВТО запрещает маркировать продовольствие какими-либо эти­кетками, которые информируют потребителя о том, насколько эко­логически чистыми являются при­обретаемые им продукты. Нельзя также ограничивать ввоз товаров, производство или потребление ко­торых ведет к разрушению окружа­ющей среды.

 

МВФ, ВБ, ВТО требуют пере­ориентации производства зависи­мых стран на экспорт, что ведет к ускоренному разрушению природы. Попав в «долговую петлю» МВФ и Всемирного банка, страна вынуж­дена постоянно экспортировать свои ресурсы, чтобы заработать ва­люту для оплаты долгов.

 

ВТО не признает международ­ные договоры по защите окружаю­щей среды.

 

ВТО не признает также между­народный принцип осторожности, то есть государство не может за­претить импорт товаров, пока не до­казано, что они вредны. Например, страны ЕС отказались ввозить мясо из США, потому что животных там кормят гормонами. За это против ЕС были введены штрафные санк­ции. То же произошло и с генно-модифицированными продуктами из США: правила ВТО не позволя­ют запретить их ввоз, те государ­ства, которые все же его запреща­ют, платят большие штрафы. Все это, конечно, делается в интересах концернов, производящих генно-модифицированную продукцию, большая часть которых расположе­на в США (например Monsanto)50.

 

Либерализация транспорта мо­жет привести к сокращению же­лезнодорожных перевозок из-за высоких цен на приватизирован­ных железных дорогах и закрытия неприбыльных участков и роста интенсивности        автомобильных перевозок. ГАТС угрожает и на­циональным законодательствам в областях, напрямую связанных с загрязнением природы, таких как нефте- и газодобыча.

 

Инвестиционное соглашение в ВТО

Иностранные инвесторы заин­тересованы в отмене различных государственных требований: по регулированию инвестиций, касаю­щихся величины участия иностран­ного капитала, квот по обязательно­му привлечению местной рабочей силы или по использованию мест­ного сырья или материалов, обяза­тельств по образованию совмест­ных предприятий с фирмами этого государства, выполнения местного законодательства по трудовому и экологическому праву, а также требований, касающихся торгово­го и платежного баланса. Их цель — сделать так, чтобы не возникало внешнеэкономического дисбаланса из-за слишком большой доли по­луфабрикатов, слишком больших валютных расходов или из-за очень большого вывоза прибылей51. Пла­нируется внести в ГАТС законы, от­меняющие подобное государствен­ное регулирование. Правительства стран «семерки» уже поддержива­ют этот проект.

 

Уже во время переговоров ГАТТ, которые перевели к созданию ВТО, США попытались объединить в одну законодательную систему правила, предусмотренные Соглашением о Североамериканской Зоне Свободной Торговли (NAFTA) и правила ВТО. Инвесторы должны были бы получить больше прав и быть лучше защищены, в первую очередь ТНК получали право само­стоятельно подавать жалобы в суд ВТО, минуя государства. Евросоюз также лоббировал интересы транс­национальных инвесторов. Однако попытки США и ЕС потерпели по­ражение благодаря сопротивлению большинства других стран. Потер­пев поражение на первом этапе, США и ЕС попробовали провести эти соглашения внутри блока бога­тых стран — Организации экономи­ческого сотрудничества и развития (OECD), а уже затем убедить весь остальной мир принять эти нормы, одобренные «самыми успешными» странами. Кульминацией этой кам­пании корпоративного лоббизма была попытка принять соглаше­ние MAI (Многостороннее согла­шение по инвестициям, Multilateral Agreement on Investment). Факти­чески MAI предусматривало до­бровольный отказ государств от какой-либо форма контроля за деятельностью частного капита­ла в принципе. Этот документ был настолько скандальным, что вы­звал бурю возмущения в Западной Европе, причем не только в левых кругах. Документ был отвергнут Ев-ропарламентом.

 

Уже сегодня государства сни­жают экологические и социальные стандарты, стремясь привлечь ка­питал. Инвестиционные соглаше­ния еще больше ограничивают права государств предпринимать меры по защите труда и природы, а частные инвесторы — большей ча­стью ТНК — получают возможность в рамках международного права обвинять государства, если те вво­дят регулирование. В региональное экономическое соглашение NAFTA входит инвестиционное соглаше­ние, из-за которого Мексика была приговорена к выплате штрафа американскому концерну, потому что Мексика запретила строитель­ство ядовитой свалки вблизи охра­няемого заповедника!

