«Современный агропромкомплекс позволяет решать вопросы продбезопасности»
22 December 2022, 19:12
Аграрии Иркутской области в 2022 году собрали, по предварительным данным, 919,8 тыс. тонн зерна, что на 0,2% больше, чем в 2021 году. Таким образом, побит рекордный урожай прошлого года, а итоги 2022 года — это лучший результат региона за 30 лет. О результатах работы АПК в уходящем году в интервью «Интерфаксу» рассказал министр сельского хозяйства Иркутской области Илья Сумароков.
РАПС И МОРОЖЕНОЕ НАБИРАЮТ ОБОРОТЫ
— Илья Павлович, уборка урожая в этом году проходила в сложных условиях. В августе-октябре в Иркутской области выпала существенная доля осадков. И это все не помешало собрать рекордный урожай?
— В самый разгар уборки — в последней пятидневке сентября — у нас выпал мокрый снег. Обычно это происходит позже на неделю-две. Конечно, временный снежный покров несколько замедлил сбор урожая. Тем не менее, урожайность зерновых оказалась довольно высокой, составив 22,8 ц/га, а в сельскохозяйственных организациях — 25,1 ц/га. При этом посевная площадь в 2022 году под зерновыми и зернобобовыми культурами уменьшилась на 1,4%, составив 403,3 тыс. га. В структуре посевных площадей зерновых по традиции первое место занимает пшеница — 58% (234,3 тыс. га), за ней следуют ячмень (21%), овес (19%), прочие зерновые и зернобобовые (рожь, просо, гречиха, горох — 2%).
Хочу также отметить, что в Иркутской области растет и сбор технических культур — всего 137,7 тыс. тонн по этому году, из них 127 тыс. тонн приходится на рапс. В структуре посевных площадей он уже занимает 10% (в 2020 году было 6% — ИФ). Я бы сказал, что рапс сегодня — это локомотив, который тянет другие производства в растениеводстве и животноводстве. Масличные культуры сейчас перерабатываются на «Иркутском масложиркомбинате», в СХ АО «Белореченское» и АО «Куйтунская нива», но также экспортируются в Китай.
По нашим данным, в Иркутской области возможно создание еще одного крупного маслозавода мощностью 100 тыс. готовой продукции. Его предполагается разместить в Заларинском районе, основными видами продукции завода станут рапсовое и льняное масло, жмых, шрот.
— Скажите, в этом году иркутские аграрии экспортировали зерно?
— Как вы знаете, правительство РФ временно ограничивало экспорт некоторых видов зерна (пшеницы, меслина, ржи, ячменя, кукурузы). Традиционно мы вывозили пшеницу в Монголию, но в 2022 году поставок не было. Но экспорт рапса был, и он вырос в 4 раза.
Если же говорить глобально о развитии экспорта, то нам, конечно, необходимо заниматься именно продовольственным зерном, наращивать его заготовку, строить перерабатывающие комплексы. По моим оценкам, иркутские аграрии могли бы отправлять на переработку до 135-140 тыс. тонн зерна, которое впоследствии можно экспортировать.
— Какова динамика экспорта другой продукции АПК?
— За 11 месяцев экспорт молочной продукции вырос на 16,3%, до $1,2 млн — это уже больше, чем за весь 2021 год. Наибольшая доля в «молочке» приходится на мороженое — в Китае и Монголии его очень любят. Поставка кондитерских изделий выросла на 88,5%. А экспорт так называемой прочей продукции АПК (зернобобовых, макаронных изделий, яйца, масличных семян) увеличился на 25,6%.
По данным на 11 декабря, объем экспортных поставок из Иркутской области составил $39 млн, что, правда, меньше аналогичного уровня прошлого года. Это объясняется снижением экспорта зерна и масложировой продукции в целом.
— Каковы итоги работы аграриев в сфере животноводства?
— За 11 месяцев в области увеличилось производство свинины (во всех хозяйствах) — на 8,4%, до 32,8 тыс. тонн, мяса крупного рогатого скота (КРС) оказалось ниже прошлого года на 1,3%, до 34,3 тыс. тонн. Производство птицы выросло на 5,5% и составило 57,7 тыс. тонн. Если же говорить о поголовье КРС, то оно на 1 декабря снизилось на 1,2%, до 317,5 тыс. голов. Частично это связано с закрытием одного из молочных предприятий в Тулунском районе и ликвидацией больного лейкозом поголовья.
Между тем поголовье свиней выросло на 2,3%, до 187,2 тыс. голов, а птицы — на 0,8%, до 7,49 млн голов.
ПРО САНКЦИИ И ЛОГИСТИКУ
— Скажите, введенные против страны западные санкции сказались на приобретении аграриями новой техники?
— Здесь не все так плохо, как могло бы показаться. Скажем, американская John Deere больше технику в РФ не поставляет. Между тем запрета на поставки комбайнов из Канады или Германии сейчас нет. Российские производители весь этот год перестраивали свое производство и, как мы понимаем, им удалось найти российские комплектующие. Поэтому техника и от «Ростсельмаша», и «Петербургского тракторного завода», и от белорусского «Минского тракторного завода» в регион поступает. На начало декабря иркутские аграрии получили 80 тракторов (на 38 меньше, чем в 2021 году), 51 зерноуборочный комбайн (на 2 единицы больше), семь кормоуборочных комбайнов, а также 623 единицы другой техники (на 75 единиц больше уровня 2021 года).
