Зернопроизводители предлагают снизить цены на зерно уменьшением затрат на его перевозку. Транспортники против работы себе в убыток. Зерно ждет компромисса. В текущем году предложение доставлять зерно по льготным тарифам из почти не пострадавшей от засухи Сибири в практически лишившиеся урожая регионы прозвучало впервые еще в середине июля. В начале августа такой выход предлагала фракция «Единая Россия» в Государственной думе. А во время видеоконференции с Президентом РФ Дмитрием Медведевым подобное предложение озвучил губернатор Алтайского края Александр Карлин.
Помощь зерном со стороны сибирских регионов для европейской части России окажется весьма ощутимой. Так, по информации замминистра сельского хозяйства РФ Александра Беляева, Белгородской области нужно 1,2 млн тонн сибирского зерна, Татарстану и Башкортостану требуется по 1,5 млн тонн. От 200 до 500 тыс. тонн фуражного зерна нужно Самарской, Липецкой и Воронежской областям.
Вообще же в Сибири в нынешнем году по прогнозам соберут более 20 млн тонн зерна, из них почти половину можно экспортировать за пределы округа. Однако такое благое дело упирается в стоимость транспортировки. Цена на поставки зерна неизбежно возрастает пропорционально расстоянию, разделяющему регионы.
Несколько дней назад с инициативой снизить стоимость перевозок выступил Национальный союз зернопроизводителей (НСЗ). Как сообщил его глава, председатель совета директоров группы компаний «Сибирский аграрный холдинг» (САХО) Павел Скурихин, на сегодняшний день коэффициент при перевозке зерна по железной дороге составляет 0,5 с 1 101 километра. По мнению зернопроизводителей, его необходимо уменьшить еще. «Мы выступили с инициативой, чтобы коэффициент на этот год был снижен до 0,3 с нулевого километра. Эта инициатива была поддержана полпредом в Сибирском федеральном округе (СФО). Соответствующее письмо мы передали в Правительство РФ. Также провели совещание в министерстве сельского хозяйства РФ и Правительстве РФ. Я надеюсь, что если эта инициатива будет принята, стоимость перевозок снизится», — сказал Павел Скурихин.
По его мнению было бы целесообразным уже сейчас переправить в Москву и Санкт-Петербург интервенционное зерно, которое хранится на элеваторах в Сибири, освободив емкости для приема нового урожая. «Представители НСЗ в Правительстве РФ обсуждали идею, чтобы сегодня, не дожидаясь уборки, обеспечить отгрузку зерна интервенционного фонда, которое хранится в СФО — перебросить это зерно либо в пострадавшие регионы, либо в регионы, где оно, очевидно, будет востребовано», — сказал П.Скурихин.
Также президент НЗС высказался по поводу возможных закупок правительством Москвы зерна из Казахстана. «Я с пониманием отношусь к этой инициативе, но надо учитывать, что эти поставки будут проходить не иначе как по мировой цене. На мой взгляд, целесообразно освободить сибирские элеваторы, на которых хранится зерно, закупленное по 6 тысяч рублей за тонну — ниже, чем мы можем купить на мировом рынке», — сказал он.
Но такой вариант развития событий не учитывает еще одного мнения — перевозчиков. А оно оказывается существенно: ведь речь идет о переброске миллионов тонн на огромные расстояния.
Пока перевозчики заняли выжидательную позицию, и не спешат оглашать свою официальную позицию. Но, как сообщил «Интерфаксу» источник в дочерней структуре ОАО «РЖД», «решение о снижении тарифов на перевозки любого груза, в том числе зерна неизбежно отразится на инфраструктуре, которая не будет развиваться».
«Если оказывать какую-либо услугу бесплатно, то эта услуга: «а» — вряд ли будет качественной, «б» — окажется в ущерб будущим услугам. Перевозчики недополучат средства, а значит завтра не смогут нормально ремонтировать состав, содержать пути, строить необходимые мощности», — подчеркнул источник в РЖД.
