Глава «Деметра-Холдинга»: российское зерно надо продавать напрямую
18 December 2024, 16:59

Алексей Грибанов
Глава "Деметра-Холдинга"

«Деметра-Холдинг», созданный в 2018 году, за прошедшие годы стал одним из крупнейших инфраструктурных игроков на зерновом рынке РФ. О том, какие направления в работе компании стали приоритетными, повлияла ли на инвестпрограмму произошедшая в 2023 г. смена владельцев и как строятся взаимоотношения с аграриями, в интервью «Интерфаксу» рассказал генеральный директор «Деметра-Холдинга» Алексей Грибанов.

— Со времени создания холдинг сформировал большой парк вагонов-зерновозов, реализует проекты в портах, расширяет сеть элеваторов. Какие направления развития за это время стали приоритетными?

— Холдинг консолидировал в своем периметре крупные инфраструктурные зерновые активы — «Русагротранс», терминалы на Черном море, элеваторы, трейдинг, цифровые платформы, а также железнодорожных операторов по перевозке лесных и промышленных грузов.

В прошлом сезоне наше трейдинговое подразделение закупило 15 млн тонн зерна, а это около 10% урожая. На долю принадлежащих холдингу глубоководных терминалов в Азово-Черноморском бассейне пришлось 12,5 млн тонн зерна, отправленного на экспорт, что составило 18% от общего российского экспорта в 72,8 млн тонн. Здесь речь идет о Новороссийском зерновом терминале (НЗТ), который полностью принадлежит холдингу, и Зерновом терминальном комплексе Тамань (ЗТКТ), где наша доля составляет 50%.

— Как в целом выглядят итоги работы холдинга в минувшем сезоне?

— Сезон 2023/2024-го стал рекордным. Отгрузки зерна с наших элеваторов — Октябрьского, Чернышковского, Димитровградского, а также Ипатовского комбината хлебопродуктов составили 1,2 млн тонн.

По железной дороге было перевезено 16,7 млн тонн аграрных грузов, из них в направлении экспортных сухопутных и глубоководных терминалов — 12 млн тонн. Автотранспорт при помощи цифровой логистической платформы Smartseeds перевез 2,9 млн тонн зерна.

Идет развитие перевозок лесных и навалочных грузов. И хотя в перевозках леса из-за ограничения экспорта ситуация сложилась непростая, мы ищем и находим альтернативные пути для дальнейшей работы.

Если говорить о новом аграрном сезоне (начался 1 июля 2024 года — ИФ), то продолжаем наращивать темпы. В июле-октябре на терминалах, которые находятся в периметре холдинга (100% НЗТ и 50% ЗТКТ — ИФ), было перевалено 4,4 млн тонн зерна. Отгрузки с собственных элеваторов составили порядка 410 тыс. тонн. По железной дороге перевезено 4,8 млн тонн аграрных грузов, из них в направлении экспортных терминалов — 3,7 млн тонн.

— Как строятся взаимоотношения с аграриями при закупках зерна? Есть ли у холдинга программы для производителей зерна?

— Конечно, такие программы есть. Сельхозпроизводители находятся в непростом положении с точки зрения стоимости денег, мы стараемся находить точки сотрудничества, в том числе и для авансирования урожая даже при существующей ключевой ставке.

Основной объем зерна, который экспортируют наши партнеры, приобретается по контрактам с фиксированной ценой. Мы также практикуем заключение сезонных контрактов с сельхозпроизводителями на покупку урожая по плавающей цене. В текущем сельхозсезоне доля таких контрактов уже составляет около 25%. Кроме того, закупаем зерновые культуры и через публичные рыночные инструменты.

— Видите ли сложности в зерновом экспорте? Сохраняются ли скрытые санкции против российского зерна, о которых говорят в последние годы?

— Холдинг с 2022 года сосредоточился на работе на внутреннем рынке, отказавшись от международной торговли зерном. Тем не менее наши партнеры задействованы в этих процессах, и мы видим некоторые сложности. Зарубежные финансовые институты, в том числе из дружественных стран, ужесточили контрольные комплаенс-процедуры из-за риска введения вторичных санкций. Традиционные партнеры — турецкие, эмиратские, китайские — более пристально стали следить за платежами, происхождением продукции и ее поставщиками.

