«Тракторные заводы» поднимут целину Нигерии
03 November 2010, 10:00

«Тракторные заводы» договорились с властями Нигерии о совместном инфраструктурном проекте стоимостью $900 млн. За счет него основной владелец концерна Михаил Болотин надеется рефинансировать долг более чем 20 млрд руб. и избежать поглощения со стороны Внешэкономбанка. Об этом пишет газета «Коммерсантъ».



До сих пор ни один российский производитель сельскохозяйственной или промышленной техники не становился генподрядчиком по инфраструктурному проекту за рубежом. Деловой совет Россия—Нигерия при правительствах двух стран возглавляет владелец 20% акций «Тракторных заводов», партнер Михаила Болотина и бывший вице-губернатор Ульяновской области Альберт Баков. Объемы сборки техники в Нигерии еще не определены, говорит Михаил Болотин. В целом «Тракторные заводы» намерены собирать там маломощные (до 50 л. с.) сельскохозяйственные колесные тракторы Владимирского тракторного завода, а также более тяжелые гусеничные тракторы ВТ-90 Волгоградского тракторного завода (оба предприятия подконтрольны концерну). Пока сборочное производство не появится, техника будет экспортироваться в Нигерию. При этом параллельно «будет вестись демонтаж оборудования на Волгоградском и Владимирском заводах, потом оно будет отправлено в Нигерию на создание сборочного производства», говорит Михаил Болотин. Это оборудование устарело, объясняет он, и на освободившихся площадях «Тракторные заводы» рассчитывают начать выпуск новой техники, в частности крупного колесного сельхозтрактора мощностью до 300 л. с.
За счет крупного контракта с Нигерией «Тракторные заводы» намерены договориться со своими кредиторами, объясняет один из источников «Ъ» в концерне. Его долг составляет 28 млрд руб., и это больше половины прогнозируемой выручки «Тракторных заводов» на этот год (45 млрд руб.). В числе кредиторов концерна назывались, в частности, ВТБ, Сбербанк, Unicredit, Raiffeisen, и они вынуждены были согласиться на заморозку обслуживания долга до первого квартала 2011 года в обмен на обязательство «Тракторных заводов» привлечь деньги для рефинансирования долгов в ВЭБе. Однако ВЭБ официально заявлял, что предоставит «Тракторным заводам» кредит только в обмен на 100% акций концерна, и даже обязал концерн провести делистинг на бирже во Франкфурте. Михаил Болотин не хочет расставаться с контролем над концерном, объясняет знакомый с его позицией предприниматель, и «за счет Нигерии рассчитывает сгенерировать cash-flow, необходимый для обслуживания долгов с 2011 года». Два кредитора «Тракторных заводов» в пятницу на условиях анонимности сказали «Ъ», что пока не знают о проекте концерна в Нигерии и «по-прежнему рассчитывают на рефинансирование кредитов за счет ВЭБа».
В принципе вариант с Нигерией может быть интересен кредиторам «Тракторных заводов», потому что банки в целом всегда с интересом относятся к экспортным контрактам, по которым, например, всегда было легче привлекать фондирование, думает аналитик ИК «Атон» Михаил Пак. Другое дело, что у «Тракторных заводов» нет опыта в инфраструктурных проектах, поэтому это крайне рисковая идея — с кредиторами, у которых уже есть понятная схема рефинансирования долга концерна с участием ВЭБа, она может не сработать, говорит Елена Сахнова из «ВТБ Капитала». К тому же, несмотря на то что концерн выступит держателем контракта на $900 млн, понятно, что часть этих денег достанется не ему, а субподрядчикам, которых он намерен привлекать для работы в Нигерии, добавляет аналитик.

Сроки создания сборочного производства техники в Нигерии— пять лет. Впрочем, сказано, что помимо завода он также намерен построить в Нигерии «сеть складов, ремонтных мастерских и машинно-транспортных станций». Гендиректор и основной владелец «Тракторных заводов» Михаил Болотин пояснил, что речь идет о контракте стоимостью до $900 млн, который концерн подпишет с Министерством сельского хозяйства Нигерии; пока стороны подписали только меморандум о намерениях.


