5 основных проблем, мешающих развитию сельского хозяйства России
08 June 2015, 11:24

Новому министру сельского хозяйства Александру Ткачеву придется разобраться, почему государственные деньги не доходят до фермеров, и обуздать аппетиты торговых сетей.

Чуть больше месяца прошло после назначения нового главы Минсельхоза. Александр Ткачев объявил: одно из главных направлений его работы — повышение рентабельности аграрных предприятий. Для этого министру придется решить несколько серьезных проблем на селе, которые остались от предыдущего руководства.

1. «ЗАКУПОРКА» ФИНАНСОВ

Начнем с того, что стало одной из главных причин смены руководителя в Минсельхозе: аграрии не получают тех миллиардов гос­поддержки, которые им выделяют власти. Если раньше предприниматели на селе жаловались, что правительство в принципе денег не дает, и ругали Минфин, то теперь средства есть. Только крестьяне их не видят.

В августе прошлого года Россия запретила ввоз многих видов продовольствия из Евросоюза и США. Понадобилось поднять собственный агропромышленный комплекс (АПК), чтобы заместить импорт. Дополнительно аграрии получили 54 млрд. руб., из которых 37 уже выделено, говорил вице-премьер, курирующий АПК, Аркадий Дворкович. Всего в АПК закачают 224 млрд. руб., по некоторым направлениям (поддержка элитного семеноводства, восстановление пашни, научные разработки) финансирование увеличивается в 10 раз.

Эта сумма далась предыдущему министру не без борьбы. Минсельхоз просил 77,5 млрд. руб. дополнительной помощи, но к ноябрю Минфин утвердил только 20 млрд., чуть позже удалось выбить еще 34 млрд. Вот только министерство не могло наладить взаимодействие с Россельхозбанком, который раздает средства крестьянам, да и губернаторы не торопились распоряжаться госпомощью.

Индикатором того, что все не очень хорошо, стало резкое снижение кредитов, которые фермеры берут на посевную. Даже при том, что при господдержке цена заемных денег — не более 11% годовых. Возможный выход — принципиально новый банк развития АПК.

Урожай зерновых в РФ, млн. тонн

2. МАЛО ДОХОДОВ

Низкая рентабельность — это когда предприятие вроде бы много чего производит, но зарабатывает мало, — в самом деле штука неприятная. Около трети предприятий на селе работают в убыток. В стране есть регионы, где уровень рентабельности составляет всего 1%. В среднем же этот показатель вроде бы и неплох (10%), но он достигается за счет считанного числа «капитанов бизнеса», они и спасают статистику.

У Ткачева на Кубани, кстати, все гораздо лучше: у предприятий молочной отрасли рентабельность 35%, у мясников — 17%. Достигается это путем налаживания сбыта. Ахиллесова пята российских аграриев — неумение продавать. В результате продукты сбывают оптом перекупщикам по смешным ценам.

Для решения этой проблемы предлагается построить государственные оптовые базы, куда аграрии могли бы свозить свой товар, хранить и спокойно ждать нормального покупателя. Также новый министр намерен развивать тепличное хозяйство (оно дает много прибыли), а помощь аграриям оказывать уже в январе — феврале, не затягивать. Чтобы они видели живые деньги как можно раньше и увереннее работали.

3. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

Как ни странно, лозунг большевиков «Земля — крестьянам» пока остается лозунгом. Земельная реформа в России, начатая в 1990-е, не завершена. Крупнейшим собственником земли остается государство, в основном муниципалитеты. Есть регионы (в основном на Дальнем Востоке), где им принадлежит более 90% аграрной земли. Фермеры или арендуют землю, или (редко) выкупают, потому что выкуп чреват последствиями: если земля твоя, а ты по каким-то причинам на ней перестал работать, тебя жестоко штрафуют.

То, что не обрабатывается, находится у государства в так называемом фонде перераспределения. Этот фонд то сужается, когда дела в АПК идут неплохо, то растет, когда фермеры массово отказываются от земли. В то же время получить землю насовсем, по сходной цене и без дурацких ограничений, многие не могут, муниципалитеты крепко за нее уцепились, ведь на выдаче гектаров «нужным людям» можно неплохо заработать.

