Интервью
|
https://exp.idk.ru/opinion/interview/glava-demetra-kholdinga-rossijskoe-zerno-nado-prodavat-napryamuyu/664735/
|
«Деметра-Холдинг», созданный в 2018 году, за прошедшие годы стал одним из крупнейших инфраструктурных игроков на зерновом рынке РФ. О том, какие направления в работе компании стали приоритетными, повлияла ли на инвестпрограмму произошедшая в 2023 г. смена владельцев и как строятся взаимоотношения с аграриями, в интервью «Интерфаксу» рассказал генеральный директор «Деметра-Холдинга» Алексей Грибанов.
— Со времени создания холдинг сформировал большой парк вагонов-зерновозов, реализует проекты в портах, расширяет сеть элеваторов. Какие направления развития за это время стали приоритетными?
— Холдинг консолидировал в своем периметре крупные инфраструктурные зерновые активы — «Русагротранс», терминалы на Черном море, элеваторы, трейдинг, цифровые платформы, а также железнодорожных операторов по перевозке лесных и промышленных грузов.
В прошлом сезоне наше трейдинговое подразделение закупило 15 млн тонн зерна, а это около 10% урожая. На долю принадлежащих холдингу глубоководных терминалов в Азово-Черноморском бассейне пришлось 12,5 млн тонн зерна, отправленного на экспорт, что составило 18% от общего российского экспорта в 72,8 млн тонн. Здесь речь идет о Новороссийском зерновом терминале (НЗТ), который полностью принадлежит холдингу, и Зерновом терминальном комплексе Тамань (ЗТКТ), где наша доля составляет 50%.
— Как в целом выглядят итоги работы холдинга в минувшем сезоне?
— Сезон 2023/2024-го стал рекордным. Отгрузки зерна с наших элеваторов — Октябрьского, Чернышковского, Димитровградского, а также Ипатовского комбината хлебопродуктов составили 1,2 млн тонн.
По железной дороге было перевезено 16,7 млн тонн аграрных грузов, из них в направлении экспортных сухопутных и глубоководных терминалов — 12 млн тонн. Автотранспорт при помощи цифровой логистической платформы Smartseeds перевез 2,9 млн тонн зерна.
Идет развитие перевозок лесных и навалочных грузов. И хотя в перевозках леса из-за ограничения экспорта ситуация сложилась непростая, мы ищем и находим альтернативные пути для дальнейшей работы.
Если говорить о новом аграрном сезоне (начался 1 июля 2024 года — ИФ), то продолжаем наращивать темпы. В июле-октябре на терминалах, которые находятся в периметре холдинга (100% НЗТ и 50% ЗТКТ — ИФ), было перевалено 4,4 млн тонн зерна. Отгрузки с собственных элеваторов составили порядка 410 тыс. тонн. По железной дороге перевезено 4,8 млн тонн аграрных грузов, из них в направлении экспортных терминалов — 3,7 млн тонн.
— Как строятся взаимоотношения с аграриями при закупках зерна? Есть ли у холдинга программы для производителей зерна?
— Конечно, такие программы есть. Сельхозпроизводители находятся в непростом положении с точки зрения стоимости денег, мы стараемся находить точки сотрудничества, в том числе и для авансирования урожая даже при существующей ключевой ставке.
Основной объем зерна, который экспортируют наши партнеры, приобретается по контрактам с фиксированной ценой. Мы также практикуем заключение сезонных контрактов с сельхозпроизводителями на покупку урожая по плавающей цене. В текущем сельхозсезоне доля таких контрактов уже составляет около 25%. Кроме того, закупаем зерновые культуры и через публичные рыночные инструменты.
— Видите ли сложности в зерновом экспорте? Сохраняются ли скрытые санкции против российского зерна, о которых говорят в последние годы?
— Холдинг с 2022 года сосредоточился на работе на внутреннем рынке, отказавшись от международной торговли зерном. Тем не менее наши партнеры задействованы в этих процессах, и мы видим некоторые сложности. Зарубежные финансовые институты, в том числе из дружественных стран, ужесточили контрольные комплаенс-процедуры из-за риска введения вторичных санкций. Традиционные партнеры — турецкие, эмиратские, китайские — более пристально стали следить за платежами, происхождением продукции и ее поставщиками.
