3 главных признака наступления экономического кризиса в РФ
02 April 2014, 14:27

Домохозяйства начали проедать сбережения, чтобы поддержать уровень потребления.

 

С начала 2014 года рубль ослаб на 8,8% по бивалютной корзине. Удешевление рубля вызвало дополнительный рост потребительских цен, пик которого пришелся на февраль. Совокупность этих факторов заставила граждан сокращать собственные сбережения и наращивать потребление.

 

По данным социально-экономического мониторинга министерства экономического развития за январь-февраль 2014 года, оборот розницы вырос с 2,4% в январе до 4,1% в феврале в годовом выражении. Доходы населения в январе выросли на 5%, в основном за счет бюджетной сферы. «Рост реальных зарплат в коммерческом секторе практически обнулился», – констатировал министр экономического развития Алексей Улюкаев. На фоне этого произошел перекос в сторону увеличения потребления: в январе расходы на покупку товаров и оплату услуг увеличились на 8,5%, а сбережения сократились на 57 миллиардов рублей (для сравнения: год назад, в январе 2013 года, сбережения увеличились на 183 миллиарда рублей).

 

В феврале тенденция начала набирать оборот. Отношение розничного товарооборота к доходам граждан составило 51,9%, что превысило аналогичные показатели 2013 года на 0,6%. При этом сбережения сократились уже на 170 миллиардов рублей.

 

Кроме того, по данным Росстата, оборот продаж непродовольственных товаров вырос почти в два раза: с 3,4% в январе до 6,4% в феврале. В Минэкономразвития отметили, что рост цен спровоцировала и ускорила девальвация рубля. Годовой рост потребительских цен в марте составил примерно 6,8-6,9% (данные «ВТБ Капитал» и ING Russia).

 

Ситуация схожа с 2008-2009 годами. Спрос на валютные депозиты и наличную валюту сокращается, и те, кто хотел ее купить, уже купили. «Происходящее – первый предвестник кризиса. Тогда население также поддерживало желаемый уровень потребления за счет сбережений, делая отложенные ранее покупки. Но это продлится недолго», – считает глава Института макроэкономических исследований «Сбербанка» Юлия Цепляева. Действительно, в отчете Минэкономразвития за четвертый квартал 2008 года говорится: «Сохранение почти двукратного превышения динамики торговли над динамикой реальных доходов населения свидетельствует о снижении склонности населения к сбережениям».

 

Но есть главное отличие: население на данный момент слишком закредитовано. Этот фактор не позволит наращивать потребление: в январе-феврале 2014 года оно сократилось на 0,3% против роста на 3,6% за тот же период 2013 года. И в марте уровень расходов домохозяйств будет не таким высоким. «Если в феврале потребительский спрос поддерживался бегством в товары и теплой погодой, то ускорение инфляции в марте, вероятно, действовало в обратную сторону. Да и динамика зарплат должна также ослабнуть на фоне дальнейших увольнений и оптимизации затрат», – считает Дмитрий Полевой из ING Russia.

 

По мнению экономиста Михаила Хазина, президента консалтинговой компании «НЕОКОН», кризис был ожидаем, и вряд ли его удастся избежать: «Уже 30 с лишним лет стимулирования спроса привели к ситуации, при которой домохозяйства потребляют много больше, чем получают: расходы домохозяйств в Евросоюзе и США превышают их реально располагаемые доходы на 20-25%. На сегодня практически все инструменты стимулирования спроса исчерпаны, и он начинает падать. Именно в этом падении частного спроса и состоит базовый механизм кризиса, и нет никаких оснований считать, что он прекратится в ближайшее время».

 

Дальнейшие прогнозы по инфляции неутешительны. По мнению заместителя министра экономического развития Андрея Клепача, в годовом выражении она составит примерно 6,9-7%. При этом на позиции курса национальной валюты будут влиять несколько факторов. Один из главных – геополитика. На данный момент основной риск для рубля – введение экономических санкций со стороны Запада: «При условии геополитических рисков рубль стабилизируется, а темпы роста потребительских цен начнут уверенно замедляться уже во втором полугодии, что создаст предпосылки для экономического роста». Однако на позиции рубля влияет и способность правительства запустить инвестиционный рост. Здесь перспективы не так позитивны.

 

По мнению Юлии Цепляевой, «если ничего не рассосется, можно ожидать роста сбережений и снижения потребления, и никакие майские указы нам не помогут».

 

В то же время не все настроены негативно. Так, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян полагает: «Бывают ситуации, которые заставляют мобилизовать ресурсы, помогают преодолеть возникающие сложности. Может быть, Господь и посылает нам нынешние испытания, чтобы мы сели вместе с регуляторами, политиками, судебными органами, правоохранителями и подумали, как вырваться на другой уровень. Не надо избыточно давить на капитал банков, принимать такой широкий спектр мер регуляторного воздействия, когда надо находить источники фондирования, способы снижения стоимости ресурсов».

Теги     экономика      кризис      РФ   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Как Китай сократил свою зависимость от импорта сельскохозяйственной продукции из США, смягчив риски торговой войны
За последние годы доля импорта сои из США в Китай, который является основным поставщиком этого продукта для Китая, снизилась с 40% в 2016 году до 18% в 2024 году
Не только зерно: какие культуры в АПК станут прибыльными к 2030 году?
Зерновые культуры являются основой сельского хозяйства России, их выращивают все — от крупных агрохолдингов до малых фермерских хозяйств, от Юга до Урала.