 

Принятие в ВТО соглашений по модели NAFTA лишит страны пра­вовой возможности самим опреде­лять, как быстро и в каком объеме расходуются ресурсы этой страны.

 

Принцип ВТО «равных прав на­циональных и иностранных инвесто­ров» делает незаконной поддержку национальной промышленности (как частной, так и теоретически государственной), потому что ино­странные и национальные инве­сторы «должны обладать равными правами».

 

Финансовый рынок и ВТО

В интересах банков, страховых фон­дов и трейдеров (торговцев ценны­ми бумагами), США вместе с ЕС и Японией пытались интегрировать в на Уругвайском раунде специ­альное соглашение о финансовых услугах в ГАТС. Финансовые игро­ки оказывают большое влияние на формулирование политических по­зиций правительств и ВТО.

 

ГАТС и ФТА желают отменить оставшиеся барьеры для свобод­ного потока финансового капитала, что требуют также МВФ и ВБ. Со­глашения ГАТС узаконивают круп­ные финансовые и спекулятивные манипуляции, направленные про­тив стран «третьего мира» — в ре­зультате эти страны отказываются от самостоятельной денежной, а, следовательно, и экономической политики. ЕС требует от других стран, чтобы они открыли доступ западным банкам на свои рынки пенсионного обеспечения и стра­хования, отменили ограничения по участию иностранного капитала и либерализовали потоки капитала. ГАТС запрещает государствам ре­гулировать количество вывозимых иностранными концернами за гра­ницу прибылей.

 

ТРИПС в ВТО

Дерегулирование торговли по пра­вилам ВТО, сопровождаемое рас­ширением защиты прав интеллекту­альной собственности (соглашение ТРИПС), позволяет ТНК проникнуть на национальные рынки и расши­рить свой контроль практически на все секторы национальных произ­водственных секторов, сельского хозяйства и сферы услуг.

 

Концерны США, ЕС и Японии занимают в области производства программного обеспечения, ме­дикаментов, химии и развлечений доминирующую позицию. Соглаше­ние ТРИПС гарантирует концернам этих стран защиту их позиций. Вступление в ВТО и, следователь­но, подписание части договоров ВТО — ТРИПС — приведет в Рос­сии к уменьшению числа исследо­ваний и системы исследований. Коммерциализация и приватизация интеллектуальных, ремесленных, культурных прав и прав на произве­дения искусства гарантирует мак­симальные прибыли олигополии из отобранных знаний народов, кото­рые используют эти знания до сих пор бесплатно. Например, олиго­полии крадут эти знания у народов стран «третьего мира» и затем за­ставляют покупать их у концернов. Концерны, обладающие властью на рынке, готовы к применению насилия. Под лозунгами защиты интеллектуальной собственности и призывая к суду ВТО, представ­ляющего как раз их интересы, ТНК присваивает себе чужие права. Дело в том, что значительная часть агрономических и биологических знаний, которые используются в сельском хозяйстве бедных стран, не защищены патентами. Корпора­ции оформляют патенты на себя, присваивая это «незащищенное» знание, а затем требуют, чтобы им платили за использование подоб­ной информации или биологиче­ского материала, ранее — общедо­ступного и бесплатного. Они также монополизирует торговлю рисом, зерном и другими ключевыми био­логическими ресурсами. Фактиче­ски ТРИПС легализует биопират­ство западных концернов.

 

ТРИПС должно защищать и рас­ширять монополии концернов: «Цель ТРИПС — гарантировать технологическое преимущество стран “первого мира” на как мож­но более долгий период. Но успе­хи индустриализации сегодняшних развитых стран были возможны как раз потому, что тогда не было все­мерной защиты патентов».

 

Показательный пример — скан­дал с фармацевтическими концер­нами, требующими для себя доступ к рынкам стран «третьего мира» на эксклюзивных правах, то есть с запретом для этих стран поку­пать более дешевые медикаменты у других фирм — что обернулось настоящим геноцидом в Африке. Вместо улучшения уровня жизни населения такая политика привела к массивному росту цен в областях медикаментов, медицинской техно­логии и биотехнологии.