Тем не менее зерно, закупленное холдингом, в прошлом сезоне поставлялось более чем в 40 стран. В этой ситуации надо отдать должное и государственным структурам — Минсельхозу, Россельхознадзору и Центру оценки качества зерна (с середины ноября — Центр оценки безопасности и качества продукции АПК — ЦОК АПК — ИФ), которые многое делают для продвижения аграрной продукции на зарубежные рынки, для открытия новых направлений поставок.
— В чем, на ваш взгляд, потенциал развития экспорта зерна в этих условиях?
— Как говорится, точки роста есть. Это, прежде всего, повышение доступности флота и инвестирование российских компаний в международную инфраструктуру.
— К предложению Союза экспортеров и производителей зерна об отказе от зарубежных трейдеров и продаже зерна напрямую потребителям как относитесь?
— Это правильно, российское зерно надо продавать напрямую. В принципе наши партнеры по экспорту уже так и работают. Практически по всем направлениям они знают конечного потребителя. Главное — чтобы продаваемое зерно соответствовало высоким критериям российского экспорта.
— Недавно появилась информация, что «Деметра-Холдинг» вышел на рынок подсолнечника и в октябре закупил его первую партию. Планируете ли расширять виды продукции для торговли?
— Вместе с традиционными для нас культурами, такими как пшеница, ячмень и кукуруза, мы начали приобретать опыт торговли другими продуктами. Мы давно работаем на зерновом рынке и видим, что у аграриев есть потребность продавать урожай, как говорится, «в одно окно». В этом сезоне решили пойти им навстречу и приобрели в том числе подсолнечник.
Конечно, мы смотрим на другую продукцию, в том числе и на продукцию переработки. В этом сезоне, например, начали торговать сахаром-сырцом: было закуплено и отгружено для отправки в Узбекистан 81,5 тыс. тонн свекловичного сахара-сырца.
Мы диверсифицируем поставки не только зерновых грузов, но и продуктов переработки, помогаем нашим сельхозпроизводителям.
— Холдинг в последнее время активно наращивает вагонный парк. Планируете и дальше это делать? Как это будет происходить — за счет покупки новых вагонов или путем приобретения компаний, которые имеют подвижной состав?
— Сейчас в нашем парке более 98 тысяч вагонов. По данным агентства Infoline, по итогам девяти месяцев 2024 года мы вышли на второе место в рейтинге железнодорожных операторов по подвижному составу в собственности. Инвестиции в расширение и обновление подвижного состава идут постоянно, благодаря чему у железнодорожного дивизиона компании один из самых молодых парков на сети. Средний возраст специализированного парка для перевозки зерна составляет около пяти лет.
Следующая задача — добиваться эффективности работы этого парка. И, конечно, если будет что-то предлагаться на рынке, — будем смотреть.
В прошлом сезоне, когда на фоне высокого урожая был большой спрос на вагоны-зерновозы, многие несистемные игроки на рынке их купили и сегодня объективно мешают, на мой взгляд, эксплуатации сети РЖД. Если будут предложения, мы, конечно, будем доступными рыночными способами забирать эти вагоны себе в управление, чтобы нормально выстраивать эксплуатацию на сети.
— Какова инвестиционная программа холдинга? На какие цели направляются средства, в первую очередь? Повлиял ли на инвестпрограмму выход ВТБ из состава акционеров?
— Помимо вложений в вагонный парк, мы фокусируемся на дальнейшем росте перевалочных мощностей в портах, которые находятся в периметре холдинга. Общие инвестиции в развитие портовых терминалов до 2027 года оцениваются в 40 млрд рублей.
Так, на Новороссийском зерновом терминале сейчас реализуем проект «Авто 1500». Это выглядит очень красиво — стройка идет активно, поднимаются элеваторы, силосные башни. Здесь также будут введены дополнительные мощности по приему грузов с автомобильного и железнодорожного транспорта, реконструирована конвейерная линия отгрузки зерна на морской транспорт, проведены другие работы.