Тем не менее зерно, закупленное холдингом, в прошлом сезоне поставлялось более чем в 40 стран. В этой ситуации надо отдать должное и государственным структурам — Минсельхозу, Россельхознадзору и Центру оценки качества зерна (с середины ноября — Центр оценки безопасности и качества продукции АПК — ЦОК АПК — ИФ), которые многое делают для продвижения аграрной продукции на зарубежные рынки, для открытия новых направлений поставок.

— В чем, на ваш взгляд, потенциал развития экспорта зерна в этих условиях?

— Как говорится, точки роста есть. Это, прежде всего, повышение доступности флота и инвестирование российских компаний в международную инфраструктуру.

— К предложению Союза экспортеров и производителей зерна об отказе от зарубежных трейдеров и продаже зерна напрямую потребителям как относитесь?

— Это правильно, российское зерно надо продавать напрямую. В принципе наши партнеры по экспорту уже так и работают. Практически по всем направлениям они знают конечного потребителя. Главное — чтобы продаваемое зерно соответствовало высоким критериям российского экспорта.

— Недавно появилась информация, что «Деметра-Холдинг» вышел на рынок подсолнечника и в октябре закупил его первую партию. Планируете ли расширять виды продукции для торговли?

— Вместе с традиционными для нас культурами, такими как пшеница, ячмень и кукуруза, мы начали приобретать опыт торговли другими продуктами. Мы давно работаем на зерновом рынке и видим, что у аграриев есть потребность продавать урожай, как говорится, «в одно окно». В этом сезоне решили пойти им навстречу и приобрели в том числе подсолнечник.

Конечно, мы смотрим на другую продукцию, в том числе и на продукцию переработки. В этом сезоне, например, начали торговать сахаром-сырцом: было закуплено и отгружено для отправки в Узбекистан 81,5 тыс. тонн свекловичного сахара-сырца.

Мы диверсифицируем поставки не только зерновых грузов, но и продуктов переработки, помогаем нашим сельхозпроизводителям.

— Холдинг в последнее время активно наращивает вагонный парк. Планируете и дальше это делать? Как это будет происходить — за счет покупки новых вагонов или путем приобретения компаний, которые имеют подвижной состав?

— Сейчас в нашем парке более 98 тысяч вагонов. По данным агентства Infoline, по итогам девяти месяцев 2024 года мы вышли на второе место в рейтинге железнодорожных операторов по подвижному составу в собственности. Инвестиции в расширение и обновление подвижного состава идут постоянно, благодаря чему у железнодорожного дивизиона компании один из самых молодых парков на сети. Средний возраст специализированного парка для перевозки зерна составляет около пяти лет.

Следующая задача — добиваться эффективности работы этого парка. И, конечно, если будет что-то предлагаться на рынке, — будем смотреть.

В прошлом сезоне, когда на фоне высокого урожая был большой спрос на вагоны-зерновозы, многие несистемные игроки на рынке их купили и сегодня объективно мешают, на мой взгляд, эксплуатации сети РЖД. Если будут предложения, мы, конечно, будем доступными рыночными способами забирать эти вагоны себе в управление, чтобы нормально выстраивать эксплуатацию на сети.

— Какова инвестиционная программа холдинга? На какие цели направляются средства, в первую очередь? Повлиял ли на инвестпрограмму выход ВТБ из состава акционеров?

— Помимо вложений в вагонный парк, мы фокусируемся на дальнейшем росте перевалочных мощностей в портах, которые находятся в периметре холдинга. Общие инвестиции в развитие портовых терминалов до 2027 года оцениваются в 40 млрд рублей.

Так, на Новороссийском зерновом терминале сейчас реализуем проект «Авто 1500». Это выглядит очень красиво — стройка идет активно, поднимаются элеваторы, силосные башни. Здесь также будут введены дополнительные мощности по приему грузов с автомобильного и железнодорожного транспорта, реконструирована конвейерная линия отгрузки зерна на морской транспорт, проведены другие работы.

В результате этот проект позволит увеличить перевалочные мощности терминала на 1,5 млн тонн в год.

