Чем Абхазия может накормить Россию?
25 May 2015, 10:51

И что может предложить нам соседняя республика.

В середине мая, как мы уже сообщали, Владимир Путин встретился с президентом Абхазии Раулем Хаджимбой. Встреча проходила в рамках Соглашения о союзничестве и стратегическом партнерстве, подписанном в конце прошлого года. На этот раз главы государств говорили об импортозамещении. Чего мы можем ждать от Абхазии?

Агропром имеет жалкий вид

— Надо приложить усилия к тому, чтобы мы сами могли предложить что-то России, а не заниматься пустыми разговорами, — заявил недавно Рауль Хаджима, собрав журналистов республики. По словам главы республики, на встрече с президентом России как раз обсуждались возможности очередного вливания инвестиций из РФ в экономику маленького соседа, но что еще более важно, велся разговор также о том, что Сухум примерит на себя роль более или менее серьезного поставщика агропродуктов на российский рынок. Станет равноправным участником программы импортозамещения. Каков же на самом деле потенциал республики и что она может предложить большому соседу?

По мнению многих экспертов — экономика Абхазии сегодня представляет из себя по большей части фантом, имеющий еле зримую оболочку, благодаря которой его с трудом можно отнести к чему-то материальному. Всем известно, что бюджет государства в основном формируется из денег, которые никакого отношения к внутриэкономическим процессам данной страны не имеют. Речь идет о том, что из 11,757 миллиардов, официально являющихся госбюджетом, как минимум 8,325 отсчитываются уполномоченными структурами в Москве. И только оставшуюся сумму можно отнести к самостоятельно добытым средствам. Сельское же хозяйство занимает далеко не первое место в формировании этих 3,432 миллиардов российских рублей.

В настоящее время в Абхазии официально существует несколько сотен сельхозпредприятий, но реально жизнеспособными являются лишь 25-30 из них. Они-то и умудряются каким-то чудом создавать 10 процентов в ВВП страны, представляя весь агропромышленный комплекс Абхазии.

Животноводство в республике практически целиком вымерло вместе с развалом СССР. Последний же гвоздь в гроб этой отрасли вбила война с Грузией. А вот растениеводство все же смогло выжить.

До конца социалистической эпохи эта отрасль держалась на следующей триаде — табак, цитрусы и садовые культуры. Специализация была обусловлена климатическими условиями, которые значительно отличаются от большинства регионов бывшего Союза. Но райский климат почему-то не пошел на пользу Абхазии.

Цитрусоводством единым

Сегодня в республике единственная отрасль что дает реальную прибыль, это конечно цитрусоводство. Под него выделено более 6000 гектар земель, и в данном случае большая часть их них действительно засажена разнообразными померанцами. Ежегодно с этих территорий собирается от 25 до 35 тысяч тонн плодов. Большая часть, порядка 85%, идет на экспорт. И в основном, конечно, в Россию, где наибольшим спросом пользуются мандарины.

На этом, к сожалению, кончаются достижения абхазских аграриев, представляющих большей частью частный сектор. Если взять, например, уже упомянутые садовые культуры, то обнаружим, что Абхазии не то что не грозит их экспорт, у нее нет возможности обеспечивать даже саму себя. И это при том, что под соответствующие угодья выделено примерно столько же площади, как и под цитрусовые — около 6 тысяч гектар. Тем не менее неэффективная политика в данном направлении обращает садоводство в номинально существующую статью экономики частично признанного государства. Местных ресурсов хватает лишь для того, чтобы удовлетворить 30-40% спроса. Недостающее, славящейся своим необычайно пригодным для сельского хозяйства климатом, Абхазии приходится импортировать — немного из России, немного из прочих стран, но основным снабженцем страны продуктами является Турция.