В результате этот проект позволит увеличить перевалочные мощности терминала на 1,5 млн тонн в год.
На НЗТ вместе с «НКХП» (MOEX: NKHP) реализуется проект по строительству пристани с двумя причалами. После модернизации терминала и введения в эксплуатацию причалов проектная мощность НЗТ увеличится почти в два раза — с 6,5 млн до 11 млн тонн.
В Тамани на зерновом терминале вместе с партнерами движемся в направлении строительства железной дороги по концессии с Росжелдором. Кроме того, здесь запланированы реконструкция причалов и дноуглубление. В результате ежегодная мощность перевалки терминала вырастет с 5,5 млн до 8 млн тонн в год.
После выхода ВТБ нам стало сложнее привлекать денежные средства для реализации инвестиционных проектов. Но в настоящее время можно говорить о том, что смена акционеров не сказалась на инвестпроектах холдинга.
— Каковы прогнозы по перевалке аграрных грузов в терминалах холдинга на 2024 год?
— И НЗТ, и ЗТКТ по итогам 2024 календарного года покажут рост. В Тамани к середине ноября перевалка составила 5,2 млн тонн, что больше итога всего 2023 года в 4,6 млн тонн. На НЗТ к середине ноября перевалка составила 6,4 млн тонн против 6,6 млн тонн за 2023 год.
— Как оцениваете объемы перевозок аграрных грузов по железной дороге в этом году? Какова их структура?
— Предварительно в 15,2 млн тонн. За десять месяцев перевезли 12,5 млн тонн грузов, из них 4,8 млн тонн в июле-октябре.
Что касается структуры перевозимых грузов, то основу — 85%, конечно, составляют зерновые и зернобобовые культуры, в том числе 86% от этого объема приходится на пшеницу. Остальное — шрот, свекловичный жом, солод, сахар-сырец и другие грузы.
— А с новым портом в Высоцке работаете? Каковы перспективы в северо-западном направлении?
— Мы заинтересованы в развитии географии поставок и диверсификации каналов продаж, включая перевозку грузов в северо-западном направлении. И эту работу во многом связываем с портом в Высоцке.
По данным аналитического центра «Русагротранса», с начала работы в апреле 2023 года до завершения минувшего сельхозсезона (30 июля 2024 года — ИФ) в этот порт по железной дороге в общем было поставлено почти 1 млн тонн зерна и зернобобовых культур. Большая часть отправлена в Марокко, Тунис, Алжир, Мали. Отгружалось зерно также в Италию и Испанию, в Бразилию и на Кубу.
Кроме того, через этот порт идет перевалка зерна, которое следует транзитом из Казахстана.
Так что порт Высоцкий открывает хорошие перспективы для расширения торговли зерном и другой продукцией.
— Холдинг в последние годы активно покупал элеваторы. Есть ли планы по расширению их сети? У недавно купленного в Орловской области элеваторного комплекса «Наш Союз» есть мельница. Вы включаетесь в переработку зерна?
— Сейчас в периметре холдинга пять элеваторов — Октябрьский, Чернышковский, Димитровградский, Ипатовский комбинат хлебопродуктов и «Наш Союз». На Димитровградском элеваторе в Ульяновской области мы реализуем крупный инвестиционный проект в части строительства новых емкостей хранения общим объемом 17,8 тыс. тонн, двух точек автоприема, двух линий приема и двух линий отгрузки на железной дороге.
Орловский комплекс «Наш Союз» действительно имеет мельницу, и его покупка отвечает нашей стратегической задаче — в том числе двигаться в сторону переработки. Кроме того, в Орловской области будем строить новый элеватор — Орловский зерновой терминал около станции Лужки-Орловские — емкостью единовременного хранения 46 тыс. тонн с железнодорожной инфраструктурой, позволяющей совершать маршрутные отправки. Первые отправки зерна по железной дороге ожидаются во втором полугодии 2025 года.