На НЗТ вместе с «НКХП» (MOEX: NKHP) реализуется проект по строительству пристани с двумя причалами. После модернизации терминала и введения в эксплуатацию причалов проектная мощность НЗТ увеличится почти в два раза — с 6,5 млн до 11 млн тонн.

В Тамани на зерновом терминале вместе с партнерами движемся в направлении строительства железной дороги по концессии с Росжелдором. Кроме того, здесь запланированы реконструкция причалов и дноуглубление. В результате ежегодная мощность перевалки терминала вырастет с 5,5 млн до 8 млн тонн в год.

После выхода ВТБ нам стало сложнее привлекать денежные средства для реализации инвестиционных проектов. Но в настоящее время можно говорить о том, что смена акционеров не сказалась на инвестпроектах холдинга.

— Каковы прогнозы по перевалке аграрных грузов в терминалах холдинга на 2024 год?

— И НЗТ, и ЗТКТ по итогам 2024 календарного года покажут рост. В Тамани к середине ноября перевалка составила 5,2 млн тонн, что больше итога всего 2023 года в 4,6 млн тонн. На НЗТ к середине ноября перевалка составила 6,4 млн тонн против 6,6 млн тонн за 2023 год.

— Как оцениваете объемы перевозок аграрных грузов по железной дороге в этом году? Какова их структура?

— Предварительно в 15,2 млн тонн. За десять месяцев перевезли 12,5 млн тонн грузов, из них 4,8 млн тонн в июле-октябре.

Что касается структуры перевозимых грузов, то основу — 85%, конечно, составляют зерновые и зернобобовые культуры, в том числе 86% от этого объема приходится на пшеницу. Остальное — шрот, свекловичный жом, солод, сахар-сырец и другие грузы.

— А с новым портом в Высоцке работаете? Каковы перспективы в северо-западном направлении?

— Мы заинтересованы в развитии географии поставок и диверсификации каналов продаж, включая перевозку грузов в северо-западном направлении. И эту работу во многом связываем с портом в Высоцке.

По данным аналитического центра «Русагротранса», с начала работы в апреле 2023 года до завершения минувшего сельхозсезона (30 июля 2024 года — ИФ) в этот порт по железной дороге в общем было поставлено почти 1 млн тонн зерна и зернобобовых культур. Большая часть отправлена в Марокко, Тунис, Алжир, Мали. Отгружалось зерно также в Италию и Испанию, в Бразилию и на Кубу.

Кроме того, через этот порт идет перевалка зерна, которое следует транзитом из Казахстана.

Так что порт Высоцкий открывает хорошие перспективы для расширения торговли зерном и другой продукцией.

— Холдинг в последние годы активно покупал элеваторы. Есть ли планы по расширению их сети? У недавно купленного в Орловской области элеваторного комплекса «Наш Союз» есть мельница. Вы включаетесь в переработку зерна?

— Сейчас в периметре холдинга пять элеваторов — Октябрьский, Чернышковский, Димитровградский, Ипатовский комбинат хлебопродуктов и «Наш Союз». На Димитровградском элеваторе в Ульяновской области мы реализуем крупный инвестиционный проект в части строительства новых емкостей хранения общим объемом 17,8 тыс. тонн, двух точек автоприема, двух линий приема и двух линий отгрузки на железной дороге.

Орловский комплекс «Наш Союз» действительно имеет мельницу, и его покупка отвечает нашей стратегической задаче — в том числе двигаться в сторону переработки. Кроме того, в Орловской области будем строить новый элеватор — Орловский зерновой терминал около станции Лужки-Орловские — емкостью единовременного хранения 46 тыс. тонн с железнодорожной инфраструктурой, позволяющей совершать маршрутные отправки. Первые отправки зерна по железной дороге ожидаются во втором полугодии 2025 года.

interfax.ru

Прогноз биржевых цен на 18 декабря 2024

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Объем агроэкспорта из Ростовской области достиг в этом году 25 млн тонн
За 11 месяцев текущего года объем агроэкспорта из Ростовской области составил порядка 25 млн тонн, сообщил донской минсельхозпрод
Ставропольский край до конца 2024 года получит 85 млн рублей на мелиорацию
Федеральный центр выделит Ставрополью 85 млн рублей на возмещение части расходов по мелиорации сельхозтоваропроизводителям.