Аграрный лоббист от Татарстана назначил «срок» Ткачеву не менее чем в пять лет
20 May 2016, 13:06

В интервенционный фонд в прошлом году государство едва наскребло 2 млн. тонн зерна, хотя планировало набрать в кубышку 5 миллионов. Причина — низкая закупочная цена. Аналогичная картина и в молочном производстве, где ценовая политика, как полагает депутат Госдумы Айрат Хайруллин, сродни «шараханью». В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал, почему господдержка сельчан не дает гарантий для продовольственной безопасности страны.

Айрат Хайруллин: «Если руководство республики, партия считают, что Хайруллин должен идти на выборы, я воспринимаю это как большой кредит доверия».

«Ситуация в сельском хозяйстве очень разная и полярная»

Рекордное количество времени — более пяти часов! — отвечал на вопросы читателей «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы РФ, первый заместитель председателя комитета ГД по аграрным вопросам, основатель холдинга «КВ-Агро» и по совместительству президент национального союза производителей молока Айрат Хайруллин. Интерес со стороны общественности к персоне гостя редакции понятен: он не только активно лоббирует интересы аграриев на самом высоком уровне, но и откровенно и аргументированно дискутирует по проблемам отрасли АПК на разных площадках, включая и «БИЗНЕС Online».

Первый блок вопросов был адресован его депутатской деятельности. Отметим, Хайруллина можно назвать старожилом Госдумы, депутатом которой он неизменно избирался аж с 2003 года, вот уже три созыва подряд. В новую предвыборную кампанию Хайруллин вступает с открытым забралом — уже не от списочного состава партии «Единая Россия», а в качестве кандидата по одномандатному Нижнекамскому округу. Читатели газеты интересовались, зачем, собственно, успешному бизнесмену, к тому же за карьеру в ГД обзаведшемуся солидными связями, снова потребовалось депутатство?

На что гость редакции ответил просто: «Если руководство республики, партия считают, что Хайруллин должен идти на выборы, я воспринимаю это как большой кредит доверия». Впрочем, Айрат Назипович несколько поскромничал, поскольку его лоббистские способности, помноженные на глубокие знания отрасли (чем могут похвастаться немногие чиновники в правительственных кругах, не говоря уже о Госдуме), практически не оставили ему шанса оказаться за бортом политической деятельности. Напомним, что выборы в Госдуму в 2016 году пройдут по смешанной системе — партийным спискам и одномандатным округам. Мажоритарная система выборов в последний раз применялась в 2003 году — в Госдуму IV созыва, и вопрос о необходимости возвращения к системе, как отметил Хайруллин, он неоднократно поднимал среди коллег-думцев.

«Всегда, на всех партийных площадках я говорил, что отход от одномандатных выборов в депутаты — ошибка, и эта ошибка была признана. Конечно, решение принималось не мной, оно принималось руководством страны. Но мы ведь тоже это мнение формировали», — отметил гость редакции. При этом у него есть объяснение, почему в свое время было принято решение отказаться от «нарезки» одномандатных округов: «У нас была задача усилить партийное строительство внутри страны. Мы брали пример из развитых стран. Таких, как США, например, где роль партий очень велика. Но в то же время надо принимать и позицию нашего избирателя, который, обращаясь к депутату, чаще всего просит решить его личные проблемы», — пояснил Хайруллин.

Но почему именно Нижнекамский округ? Хайруллин признался, что пойти в мажоритарии было его личным решением, а в Нижнекамском округе, в который входят 10 районов, в основном проживают сельчане, чьи интересы он как раз и отстаивает в Госдуме. На довольно провокационный вопрос, почему же «отраслевой» депутат не смог добиться улучшения в сельском хозяйстве, Хайруллин категорично ответил: «Я не согласен с этим утверждением. Ситуация в сельском хозяйстве очень разная и полярная. Есть регионы, где ситуация улучшилась в два раза, есть где на 20 — 30 процентов улучшилась, а есть, где ухудшилась. У нас очень большая страна».