 

Соглашение ТРИПС было за­ключено при массивном влиянии 13 американских концернов. Джеймс Эниарт из одного из них, Monsanto, описал, как родился ТРИПС: «Кон­церны стала волновать большая проблема в международной торговле. Они разработали путь решения, сделали конкретное предложение и дали его на подпись своему прави­тельству и правительствам других стран».

 

Негативные результаты поли­тики ТРИПС для стран «третьего мира» — рост цен на медикаменты, обострение дисбаланса импорта-экспорта, рост безработицы из-за уменьшения производства внутри страны.

 

По правилам ТРИПС запреты на рекламу детского питания (среди которого могут быть нежелатель­ные для детей продукты, напри­мер, детское питание, содержащее генно-модицифированные ингре­диенты), табака и алкоголя неза­конны, потому что они считаются «дискриминацией иностранных производителей».

Сельское хозяйство и ВТО

«Либерализация» сельского хо­зяйства подрывает безопасность продовольственного обеспечения в странах «третьего мира», пригова­ривает сотни миллионов крестьян на нищету и миграцию в городские кварталы нищеты, где они лишены будущего. Под лозунгом «миро­вой свободной торговли» сельское хозяйство,     призванное обеспечить население продовольствием, перепрофилируется в экспортно-ориентированную аграрную про­мышленность. США и ЕС про­должают субсидировать сельское хозяйство в своих странах, что ведет к перенасыщению рынков периферии субсидированными продуктами, к падению цен на них и банкротству местных произво­дителей. Соглашение по сельско­му хозяйству ВТО требует открыть рынки стран «третьего мира». «Это соглашение ВТО (Соглашение по сельскому хозяйству) сделало за­конным субсидирование сельского хозяйства в развитых странах и од­новременно сократило возможно­сти стран “третьего мира” выйти со своей сельскохозяйственной про­дукцией на мировой рынок».

 

ТНК уже поделили мировой ры­нок и их цель не делиться с другими, а завоевать еще больше. По иссле­дованиям FAO в странах «третьего мира» после 1994 года вырос объ­ем импорта сельскохозяйственной продукции, а не экспорт. Развитые страны, требуя открытия рынков от других стран, ограничивают доступ на свои рынки через таможню, суб­сидирование и использование са­нитарных и фитосанитарных стан­дартов.

 

журнал Commons

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
6 комментариев
  1. Давайте подумаем вместе: А нам нужна така «гангрена»?

  2. Похоже на полную и безоговорочную капитуляцию, с записью России в страны третьего мира. В 90-е, наши западные “партнеры” под развал СССР забрали рынки стран СЭВ, осталось СНГ освоить.

  3. Как стало известно компании «ПроАгро», Европейская комиссия разрешила пищевое и фуражное использование, импорт и переработку на территории ЕС трех сортов генетически модифицированной кукурузы компании Syngenta AG (SYNN) и сорта биотехнологического хлопка компании Dow Chemical Co. (DOW). Решение было принято после того, как представители стран-членов Евросоюза не смогли сформировать большинство как за, так и против соответствующего разрешение.

    Разрешение будет действовать на протяжении 10 лет. Выращивание указанных сортов на территории ЕС не допускается.

    Комиссия одобрила использование сортов кукурузы MIR604 x GA21, Bt11 x MIR604 и Bt11 x MIR604 x GA21, которые характеризуются повышенной стойкостью к насекомым-вредителям и к действию гербицидов.

    Одобренный Еврокомиссией сорт хлопка носит название 281-24-236 x 3006-210-23. Он обладает повышенной резистентностью к вредителям.

    Как сообщала компания «ПроАгро», в ноябре т.г. Высший административный суд Франции обязал правительство страны отменить запрет на генетически модифицированный сорт кукурузы MON 810, который был разработан компанией Monsanto Co.

    Согласно постановлению Европейского суда, правительства стран-членов ЕС имеют право в одностороннем порядке вводить подобные запреты лишь в случае, если они могут предоставить доказательства крайней необходимости принятия такого решения и обосновать наличие высокого риска нанесения ущерба здоровью людей и животных, а также окружающей среде. Высший административный суд Франции считает, что Минсельхоз страны не смог обосновать существование такого риска.

