МСХ РФ «закрутит гайки» поставщикам продовольствия и ритейлу
29 August 2019, 10:22

Российский Минсельхоз своими законодательными инициативами вдруг потревожил игроков на потребительском рынке — поставщиков продовольствия, которые обеспокоены законопроектом об экологически чистой сельхозпродукции.

Этот предложенный министерством документ (Закон «Об органической продукции»), по-новому регламентирующий торговлю сырьем и продовольствием по всей России, вступит в силу с начала 2021 года, но тревогу вызывает уже сейчас. Минсельхоз этим законом хочет обеспечить создание в России так называемых «защищенных брендов», безопасных для потребителей. Закон наделяет новыми контролирующими функциями Россельхознадзор и Роспотребнадзор, которые пристальнее теперь должны следить за торговлей в плане экологии. Речь идет об ужесточении торговли «зелеными» продуктами. Для этого все наименования и бренды сельхозпродуктов должны вноситься в единый госреестр для получения права размещать на упаковке спецмаркировки единого образца. Нечто подобное уже вводят сейчас в качестве эксперимента в молочной продукции и обуви.

Маркировка должна будет обеспечить прослеживаемость агропродукции на всех этапах ее производства — от поступления на склады, до поставки на полки в магазины.

Закон прописывает разделение понятий «органическая» и «экологически чистая» продукция (эко-продукция). Для нее допускается использование удобрений и агрохимикатов — такой продукции на рынке больше. По отношению к органической продукции вводится ряд ужесточений требований. Это-то и обеспокоило Ассоциацию производителей фирменных торговых марок «Русбренд», куда входят такие бренды, в том числе работающие по франшизе иностранные, как Nestle, Danone, PepsiCo. Ее глава Алексей Поповичев даже направил письмо главе Минсельхоза Дмитрию Патрушеву с опасением, что выполнение требований нового закона «поставит под угрозу наличие органической продукции на полке и грозит поставщикам и сетям «миллиардными убытками» (документ оказался в распоряжении «Коммерсанта»). Все потому, что в российских магазинах масса импортной органической продукции с международными сертификатами. А закон обязывает всю такую продукцию иметь российские органические сертификаты нового образца. Это противоречие с 2021 г. поставит сотни (если не тысячи) наименований, по сути, вне закона — не имеющую новых сертификатов и маркировки продукцию можно будет изымать из оборота — а это широчайший ассортимент органической завозной продукции — от овощей и фруктов до всех остальных продуктов пищепрома (злаковых, молочных и т. д.).

В «Русбренде» считают, что переход на новый формат потребует от поставщиков колоссальных усилий: «Формат упаковки заказывается не менее чем за полгода, а маркировка уже выпущенных продуктов трудоемка и требует существенных затрат». При таких условиях завозить иностранную продукцию станет просто невыгодно.

Проблема может стать не просто актуальной, но и просто угрожающей для ритейлеров, а в перспективе и для целых регионов, которые не имеют достаточно собственной сельхозпродукции. Не секрет, что многие субъекты РФ овощи и фрукты, а также зерно к себе завозят или из соседних регионов, или вообще из-за рубежа. Среди таких регионов — Дальний Восток или, например, Кавказ. Так, в Северной Осетии практически отсутствует собственная сельхозпродукция — большинство товаров этого сегмента на местные рынки обычно привозится из других регионов.

В субъектах РФ федеральных округов Сибири и Урала ситуация несколько лучше — но и там многие сегменты рынка приходится наполнять завозной продукцией. Проблема, например, давно уже присутствует в Свердловской области.

Хотя в регионе и работает множество агропредприятий и пищепром, например, крупная компания Danon, мощностей свердловских сельхозтоваропроизводителей не хватает. Прежде всего, в выращивании овощей закрытого грунта. Для этого по области и решено строить сеть оптово-распределительных центров — мегаскладов для завозной продукции. На Средний Урал сельхозпродукция идет в основном из Азербайджана, Таджикистана и Киргизии — они поставляют на местный рынок фрукты, орехи и др.

Более того, Свердловская область сегодня обеспечивает себя собственными овощами только на 50%, и остальное приходится заполнять импортом.

Пока же в Минсельхозе рассматривают письмо «Русбренда», поставщики подсчитывают возможные убытки от ограничения иностранной завозной сельхозпродукции. Так, к слову, сейчас оборот всего рынка органической продукции в России оценивается, по данным Euromonitor International, в 900 млрд руб., и на импорт в нем приходится до 80%.

Источник: vedomosti-ural.ru

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Путин назвал три главные причины роста цен на продукты
Причинами подорожания продуктов Путин назвал рост потребления, урожай и рост мировых цен
Россия является крупнейшим экспортером пшеницы в мире, заявил Путин
Путин: Россия является крупнейшим экспортером пшеницы в мире