О том, каких успехов в Госдуме удалось добиться аграрному комитету, красноречивее всего расскажут цифры. «В 2004 году в Госдуме приняли бюджет поддержки сельского хозяйства на сумму менее 16 миллиардов рублей на всю Россию, — отправился в экскурс истории госпомощи аграриям Хайруллин. — Причем в тот год в Беларуси в переводе на наши рубли такая помощь составила 64 миллиарда. Ровно в 4 раза больше маленькая Беларусь оказывала поддержку сельскому хозяйству, чем мы в России! К 2016 году нам удалось эту поддержку увеличить в 15 раз, она в этом году составит 237 миллиардов рублей», — с долей гордости отметил Хайруллин

Но проблема в том, полагает Айрат Назипович, что даже при мощных усилиях «аграрной» команды Госдумы, далеко не все остальные народные избранники приветствуют столь активную деятельность защитников интересов АПК: «Сегодня в Госдуме из 450 депутатов очень мало людей, знающих сельское хозяйство. При этом нас — аграрников — считают лоббистами. Коллеги говорят: «Нам сокращают расходы, а вы, аграрники, свои отстояли». Но руководство страны понимает, что мы правы».

Безопасность с натяжкой

Казалось бы, в условиях санкций, девальвации рубля жить бы аграриям да радоваться, потихоньку наращивая свои обороты. Однако не все так просто.

Одними мерами точечной поддержки ситуацию в сельском хозяйстве кардинальным образом не решить, полагает депутат. К тому же обычная бизнес-модель не всегда срабатывает в такой специфичной отрасли, как АПК. К примеру, рассказал Хайруллин, в прошлом году государство установило заниженную закупочную цену для интервенционного фонда зерна в 10,3 тыс. рублей за тонну (на пшеницу 3-го класса в Поволжье). Планировалось закупить 5 млн. тонн, но смогли «наскрести» по всей стране только 2 миллиона. Причина — установленная цена не соответствовала рыночной, а ведь урожай аграрии получают один раз в год, и на выручку с него им жить весь оставшийся период.

Тревожат депутата и вопросы продовольственной безопасности, которую пока «безопасностью» можно назвать с большой натяжкой. Да, есть направления, в которых Россия вполне самодостаточна, — то же производство зерна, где мы вышли в лидеры, курятины, свинины, где порой даже наблюдается перепроизводство. Однако остаются самые болевые точки — провал в собственном производстве молока и говядины, которые, с учетом суррогатов по оценке Хайруллина, завозятся в Россию извне чуть ли не в половине объема потребления. Что касается внутренних резервов Татарстана, то здесь Хайруллин выразился однозначно: «Мы сегодня кормим примерно 5 миллионов человек, а наш потенциал позволяет кормить 38 миллионов! Но для этого нужно строить и создавать современные производства, обновлять технику. Мы сегодня на блюдечке с голубой каемочкой получили все условия, когда производить продовольствие в стране стало выгодно, у нас стало выгодно производить практически все, что потребляют россияне, и даже стало выгодно производить свои сельхозмашины и сельхозтехнику. Но сколько времени эти условия будут существовать? Воспользуемся ли мы окном возможностей? Направим ли господдержку и деньги на самообеспечение и диверсификацию своей экономики? К сожалению, сейчас этими возможностями мы пользуемся не в полной мере, а время уходит», — посетовал гость редакции.

При этом он открыто заявил: «Мы сейчас наконец-то пришли к пониманию: если не начнем поддерживать сельское хозяйство и не перестанем бороться с инфляцией, только «трамбуя» наших сельхозпроизводителей — а дальше «трамбовать» уже некуда, — мы получим серьезные проблемы в ближайшем будущем».

Рецепты Хайрулина и Ко

Впрочем, у Хайруллина, его коллег по депутатскому цеху и национальному союзу производителей молока есть свой рецепт возрождения отрасли.

