Кредит за касание. Банки «запомнят» клиентов по рисунку вен и скану черепа
21 September 2018, 08:25
Центробанк планирует расширить возможности для идентификации клиентов банков. К уже имеющейся биометрии по лицу и голосу регулятор предлагает добавить отпечатки пальцев, рисунок вен на ладони и скан черепа.
По мнению экспертов, подобные меры защитят клиентов банков от мошенников и помогут людям с инвалидностью быстрее получать кредитные услуги. Как это будет работать.
Центробанк и крупнейшие финансовые организации планируют расширить возможности для биометрической идентификации. Помимо слепков лица и голоса, банки могут начать снимать у клиентов отпечатки пальцев и рисунок вен на ладони. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на регулятор. Данный вопрос обсуждался на закрытой встрече в Банке России.
В пресс-службе ЦБ изданию заявили, что сотрудники регулятора прорабатывают возможность использования дополнительных параметров, включая отпечаток пальца или сканирование ладони. Представители Центробанка отметили, что сейчас идентификация клиентов в некоторых банках производится по лицу и голосу. Однако эта услуга требует от граждан наличия дорогих смартфонов, которые может себе позволить не каждый. По этой причине в регуляторе задумались над разработкой новых систем идентификации.
Также в ЦБ уточнили, что альтернативой слепкам лица и проверки по голосу могут стать отпечатки пальцев и рисунок вен на ладони. В Центробанке добавили, что специалисты рассматривают возможность проведения идентификации по 3D-снимку черепа. Однако, подчеркнули в регуляторе, для этого потребуется специальная камера.
В пресс-службе регулятора подтвердили, что работают над включением новых параметров в «биометрический портрет» россиянина. По мнению Центробанка, снятие отпечатков и рисунка вен пригодится людям с инвалидностью. «Несмотря на то, что численность таких клиентов составляет порядка 1%, специалисты Банка России рассматривают возможность использования дополнительных модальностей, таких как отпечаток пальца или сканирование ладони», — подчеркнули в ЦБ.
Новые возможности по идентификации, действительно, могут быть полезны для людей с ограниченными возможностями, считают опрошенные «360» эксперты. По их словам, распознаванием по рисунку вен и отпечаткам пальцев могут воспользоваться люди с дефектами речи или лица.
«К примеру, у некоторых людей из-за особенностей строения глаза не могут снять радужную оболочку для идентификации», — отметил заместитель технического директора Positive Technologies Дмитрий Кузнецов.
Однако ключевым мотивом для реформы Центробанка является улучшение текущей защиты пользователей и банков от мошенничества, уверен он. Возможность пройти удаленную идентификацию в банке появилась в России еще в начале июля 2018 года. Для этого нужно зарегистрироваться на портале «Госуслуги», а затем сдать в одной из кредитных организаций биометрические данные. Человек может передать банку запись голоса и фотоснимок лица, параметры которых соответствуют специальным требованиям. После этой процедуры клиент может получать банковские услуги в дистанционном режиме.
«После того как банки начали пользоваться этой системой, они быстро осознали ее несовершенство. Запись голоса на микрофон смартфона и селфи с камеры телефона не всегда четко идентифицируют клиента, что ставит под сомнение надежность верификации и дает простор для действий мошенников. В свою очередь, идентификацию по рисунку вен и отпечаткам можно считать более безопасной, поскольку для этой процедуры используются специальные установки, которые защищены от взлома», — сказал Дмитрий Кузнецов, заместитель технического директора Positive Technologies.
Однако эти устройства невозможно применить при дистанционном банковском обслуживании, отмечает собеседник «360». «Если инициатива пройдет, то у финансовых организаций будет пространство для маневра. Например, в точках самообслуживания они могут применять надежные методы идентификации. А если клиент готов рискнуть и воспользоваться своим смартфоном, то это его выбор», — подчеркнул Кузнецов.
Кредит за глаза
Ряд крупнейших российских банков уже внедрил специальные системы, идентифицирующие лица клиентов. К примеру, в настоящее время ВТБ, «Почта банк», Альфа-банк активно тестируют биометрическую идентификацию клиента наряду с традиционными способами. При обращении в банк изображение клиента и его паспортные данные заносят в базу, при последующих визитах автоматизированная система идентификации лиц сравнивает биометрию клиента с информацией о мошенниках.
Впрочем, некоторые банки продвинулись дальше и внедрили искусственный интеллект в точках самообслуживания. Так, Сбербанк в прошлом году установил первый банкомат, в силах которого идентифицировать клиентов по лицу, узнавать и запоминать их в нескольких ракурсах. С помощью биометрического шаблона, встроенного в устройство, пользователь может войти в личный кабинет или снять деньги без использования своей карты.
Еще дальше во внедрении новейших технологий в банковскую систему продвинулся «Тинькофф банк». Он использует сервис по идентификации лиц с конца 2016 года и экономит в месяц десятки миллионов рублей. Принцип работы системы прост: при встрече представители банка фотографируют клиента, снимок преобразуется в обезличенный код, который сопоставляется с базой данных.
Идентификация по отпечаткам пальцев является самой популярной процедурой верификации на рынке биометрии, отметил эксперт по биометрическим системам безопасности компании EkeyRus Константин Новиков. «Этим способом, по последним данным, пользуется порядка 60% институтов, для которых важна верификация при предоставлении услуг. Что касается банков, то наиболее корректно и безопасно в том случае, если сотрудники будут использовать как минимум два верификатора, например, отпечаток пальца и голос», — резюмировал собеседник.
Источник: 360tv.ru
Ваш комментарий
|
|