По его мнению, «невозможно заставить перевозчиков оказывать услуги по тарифам, убыточным для них, это и с точки зрения законодательства сложно (вагонный парк находится в частной собственности), да и в плане экономических задач, которые стоят перед РЖД по развитию инфраструктуры перевозок и замене вагонного парка, это нелогично».
Впрочем, выход из данной ситуации есть: перевозчикам может помочь правительство РФ необходимыми субсидиями.
«Мировая практика говорит о том, что в такой ситуации просто датируется определенная часть тарифа, инфраструктурная например. Цена, таким образом, снижается, субсидия доходит до всех. Ее в первую очередь получает государство в лице РЖД, она приводит к росту объемов перевозки, что выгодно владельцам парка и снижает стоимость перевозки для производителей. Это проще осуществить — ведь снижать тариф до бесконечности проблематично технически. У нас парк приватный (частный), то кто же будет что-либо возить ниже себестоимости?» — вопрошает источник в РЖД.
Такие аргументы, безусловно, имеют под собой основания. Как выясняется, ОАО «РЖД» уже понесло заметные финансовые потери от «засухи», когда было введено зерновое эмбарго. Так, по данным ЦФТО (Центра фирменного транспортного обслуживания) РЖД, 38% потерь прибыли от перевозок грузов в августе составляет зерно, которое постановлением правительства РФ запрещено вывозить на экспорт.
Вместе с тем, по информации вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова, грузоперевозки формируют более 80% всех доходов компании. В условиях проблем с зерном сейчас ситуацию спасают другие, не зависящие от засухи и ее последствий грузы — уголь, сталь и т.д.
Пока конкуренцию железнодорожникам в транспортировке зерна до наступления осени вполне могут составить автоперевозки.
«Конечно, засуха влияет на погрузку зерновых культур, но также стоит отметить, что в первые месяцы уборки нового урожая выросла доля автоперевозок. Ряд грузоотправителей перешел на короткие расстояния, обслуживаемые автомобильным транспортом. Стоимость таких перевозок зерна существенно ниже, чем по железной дороге. При этом автотранспорт мобильнее, он может забирать зерно прямо с поля», — отмечает и.о. начальника Приволжского территориального Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Николай Беляков. Однако надеяться на автотранспорт в условиях больших расстояний и огромных объемов грузов все-таки в целом довольно сложно, к тому же машины могут забирать с поля урожай только очень короткий период времени, да и качество зерна существенно страдает.
Очевидно, что свое веское слово по возможным дотациям и субсидиям должны сказать в федеральном правительстве, ведь государство является единственным акционером ОАО «РЖД».
Покажется ли ему интересным инициатива сибирских зернопроизводителей с поправкой на мнение железнодорожников — покажет время. И, разумеется, цены на зерно.
Ваш комментарий
|
|
Сибирцы опять молодцы….скидки по тарифам себе выбивают, убивая 2 зайцев: …одной рукой снабжая все регионы зерном,по ценам в Москве таким же что со ставрополья….а как же другим регионам???? у которых тариф без скидок?? при не равных условиях в этих регионах естественно не дополучат прибыль кто??? сельхозтоваропроизводители…
во вторых:….сибиряки пробивают скидки не только на зерно , но и на муку…а значит мука с сибирского региона будет поступать во все регионы…прибивая всех производителей муки вниз….значит мукомолы регионов не смогут давать цен на зерно…не дополучат денег кто??? опять товаропроизводители…….Я рад за сибиряков…но не очень рад за всех остальных участников этого рынка….А главе государства видно доложили о снижении грузопотока зерна в РЖД и его дочках….Конечно обидно, столько вложили в Русагротранс: и лучшие вагоны -хопперы им перевели в собственность, и на тарифе они зарабатывали, ведь не понизились тарифы с приходом этой компании на рынок, а возросли….а тут у них грузопоток снизился….естественно с доходами тоже не ахти стало, зашевелились…видно в правительстве решили пролабировать вопрос…хотя очевидно было уже год назад, что рыночными способами необходимо действовать,необходимо пересмотреть тарифную политику…например:…до 1000км понизить тарифы почти вдвое, тогда и «народ» к вагонам потянулся бы.