Туристы в обмен на зерно
23 September 2016, 09:45
Египет пригрозил России, что откажется от российской пшеницы. По мнению экспертов, эта угроза является ультиматумом — в обмен на пшеницу Египет мечтает заполучить российских туристов.
Весной Египет изменил требования к поставкам зерна из России — теперь содержание грибка спорыньи должно быть на уровне ноля процентов. Летом с египтянами вроде бы удалось договориться: допустимое содержание спорыньи увеличили до 0,05%. Закупки зерна возобновились, но ненадолго — на днях Египет вновь демонстративно отказался от закупок, заявив о возвращении к «нулевой ставке».
«Они пытаются что-то выторговать», — заявил глава департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза России Владимир Волик.
Как предполагают эксперты, речь идет о возвращении российских туристов в Египет. Будут туристы — будем покупать у России зерно, не будет туристов — не будем. Примерно так выглядит схема шантажа, считают аналитики.
Ежегодно Египет закупает у России 8-9 млн тонн зерна по цене примерно 250 долларов за тонну. То есть речь идет почти о 2 млрд долларов. До закрытия туризма в Египет туда ежегодно приезжали около 3 млн наших соотечественников, оставляя в этой стране те же самые 2 млрд долларов.
Одним словом, сделка «турист в обмен на зерно» выглядит на первый взгляд вполне равноценно. Тем более сам российский турист, согласно соцопросам, не против вернуться на египетские курорты. А заинтересованность российских аграриев в том, чтобы куда-нибудь сбыть рекордный урожай зерновых этого года, и того выше.
По итогам сезона 2015/16 года Египет занимает первую строчку по закупкам российского зерна — до этого вплоть до сезона 2014/15 года (см. диаграмму) на первом месте традиционно была Турция.
Благодаря российскому зерну Турция за последние несколько лет стала мировым лидером по экспорту муки.
Из-за экономических мер, которые разрабатывало правительство РФ после инцидента с Су-24 на сирийско-турецкой границе, экспорт зерна в Турцию заметно упал — представители зернового рынка с обеих сторон стали бояться заключать контракты, опасаясь возможного запрета с российской стороны.
Запрета в итоге не последовало. Зерно продается. Но уже не в тех объемах.
Тем временем в России думают над тем, как наказать строптивых покупателей российского зерна. Планируется, в частности, еще больнее ударить по ним закупками цитрусовых: вы у нас не хотите покупать пшеницу, мы у вас за это не купим ваши лимоны.
Так, неутомимый Россельхознадзор в ответ на заявления Египта быстренько нашел в цитрусовых из этой страны вредителей похуже спорыньи и записал египетские фрукты в «продукцию высокого фитосанитарного риска». Ежегодно Египет продает в Россию овощей и фруктов примерно на 1 млрд долларов, то есть ответ на запрет экспорта зерна получится адекватным на 50%.
Что же касается Турции, то там снова нашли массу нарушений на предприятиях и складах для хранения продукции, предназначенной для российского рынка, сообщил помощник руководителя Россельхознадзора Василий Лавровский.
«Наши представители карантинной службы выезжали с проверкой непосредственно на предприятия и склады… Выявлен ряд упущений, без устранения которых говорить о каких-то массовых поставках традиционной турецкой продукции на российский рынок преждевременно», — пояснил Лавровский.
Такое похолодание в отношениях двух стран, уже готовых снова подружиться после письма Эрдогана Путину в конце июня этого года, может стоить Турции потери 2 млрд долларов в год — именно на такую сумму турки продавали нам овощей и фруктов до кризиса отношений, сейчас поставки из Турции упали почти в пять раз. Владимир Путин 29 июня сказал о необходимости «перевернуть кризисную страницу» в отношениях с Турцией и снять все ограничения с туризма и торговли.
Но что-то не сложилось. В результате российские производители зерна пребывают в ужасе и не знают, кому продавать урожай. А рядовой покупатель начинает понимать, что лимонов и баклажанов из Турции он уже не дождется, видимо, никогда.
Так не проще ли было бы запустить туристов в Египет и Турцию, чем вводить «ответные санкции» и «контрмеры»?
«Российский турист в качестве разменной монеты опасен и непредсказуем, — считает социолог Роман Заваришин. — Сегодня мы откроем туризм в обмен на зерно, а завтра наше зерно снова откажутся покупать, выдвинув очередной ультиматум. Туриста же вернуть обратно на крымские и сочинские берега второй раз может уже не получиться — турист просто не поймет, почему он должен отказываться от отдыха в Турции и Египте ради каких-то непонятных ему санкций».
И что же остается России? Так и будем бесконечно заниматься «санкциями», «контрсанкциями» и вводить «эмбарго»?
Источник: mirnov.ru
Ваш комментарий
|
|