Первое, на что обратил внимание читателей Хайруллин, — не должно быть столь частой смены руководства минсельхоза (за последние 6 лет сменилось три министра, Александр Ткачев — это четвертый, с кем приходится работать), когда каждый новый глава ведомства меняет правила игры в условиях поддержки для сельского производителя. «Люди просто не успевают перестроиться, документы подготовить! — воскликнул Хайруллин. — Меры поддержки должны быть стабильными, а министр работать как минимум пять лет».

Второе — необходимо действовать в жестких рамках программы, в которой все расписано до копеечки. Кстати, национальный союз молока заказал разработку программы для своего направления в одной серьезной международной компании — Boston Consulting Group, которая входит в мировую тройку. «Эта компания расписала программу развития молочной отрасли нашей страны на ближайшие 10 лет, с прицелом на 20 лет с учетом мирового опыта. И надо, чтобы в молочном животноводстве эта программа была принята. Зачем что-то придумывать, изобретать, брать с потолка? Надо жестко действовать по этой программе, где все рассчитано до мелочей», — заявил депутат.

Третье — больная мозоль всех сельхозпроизводителей, агрохолдингов и фермеров — кредиты. «Кредиты должны выдаваться на срок окупаемости проектов, иначе проекты будут разоряться, ухудшая положение самих банков-кредиторов», — уверен Хайруллин.

Четвертое — закупочные цены на молоко не должны, как выразился гость редакции, «шарахаться». Хайруллин привел яркий пример такого «шарахания», плоды которого производители молока пожинают и по всей день: «В 2008 году, когда у нас отрасль была на подъеме, молоко высшего сорта стоило 17 рублей за литр, и все новые проекты окупались за 8 лет! А из одного литра с фермы за счет жиробаланса делают 1,6 литра молока, которое мы покупаем в магазине. Тогда молоко на полке стоило 30 — 35 рублей, и в упаковке молока самого молока было меньше чем на 10 рублей. Остальное — это уже доходы следующих звеньев. А потом у нас взяли и резко опустили цены до 9 рублей! Два года молочная отрасль генерировала по 5 — 6 рублей убытка с каждого литра. Столько по стране серьезных, современных проектов обанкротилось!»

Государство не должно отстранятся от регулирования рынка продовольствия, уверен депутат. Он отметил, что в этом году удалось убедить министерство провести впервые за всю историю товарную интервенцию на рынке молока — в июне-августе, в момент снижения закупочных цен на сырое молоко, в интервенционный фонд предлагается закупать около 5% от годового объема внутреннего рынка сухого молока. Закупочные и товарные интервенции планируется проводить в 9 регионах-производителях сырого молока, в том числе в Татарстане.

«Мы в расчет интервенций заложили закупочную цену молока в 21 рубль, а то молоко, которое идет на производство питьевого молока и кисломолочку, должно закупаться на 4 — 5 рублей дороже. Если нам удастся удержать закупочные цены в летний период, то мы уйдем от формирования убытков у большинства сельхозпредприятий», — рассказал Хайруллин о подоплеке такого решения.

Болит депутатское сердце не только о настоящем и будущем сельхозпроизводителей, но и о качестве продуктов, ими выпускаемых: «Наша задача — сделать так, чтобы россияне кушали качественное продовольствие, особенно качественные молочные продукты. Почему, например, в Германии йогурт, молоко, сыр, должны быть вкуснее и качественнее, чем в России? Я против этого! Я считаю, что в России и молоко, и хлеб должны быть и вкуснее, и качественнее, чем за рубежом. Я в это верю, у нас есть все возможности для этого!»

Пять часов в беседе с Айратом Назиповичем пролетели незаметно: гость не только отвечал на вопросы, но и сам генерировал новые, ответы на которые еще предстоит найти ему и его соратникам.

Источник: business-gazeta.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
В Минсельхозе сообщили о наращивании АПК объемов производства
Минсельхоз: производство сахара выросло на 13,4%, растительных масел — на 8,1%
В 21 российском регионе заключили соглашения по ценам на сливочное масло
ФАС: соглашения по сдерживанию цен на сливочное масло заключили в 21 регионе РФ