Цены на бензин на Ставрополье снижаться не будут
06 June 2018, 08:39

Взбудоражившие многих в середине весны новости о курсах валют быстро отошли на второй план. Мы начали пристально следить за агрессивно растущими ценниками на автозаправках.

Напряженное двухмесячное наблюдение вылилось в акции протеста автомобилистов, прокатившиеся на днях по регионам. Однако их тщетность уже понятна: снижения цен на бензин не будет.

Напомним, что топливо, на протяжении пары лет довольно скромно прибавлявшее в цене, начало резко дорожать в апреле. Средние темпы роста цен на бензин и дизельное топливо в мае вплотную приблизились к двум процентам в неделю. Ряд регионов отметился и более высокой динамикой, фиксирует Росстат. В целом же с начала года цены выросли почти на восемь процентов.

Совершенно не радуют и «местные» цифры. Средняя цена на АЗС в Ставрополе составляет 43,48 рубля (данные официальной статистики на 28 мая). Если посмотреть на «раскладку» и ценники на автозаправках, то мы видим цифры почти 43,4 рубля за литр А-92, тогда как 95-й и вовсе «пробил» планку в 47 рублей. В СКФО цены на топливо выше только в Нальчике. К сожалению, есть основания думать, что это еще не предел. Причем бензин регулярно дорожал на всех АЗС Ставрополья – как на принадлежащих крупным вертикально интегрированным компаниям, так и на небольших местных.

Те, кто следил за официальными объяснениями происходящего, знают, что долгое время они оставались краткими и расплывчатыми. Якобы виной всему стало сразу несколько наложившихся друг на друга обстоятельств, на которые отечественный рынок в силу своей специфики не мог не отреагировать: сошлись и сезонный фактор, и скачок мировых цен на нефть, и повышение акцизов. Прогнозов, как и надежд на лучшее, чиновники не давали. Лишь в мае проблему вдруг признали и резко перешли к борьбе с ростом цен в ручном режиме.

Как видим, в ход пошли даже экстренные меры. В частности, вместо ранее запланированного роста акцизы на бензин и дизельное топливо по решению правительства впервые с 2015 года снижены. Но, к сожалению, это отнюдь не стало поводом для радости, как признал вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий в новом кабмине топливно-энергетический комплекс, на розничных ценах это не отразится, и отката цен, который россияне все же ожидали после стабилизации мирового рынка, не будет. Правда, крупнейшие нефтяные компании в ходе переговоров с властями в обмен на снижение акцизов на месяц раньше, чем планировалось, выразили готовность в июне зафиксировать уровень цен на топливо по состоянию на 30 мая. То есть, по большому счету, сейчас остается надеяться, что мы хотя бы к осени не увидим АИ-92 по 50 рублей за литр…

По репортажам с митингов и пикетов в крупных российских городах можно отметить, что в некоторых случаях эти акции нашли поддержку со стороны местных властей. К сожалению, как-то повлиять на турбулентность с топливными ценами в регионах никто не в силах – сколь-нибудь реальных рычагов попросту нет. Это в разговоре с корреспондентом «СП» подтвердил министр энергетики, промышленности и связи СК Виталий Хоценко: «Стоимость горючего в Ставропольском крае выросла, единственное исключение – компримированный природный газ. Это не оказывает хорошего влияния на региональную экономику. В случае резкого повышения цены мы реагируем обращением в антимонопольную службу». К слову, под резким в данном случае подразумевается подорожание за неделю больше чем на полрубля – понятно, что нефтяники обычно балансируют на грани разрешенных пределов.

Президент Торгово-промышленной палаты края Борис Оболенец, говоря о том, что ставропольские предприниматели, чей бизнес зависит от стоимости топлива, пока громко не заявляют о своих трудностях, подчеркивает: «Это не значит, что они согласны с ростом цен на бензин. Для них точно прибавилась еще одна головная боль, но они пока сохраняют надежду на стабилизацию. Если ситуация не изменится, то многие вполне могут разориться».

В Ставропольском отделении объединения перевозчиков России подтверждают: уже давно понятно, пикеты эффекта не принесут. Потому ведется масштабное и детальное обсуждение возникших проблем и их последствий не только с транспортниками, но также и с фермерами, профсоюзными объединениями, казачеством, общественниками и т. д. Ведь острое недовольство и негодование действительно назрели как среди перевозчиков, так и у всех владельцев автомобильной техники. Совсем не исключено, что нынешняя фиксация цен на топливо – лишь временное явление, говорит глава краевого отделения Юрий Распопов. Потому нужно быть готовыми к тому, чтобы предложить действенные меры.

