По каким причинам экономисты стали покидать Россию?
21 May 2015, 10:34
В России стали «нежелательными» иностранные неправительственные организации и отечественные эксперты и ученые.
«Философский пароход» бесперебойно курсирует между Россией и рядом западных стран. И регулярно возвращается за очередным штучным товаром, который бы пригодился и на родине, но фактически обозначен как нежелательный. Сначала уголовным делом, мучительными процедурами на границе и прочими многозначительными атмосферно-политическими намеками вытолкнули за границу Сергея Гуриева. Затем реже стал бывать в Москве Сергей Алексашенко. Теперь вот Константин Сонин получил очень престижное предложение о работе в США, что стало одним из факторов наряду с политической атмосферой в стране, способствующих отъезду.
Есть что-то общее между отдельными российскими экономистами с мировыми именами, российскими НКО-«иностранными агентами» и иностранными некоммерческими организациями, которые в скором времени будут официально, по закону, названы «нежелательными». Все они, равно как и некоторые СМИ, и в самом деле нежелательные.
Не для страны — стране-то как раз они полезны, а для действующей в России власти.
Экономистов желательно отпустить, а не удерживать. «Иностранных агентов» — не пускать. «Нежелательных» — выдворять и закрывать.
Это отказ не только от денег, но и от современного образования, адекватных идей, практических рекомендаций. Судя по «делу экспертов», связанному с материнским «делом ЮКОСа», которое то ли закрыто, то ли не закрыто, то ли приостановлено, но в любой момент может быть возобновлено, высококлассные специалисты, в частности в экономике, нужны власти почти исключительно для доказательства преступных умыслов оппозиционных олигархов. И более ни для чего. Не нужны они в том числе для реальной экспертной работы на государство. Ему не нужна экспертиза, администрация и правительство работают с мифологемами вроде «импортозамещения». Иногда, впрочем, возникает необходимость в профессионалах высшего уровня для украшения экспертных советов крупных государственных компаний. Как заметил один коллега, там они делают доклады в логике песни Владимира Высоцкого: «Меня к себе зовут большие люди, чтоб я им пел «Охоту на волков».
В целом же к экспертам и академическим ученым относятся в полном соответствии с бессмертной фразой Виктора Черномырдина: «Мы соберем все ваши предложения и сложим их в одном место».
Впрочем, отношение к экономистам не эксклюзивно.
Хрестоматийный «кейс» коммуникаций власти и науки — история с ИНИОНом РАН: сначала не давали денег на реконструкцию библиотеки и, соответственно, всего разваливающегося здания института. Оно и понятно — зачем начальству библиотека? Затем произошла катастрофа — пожар. А виноват оказался директор — академик Юрий Пивоваров. Ему предъявлено обвинение в халатности. А ведь он хороший германист, мог бы и уехать, например, отсюда, а не тянуть героически на себе уникальную библиотеку почти без государственного финансирования.
Комментируя предстоящий отъезд Константина Сонина, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал то, что и должен был сказать пресс-секретарь: «В Кремле сожалеют, когда известные экономисты едут работать за границу. В Кремле приветствуют, когда известные экономисты приезжают работать в Россию — будь то наши граждане или зарубежные. Процессы эти встречные, поэтому ничего здесь особенного нет». Это не совсем так: вопрос в том, кто именно уезжает. И, наоборот, насколько существен поток «понаехавших тут» профессоров — а это даже не ручеек, а протечка какая-то. Если бы не усилия нескольких ведущих социально-экономических университетов, их бы здесь не было вовсе. А так отъезд лучших напоминает утечку капитала — она и симптоматична, и значима. Вполне корректно и сравнение с инвестиционным климатом — страна становится «экспертно-непривлекательной».
Симптоматично, что многие эксперты, всю жизнь занимавшиеся Россией, в последнее время отказываются сюда ехать даже в краткосрочные командировки. И это очень личное чувство, проистекающее на самом деле от любви к стране — разочарования и зря потраченных усилий.
«Нежелательные» организации при таком инвестиционном, экспертном и политическом климате и сами, безо всяких драконовских и избыточных уже законов, перестанут сотрудничать с Россией. Причем поскольку в новом, почти уже принятом законе о «нежелательных» сказано об «иностранных неправительственных организациях», а его авторы поясняют, что речь идет и о коммерческих зарубежных компаниях, депутаты закрывают не только политическое и экспертное, но и экономическое поле России. Как писал классик: «Ты не в Чикаго, / Моя дорогая. / Дом над Невою / Купить бы я рад… / Да не захочет / Продать Ленинград!»
Ваш комментарий
|
|