Этой осенью российские магазины могут остаться без отечественного продовольствия
13 March 2015, 09:33
Экономический кризис, санкции, ослабленный рубль очень сильно ударили по отечественным сельхозпроизводителям. В профессиональных союзах российских аграриев уже начали бить тревогу об урожае осени 2015 года.
По мнению экспертов отрасли, если не вмешается государство, его может не увидеть российский потребитель.
Представители сельхозотрасли считают, что один из рисков — это резкое повышение затрат на проведение посевных работ. Стоимость весенней посевной, пишет Lenta.ru, в этом году будет на 40 процентов выше, чем в прошлом.
«Российские сельхозпроизводители вынуждены многое импортировать, начиная от семян и удобрений и заканчивая машинами и оборудованием», — говорил в интервью «Ленте.ру» директор по корпоративным финансам и стратегии группы «Разгуляй» Алексей Тищенко. Причем, по его словам, остальные компоненты производства, имеющие чисто российское происхождение, также подвержены инфляции. Цены растут на горючее, удобрения, пестициды и сельхозтехнику.
Система господдержки отрасли в этом году дала сбой по всем направлениям. «На данный момент помощь аграрному сектору проявляется только в информационном поле: власти активно пропагандируют продукты отечественного производства, — возмущается основатель компании Parus Agro Group, владеющей пашнями на юге России, Андрей Муравьев. — Однако параллельно идет процесс сокращения всех видов субсидий, инвестиционных инструментов по стимулированию развития импортозамещающих производств нет». Четкой программы поддержки агросектора не существует, сетует предприниматель.
По словам министра сельского хозяйства Николая Федорова, за первые два месяца 2015-го из бюджета на нужды села было направлено более 98,5 миллиардов рублей, что в три раза больше прошлогоднего объема господдержки. Однако, по его же словам, к 4 марта до хозяйств дошла лишь десятая часть денег. А ряд областей и вовсе не получили ни копейки.
Еще одна проблема, которую ставят остро эксперты отрасли: банки не хотят финансировать мелких аграриев. «В ссудах отказывают даже те структуры, с которыми у селян крепкие связи и которые из года в год выделяли финансирование, В местных филиалах лишь разводят руками и говорят, что указание не кредитовать сельхозпроизводителей идет из Москвы», — рассказал изданию редактора Южного аграрного агентства.
В конце февраля министр Николай Федоров заявлял, что с начала этого года кредитование агросектора сократилось на 33 процентов, а в ряде регионов — наполовину. По данным Минсельхоза, вдвое меньше было выдано ссуд Сбербанком, почти на треть упало кредитование Россельхозбанком. Эти два банка — главные кредиторы отрасли, на них приходится три четверти всех выданных за прошлый год ссуд.
Александр Гавриленко говорит, что часть фермеров южных регионов, для того чтобы хоть как-то начать посевную, вынуждены занимать у «серых» кредиторов и ростовщиков под запредельные проценты. Как их отдавать — никто не знает. «Маржа сокращается — селяне не могут резко повышать отпускные цены на свою продукцию», — рассуждает Гавриленко. К тому же в южных регионах 70 процентов всей продукции растениеводства — это зерновые культуры (прежде всего, пшеница), а цены на зерно на внутреннем рынке искусственно сдерживаются за счет повышения экспортных пошлин.
Это значит, что многие фермерские хозяйства ждет банкротство. В прошлом году только в Ростовской области с рынка ушло от 500 до 800 хозяйств, и в этом году процесс ускорится, уверен Гавриленко.
Министр Федоров уже признал, что удержать уровень производства прошлого года в растениеводстве, скорее всего, не удастся.
А значит, на полках магазинов отечественных продуктов будет меньше.
Их заменит импорт из стран, не попавших под санкции. Уже сейчас массовом сегменте ушедших европейцев заменили производители дешевой продукции из Турции и Китая. В результате в массовой рознице цены все равно выросли из-за девальвации, а качество упало.
Представители аграрного сектора делают вывод о том, что последствия отказа государства от реальной, а не на словах, поддержки сельхозпроизводителей могут быть самые негативные как для рядовых граждан, так и для отрасли в целом, которую ждет деградация. «Заверения об открытии рынка для отечественных производителей, это только слова. Страшно слушать весь этот популизм по телевизору! — возмущена директор по внешним связям Союза органического земледелия Анна Любоведская. — Отечественное сельское хозяйство — это круче, чем шоу «Последний герой», у нас каждое предприятие выкручивается по-своему».
Ваш комментарий
|
|