С марта в России заработали поправки в законы, которые обязывают муниципалитет продавать землю по запросу агрария. Но эксперты говорят, что это полумера. Нелогично, что фермера за пустоши штрафуют, а муниципалитет, когда пашню забрасывает, — нет. Если ввести серьезную ответственность чиновников за пустующие земли, они могли бы быстрее попадать в оборот.

Доходность гектара в России, США и ЕС

4. ДОРОГИЕ УДОБРЕНИЯ

Россия собрала 100 млн. тонн зерновых в прошлом году. В Минсельхозе говорят, что в следующие будут собирать не менее 120 млн. тонн. Но на самом деле все это — чудо и подвиг, потому что аграрии почти перестали вносить удобрения. Земля работает на износ за счет того, что хорошо отдохнула в ­1990-е. Но малина закончится уже через несколько лет.

— В последний раз применял удобрения в 2011 году, — пишет на специализированном форуме глава хозяйства, выращивающего подсолнечник, — сегодня глянул свежий прайс на удобрения — 22 тыс. за тонну, я в ужасе!

В этом году ситуация аховая: из-за неразберихи с субсидиями губернаторы смогли подать заявки на компенсации цен на удобрения в марте, когда крестьяне уже накупили (кто мог) дорогих удобрений. Реально дешевые удобрения власти предлагают… в августе, когда они не нужны.

Аграрии жалуются, что, даже если удобрения есть, пашня без должных агрономических манипуляций не дает прежней отдачи. В ЕС на восстановление почв есть особая субсидия, у нас она — на бумаге — только что появилась, но мизерная (1 тыс. руб. на га), и пока ее в жизни никто не видел.

5. ПЛОХИЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

Если спросить успешных аграриев, а вы-то что стонете, они непременно пожалуются на плохие правила игры, которые задает государство. Власти то носятся с какими-то идеями, то бросают их, не успев толком ничего сделать, и выдвигают новые.

Свежий пример: сейчас зерновики бурлят по поводу того, что Россия ввела экспортные пошлины на вывоз зерна. Пошлину ввели в феврале, 15%, но не менее 35 евро за тонну. Идея родилась еще в ноябре, когда из-за резкого роста доллара стало очень выгодно зерно вывозить, власти испугались, что хлеб в стране не из чего будет печь.

Страхи не оправдались, вывезли 22 млн. тонн — это не так уж много. И с хлебом все нормально. На днях аграрный эксперт Владимир Решетняк обратил внимание правительства, что в стране появились хлебные свалки — не смогли производители продать все в магазины, вот и выкидывают. А если так, то чего экспорт ограничивать? Но правительство не послушалось аргументов, дело сделано, теперь аграрии сомневаются, стоит ли отводить прежние площади под зерновые, если возможность получить действительно хорошие доходы за счет экспорта закрыта.

Это — не единственный пример. Государство не в состоянии обуздать торговые сети, которые не пускают крестьян на полки, зато принимает законы, облегчающие жизнь сетям в обмен на их согласие удерживать цены на социально значимые продукты. Низкие цены — это хорошо, но магазины, обеспечив их, отыгрываются потом на крестьянах.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Обуздать лоббистов

Михаил Мищенко, главред портала Dairy News, который посвящен проблемам АПК:

— Сейчас в Минсельхоз обращаются тысячи людей — в основном это директора крупных холдингов. И все наперебой убеждают, что, если деньги достанутся именно им, то все будет хорошо. Политика Минсельхоза раньше годами так и строилась: дают средства крупнейшим хозяйствам, те обеспечивают отличную статистику, что делают остальные 99% крестьян, никого не волнует. С каждым новым министром мы надеемся, что появятся две четкие стратегии: «как быть сегодня» и «что делать через 50 лет». И всякий раз все заканчивается очередной раздачей денег. Но, может, новый министр действующую систему сломает.

Теги     Россия      сельское хозяйство      проблемы   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Какао теперь дороже меди: цены за тонну какао-бобов превысили $9000
Какао за день подорожало более чем на $700 за тонну, превысив отметку $9000 впервые в истории
В МИД рассказали, как жителей ЕС обманывают с тарифами на сельхозпродукцию
Руководство Евросоюза стремится обмануть свое население, выдавая резкое повышение тарифов на сельхозпродукцию из России и Белоруссии за протекционистские меры для рынка ЕС