Контракт рассчитан на два года и предполагает «создание полноценной сельскохозяйственной инфраструктуры в Нигерии, начиная системами ирригации сельхозугодий и кончая строительством специальных дорог для прохода гусеничной и сельскохозяйственной техники». Нигерия профинансирует только около 30% стоимости создания своей инфраструктуры, а большую часть — российская сторона. Агентом по привлечению финансирования со стороны России выступает Внешэкономбанк (ВЭБ).


До сих пор ни один российский производитель сельскохозяйственной или промышленной техники не становился генподрядчиком по инфраструктурному проекту за рубежом. Деловой совет Россия—Нигерия при правительствах двух стран возглавляет владелец 20% акций «Тракторных заводов», партнер Михаила Болотина и бывший вице-губернатор Ульяновской области Альберт Баков. Объемы сборки техники в Нигерии еще не определены, говорит Михаил Болотин. В целом «Тракторные заводы» намерены собирать там маломощные (до 50 л. с.) сельскохозяйственные колесные тракторы Владимирского тракторного завода, а также более тяжелые гусеничные тракторы ВТ-90 Волгоградского тракторного завода (оба предприятия подконтрольны концерну). Пока сборочное производство не появится, техника будет экспортироваться в Нигерию. При этом параллельно «будет вестись демонтаж оборудования на Волгоградском и Владимирском заводах, потом оно будет отправлено в Нигерию на создание сборочного производства», говорит Михаил Болотин. Это оборудование устарело, объясняет он, и на освободившихся площадях «Тракторные заводы» рассчитывают начать выпуск новой техники, в частности крупного колесного сельхозтрактора мощностью до 300 л. с.


За счет крупного контракта с Нигерией «Тракторные заводы» намерены договориться со своими кредиторами, объясняет один из источников в концерне. Его долг составляет 28 млрд руб., и это больше половины прогнозируемой выручки «Тракторных заводов» на этот год (45 млрд руб.). В числе кредиторов концерна назывались, в частности, ВТБ, Сбербанк, Unicredit, Raiffeisen, и они вынуждены были согласиться на заморозку обслуживания долга до первого квартала 2011 года в обмен на обязательство «Тракторных заводов» привлечь деньги для рефинансирования долгов в ВЭБе. Однако ВЭБ официально заявлял, что предоставит «Тракторным заводам» кредит только в обмен на 100% акций концерна, и даже обязал концерн провести делистинг на бирже во Франкфурте. Михаил Болотин не хочет расставаться с контролем над концерном, объясняет знакомый с его позицией предприниматель, и «за счет Нигерии рассчитывает сгенерировать cash-flow, необходимый для обслуживания долгов с 2011 года».


В принципе вариант с Нигерией может быть интересен кредиторам «Тракторных заводов», потому что банки в целом всегда с интересом относятся к экспортным контрактам, по которым, например, всегда было легче привлекать фондирование, думает аналитик ИК «Атон» Михаил Пак. Другое дело, что у «Тракторных заводов» нет опыта в инфраструктурных проектах, поэтому это крайне рисковая идея — с кредиторами, у которых уже есть понятная схема рефинансирования долга концерна с участием ВЭБа, она может не сработать, говорит Елена Сахнова из «ВТБ Капитала». К тому же, несмотря на то что концерн выступит держателем контракта на $900 млн, понятно, что часть этих денег достанется не ему, а субподрядчикам, которых он намерен привлекать для работы в Нигерии, добавляет аналитик.

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Системный блок: еще четыре крупных банка Китая перестали принимать юани из РФ
Почему кредитные организации КНР отказываются работать с Россией и как сейчас можно проводить расчеты
Эксперт Хазанов: Европа попала в патовую ситуацию с российскими удобрениями
Евросоюз нарастил импорт российских удобрений до максимума с декабря 2022 года.