К слову, ставропольские перевозчики уверены, что резкий рост цен через некоторое время вынудит местные власти поднять цены на проезд в общественном транспорте. «Тарифы на проезд в силу понятных причин поднимаются нечасто, и их рост объективно не успевает за подорожанием топлива, запчастей и услуг по ремонту машин… В итоге мы оказываемся на грани выживания», – сказал «СП» руководитель одной из компаний-перевозчиков на условиях анонимности. Переложить увеличенные топливные затраты на клиентов полностью не получится и у таксомоторных компаний, утверждают их работники. И откровенно намекают на то, что из-за подорожания бензина, скорее всего, пострадает качество технического обслуживания автомобилей.

Более смелые в оценках своей участи аграрии, ведь рост цен на ГСМ пришелся аккурат на посевную. Аукнется он и при сборе урожая, уверяет депутат краевой Думы, руководитель СПК «Колхоз «Терновский» Иван Богачёв. «Прихватило хорошо, скоро можем попасть в такую дыру, что вылезать придется очень долго. Как бы ни кивали, что это рынок, но у нас его нет! У нас самый настоящий базар, – эмоционально рассуждает он. – Еще год назад солярка стоила 36 рублей за литр, теперь «гостовская» больше 46. А евро и вовсе не купишь меньше 53 рублей. В эту посевную впервые за долгое время мы были вынуждены от него отказаться, пришлось закупить 100 тонн «гостовского» топлива, хуже по качеству. Посевная в итоге обошлась намного дороже, себестоимость продукции точно возрастет. Иначе как потом окупать эти траты? Вспомним еще, что в прошлом году цены на зерно упали, обернувшись колоссальными потерями для крестьян, плюс убрали часть субсидий и сократили несвязанную поддержку… Что будет дальше, меня очень волнует».

Данные краевого минсельхоза подтверждают опасения. В ведомстве уточнили, что с начала 2018 года оптовые цены на дизельное топливо выросли в среднем на 18,7 процента. В рублях это плюс 8,3 тысячи рублей за тонну. Поднимали расценки почти одинаково все основные поставщики, работающие в регионе.

Напоследок пару слов о перспективе. Конечно, россиян уже не так просто впечатлить ростом цен на что-либо. Но стоит добавить, что вся эта история с топливом подрывает только зародившуюся веру населения в постепенное снижение инфляции. В мае инфляционные ожидания россиян на год вперед резко выросли до уровня в 8,6%. Оценка наблюдаемой инфляции также увеличилась до 9,2%, хотя в апреле этот показатель был почти на процент меньше. Это данные недавнего опроса, проведенного по заказу Банка России. Их подоплека понятна: дорожающий бензин обычно разогревает цены на все остальное, ведь транспортная компонента существенна в себестоимости большинства товаров.

Упомянутые цифры красноречиво отражают резкую смену в настроениях граждан. Правда, ЦБ пока оптимистичен и трактует эту статистику лишь как временное изменение тренда (ведь последние два года инфляционные ожидания планомерно снижались, что в итоге позитивно отразилось на денежно-кредитной политике Центробанка). Искренне хочется в это верить, но мне кажется, ситуация повернется совершенно иначе, как только будет преодолена психологическая отметка в 50 рублей за литр бензина…

«СП» провела опрос ставропольцев-автолюбителей. Нет резона на газетных страницах приводить все мнения. Ведь негативно оценивают рост цен на бензин абсолютно все, при этом большинство отказываться от автотранспорта не намерено. А в целях экономии одни по возможности избегают поездок на дальние расстояния, другие немного сменили манеру вождения на более плавную. Много и тех, кто стал больше внимания обращать на бонусные акции автозаправочных сетей.

Источник: stapravda.ru

Теги     Ставрополье      ГСМ      цены   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Алтайские аграрии оценили возможности современных дронов (Видео)
Беспилотные летательные аппараты ещё вчера воспринимались, как нечто футуристичное, из научной фантастики. Или как игрушка для энтузиастов. В течение последних пяти лет рынок агродронов в России сформировался. Сегодня эти летающие машины – востребованные помощники в агропроизводстве.
Сильные дожди задерживают весенний сев в Украине и могут повлиять на урожай
Проливные дожди почти во всех регионах Украины задержали весенний сев 2024 года примерно на 20% по сравнению с 2023 годом и потенциально могут повлиять на урожай, заявил во вторник министр сельского хозяйства Николай Сольский.