Общая же площадь территорий, на которых возделываются сельскохозяйственные культуры в Абхазии занимают 19,4 тысячи гектар, и это при том, что лишенное права причислять себя к индустриальным, государство занимает 870 тысяч гектар. Справедливости ради надо упомянуть, что в Абхазии выращивают в немалых количествах кукурузу, которая из-за своей неприхотливости растет буквально везде. Эта культура заполонила большую часть угодий, выделявшихся в советское время под более диковинные продукты — те же цитрусы, фейхоа, хурму, табак и прочее. Но главным причиной, по которой разрослись кукурузные плантации, были отнюдь не аграрные изощрения, а исключительно потребность населения, пережившего ужасы войны начала 90-ых, в еде.

Со скотоводством все обстоит примерно также. Внутренние потребности удовлетворяются по самым лучшим подсчетам на 45 %, то есть опять вся надежда только на импорт. На самом деле на пастбища приходятся весьма обширные пространства — 125 тысяч гектар, но потенциал не используется почти совсем. Насчет поголовья скота точных цифр не имеется, во всяком случае даже аналитики стараются воздерживаться в оценке численности, но учитывая, что мяса и молока хватает менее чем для половины из 250 тысяч человек, формирующих население, можно прикинуть, что поголовье очень небольшое.

Трудности с воплощением

Такова картина аграрной Абхазии сегодня, и, надо отметить, никаких новых деталей в нее не вносится долгие годы и даже десятилетия. Думать же, что Рауль Хаджимба, прекрасно осознавая все это, предполагал поучаствовать в «программе импортозамещения» не сейчас, а чуть погодя, когда реализуются какие-то глобальные планы, вряд ли стоит. И дело в том, что с воплощением в жизнь масштабных затей в республике серьезные проблемы, а с сельским хозяйством и вовсе жуткая беда. Начиная с 2008 года, когда в следствие небезызвестного военного конфликта Сухум получил признание независимости со стороны Кремля, в агропромышленный сектор вливались и продолжают вливаться огромные деньги. Ежегодно вбухиваются десятки миллионов. Только за 2012 и 2013 года было направлено 107 миллионов рублей. Но в 2014 году, когда новая власть во главе с Раулем Хаджимба решила навести ревизию в хозяйстве республики, выяснилось, что все эти финансы по большей части испарились. Нет, поля, усеянные хилыми саженцами яблони, груши и многого прочего, были, да вот только на бумагах фиксировалось, что каждый из этих убогих росточков по стоимости не уступает килограммовому слитку золота. Всех виновников наказали, многие лишились постов, но куда-то пропавшие почти полмиллиарда рублей так и не нашлись. Разумеется, по российским меркам такие суммы кажутся чуть ли не микроскопическими, однако для маленькой Абхазии убытки просто колоссальны. И это лишь один пример, а таковых уйма. Плюс ко всему, новых грандиозных программ ни в этом, ни в прошлом году не затевалось, а это значит, что в ближайшие годы республике вряд ли удастся добиться хотя бы даже самообеспечения.

И вряд ли Абхазия, несмотря на ее благородные стремления, сможет стать для России поставщиком нужных ей товаров, разумеется, за исключением тех, которыми она и так ее снабжает с давних пор (полезные ископаемые, продукты их переработки, ну и цитрусы само собой).

А если посмотреть на стоимость некоторых продуктов в абхазских магазинах, то сразу видно, что они в разы дороже, чем в России. Например, куриное мясо там стоит в полтора раза дороже, чем в южных регионах России. А значит, своих кур в Абхазии просто нет. Республике давно пора разрабатывать собственную программу импортозамещения. Занимать такие благодатные земли и не иметь своей продукции, по меньшей мере, не рационально.

Теги     импортозамещение      Абхазия      Россия   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Пшеница в ЕС продолжает дорожать
Пшеница Euronext в пятницу продолжила рост, достигнув самого высокого уровня с декабря, поскольку трейдеры боролись с погодными графиками, предполагающими небольшое облегчение дождя для засохшего посевного пояса в ведущем экспортере России.
Более 10 тыс. компаний заключили соглашения о стабилизации цен на продукты — ФАС
Временные соглашения о стабилизации цен на социально значимые продукты питания в настоящее время действуют в 27 регионах России