    Французское правительство запретило использование кукурузы MON 810 в феврале 2008 г., сославшись на наличие рисков для здоровья и окружающей среды.

    Представители природоохранной организации Greenpeace выступили с критикой решения суда и призывают правительство провести серьезное научное исследование рисков, связанных с производством и использованием генетически модифицированной кукурузы Monsanto.

    Министр сельского хозяйства Франции Бруно Ле Мэр заявил, что правительство будет искать пути сохранения запрета, несмотря на решение суда

  4. Вхождение России в ВТО приходится на нелегкое экономическо-финансовое время, и не стоит сбрасывать со счетов те экономические риски, которые несет в себе глобальный кризис, а о нем уже давно и многие говорят, как о событии практически неизбежном.

    Снятие торговых барьеров по определению несет в себе выгоду потребителю, ведь дешевеет импортная продукция, да и отечественная, в производстве которой используются импортные составляющие, тоже. Кроме того, конкуренция дополнительно побудит производителей корректировать ценовую политику и модернизировать производство.

    Вхождение России в ВТО будет сопровождаться переходным периодом, в течение которого Россия не будет сразу снимать все оградительные барьеры на некоторые товары. В целом, в течение ближайших лет средневзвешенная пошлина на импорт упадет с 10,3% до 7,1%, в том числе, на промтовары с 9,4% на 6,4%, а на сельскохозяйственную продукцию с 15,6% до 11,3%.

    С другой стороны, на снижение стоимости пошлин в перерасчете на внутреннюю валюту будет накладываться инфляция, которая способна «хапнуть» весь интерес. С другой стороны, если будет рост доходов населения, а цены, пусть даже не будут понижаться, но и не будут расти, выгода будет ощутима и, как говорится, осязаема.

    Предполагается, что через три года будут сняты пошлины на ввоз компьютеров и средств их производства, а также оргтехнику ( пошлины на эти товары будут обнулены), а таможенный тариф на электронику и электротехнику достигнет семи-девяти процентов, вместо нынешних пятнадцати процентов.

    Пошлины на молоко и масло упадут не слишком сильно – с 25-ти по 20-ти процентов, на рыбные готовые продукты – с 15-ти до 12,5%. На 7% упадут пошлины на изделия фармакологического производства. В правительстве отмечают, что давление на внутренний рынок снижение тарифов на импортные лекарства не окажут, но будут выступать сдерживающим инфляцию элементом.

    Также отметим, что некоторые товарные группы будут ввозиться по новым таможенным условиям уже с момента вхождения России в ВТО , но для другой части товаров понижение будет происходить поэтапно, в течение определенного оговоренного срока. Время покажет, плюсы и минусы ВТО, для России.

  5. Слишком важное решение для будущего — народов нашей страны. Последствия слишком весомы, в 90-е нам тоже говорили, хватит кормить союзные республики, без них заживем. В итоге все экономические связи были нарушены, а страна села на сырьевую иглу. А экономическо — финансовое время не помеха для развития, был бы стимул. Я сейчас книжку считаю “Лидерство Мацуситы” Джона Коттера там описано как человек с образованием 4 класса создал одну из крупнейших мировых компаний. Там описано как молодая компания продолжала рост в трудное для экономики время, кризиса 1929года.

  6. Перспективы в связи с грядущим входом в ВТО очень настораживающие. Если резко не улучшится эффективность, конкурентоспособность российских предприятий упадет. Если не снизится значительно себестоимость производства, то мы ничего не достигнем.

    В настоящее время цены на продукцию отечественных производителей гораздо выше, чем в Европе. Единственная сфера, в которой мы конкурентоспособны – это производство яиц. Но тут уже давно достигнут такой рынок производства, который в принципе обеспечивает российский рынок на достаточно приличном уровне. А вот мясо бройлеров, мясо свинины, говядины – это уже несопоставимо все. И поэтому, если мы резко не снизим себестоимость продукции, то даже 10 лет карантина, которые призваны защитить российский рынок, не спасут.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
РФ повысит экспортную пошлину на пшеницу
Это произойдет с 27 ноября , отметили в Минсельхозе
Аграрии из новых регионов получат субсидии на сохранение рабочих мест в АПК
Кабмин выделит субсидии аграриям из новых регионов на сохранение рабочих мест