Наши аграрии также обратили внимание на тракторы из Китая. В прошлом году доля китайских тракторов в объеме закупок составляла всего 3%, а сейчас уже — 21%. Аграрии говорят, что техника — неплохая, оборудование — современное, а у водителя в кабине даже кондиционер есть.
Отмечу, что Минсельхоз Иркутской области сегодня сохраняет все программы по поддержке аграриев, обновляющих парк техники. Ранее мы возмещали часть затраты на ее лизинг, а с этого года также стали компенсировать расходы по прямым договорам купли-продажи техники. В сумме на технологическую модернизацию сельского хозяйства регион в 2022 году потратил 1 млрд рублей. А в целом на поддержку сельхозпроизводителей предусмотрено 4,1 млрд рублей, из них 3,1 млрд — из бюджета области и 1 млрд рублей — от федерального центра.
— После введения европейских санкций компании из РФ стали ориентироваться на Азию и направлять туда свои грузы. Это еще больше загрузило Транссиб. На этом фоне иркутские аграрии столкнулись с проблемой вывоза своей продукции?
— Да, проблемы были при экспорте в Китай и Монголию. Особенно это касалось перевалки на границе. Но сейчас вопрос уже не стоит так остро, как в первой половине года. Изучив ситуацию на железной дороге, аграрии стали отправлять свои грузы в Монголию автотранспортом. Есть также проект по вывозу аграрной продукции в КНР через морской терминал во Владивостоке.
— В продолжении вопроса о логистике хочется вас спросить о проекте оптово-распределительного центра в Иркутске для круглогодичного хранения аграрной продукции. Он еще актуален?
— К сожалению, проект отложен. Он оказался достаточно дорогим — речь идет не об одном миллиарде рублей инвестиций. Мы вели переговоры с Монголией о вхождении в проект, но они ни к чему не привели. Тем не менее от идеи мы не отказались. На наш взгляд такой распределительный центр можно использовать не только для хранения наших овощей, но и для привезенных из Средней Азии фруктов. У нас, к примеру, хорошие отношения с Узбекистаном, который мог бы войти в проект распредцентра.
О РИТЕЙЛЕ И НОВЫХ ПРОЕКТАХ
— Как известно, существенную часть продукции аграрии реализуют через крупный ритейл. В этом году X5 Group завершила сделку по покупке 70% в иркутской сети «Слата». У такого большого ритейлера на полках широко представлены товары от АПК Красноярского и Алтайского края, Новосибирской области. Как Вы считаете, продукция местных производителей в дальнейшем смогут конкурировать на полках с товарами из других регионов?
— Согласно стандартам ритейла покупатель, приходя в супермаркет, должен иметь выбор, так что появление большего числа наименований молочной продукции, овощей, кондитерских изделий на полках из других регионов является нормальным явлением. И, конечно, наши поставщики из Приангарья должны конкурировать не только по качеству продукции, которое давно признано иркутянами, но и по цене. Зачастую производители из других регионов демпингуют, приходя в Иркутскую область через крупные сети. Но вместе с тем я бы не сказал, что наша продукция — дороже привозной. Заметьте, в сетях довольно часто проходят различные акции, скидки на местные товары.
Другое дело, что части аграриев невыгодно работать с ритейлом, который выставляет довольно жесткие условия. Мы, со своей стороны, уже давно предложили производителям подумать над созданием объединенной местной торговой сети, где вся выручка от продаж будет оставаться у них. Но до реализации такого проекта наши компании и фермеры пока не дошли.
— Можно ли сказать, что в Иркутской области сложился современный аграрно-промышленный комплекс?
— Интерес к аграрному комплексу, инвестиции в него значительно выросли, особенно на фоне последних событий. У нас каждый год открываются новые фермы, и расширяется уже действующее производство. К примеру, в этом году в Иркутском районе на базе хозяйства «Молочная река» открылась первая в регионе роботизированная молочно-товарная ферма. На ее создание бюджет выделил грант в размере 25 млн рублей. Подобный проект мы планируем тиражировать, и открыть еще семь таких ферм.
В Усольском районе в этом году запустили цех по производству творога на молочном заводе СХ АО «Белореченское». Производительность цеха — 7,5 тонн продукции в смену. Молоко для линии — исключительно собственного производства. Для реализации проекта компания по программе льготного кредитования привлекла 180 млн рублей.
В КФХ Леонида Кичигина открыли лабораторию по микроклональному размножению картофеля на безвирусной основе. Таким образом мы в регионе получили стойкий к различным болезням картофель.
Или вот, к примеру, сейчас обсуждается проект довольно крупного АПК, в который войдет мельничный комплекс, крупяной и комбикормовый завод. Инвестора я пока не могу назвать, но реализовать проект он намерен поэтапно, за 5-7 лет.
Поэтому, полагаю, в регионе сформирован довольно современный аграрный комплекс, который позволяет решать проблемы продовольственной безопасности.
Ваш комментарий
|
|