США перестали стимулировать пятилетнюю программу помощи экономике
05 November 2014, 14:23
Беспрецедентная программа «количественного смягчения» (Quantitative Easing или просто QE), проводимая США на протяжении более пяти лет, завершилась на прошлой неделе. Вытащить экономику страны из глубокой ямы, где та оказалась после глобального кредитного кризиса, и стабилизировать финансовые рынки, в общем, удалось. Теперь актуален вопрос о нейтрализации последствий столь радикального лечения — то есть как убрать с рынка гигантскую денежную массу.
В начале 2009 года американская экономика (как и большая часть мировой), без преувеличения, лежала в руинах. Финансовая система толком не работала — банки не хотели давать взаймы даже друг другу, не говоря уже о реальном секторе. Несколько крупных финансовых институтов или вообще разорились, или держались только на господдержке. ВВП в конце 2008-го и в начале 2009 года падал на 5-6 процентов.
Кризисы в крупных экономиках случаются регулярно, и пока избегать их не научились. Обычная реакция ЦБ — проведение контрциклической политики, то есть амортизация последствий кризиса для финансовой системы. Самая распространенная антикризисная мера — снижение учетной ставки. Банки, опасающиеся занимать деньги из-за невозможности их вернуть, получают более дешевое рефинансирование и, тем самым, снижают риски при кредитовании экономики.
Для Федеральной резервной системы (ФРС) эта мера также считалась стандартной. Скажем, после краха доткомов (компаний, работающих в интернете) в 2000 году, ставка снижалась несколько раз и к 2003 году достигла рекордно низкого уровня в 1 процент. Благодаря этой довольно радикальной на тот момент политике ситуацию удалось стабилизировать, и в том же году страна вернулась к нормальным показателям экономического роста. Низкие ставки (менее 2 процентов годовых) держались в общей сложности почти три года, что казалось очень долгим сроком — прежде их понижали на куда более короткое время.
В период обвала 2007-2008 годов ФРС также была вынуждена агрессивно снижать ставку. Причем процесс начался задолго до острой фазы кризиса. Однако выяснилось, что толку от этого немного. Сверхдешевые деньги не заинтересовали банкиров, которые просто боялись занимать. К концу 2008 года ставка снизилась до исторического минимума в 0-0,25 процента, но и этот шаг серьезного эффекта не произвел.
Именно руководитель ФРС Бен Бернанке принял решение о проведении в жизнь «неортодоксальной» финансовой политики. Суть ее заключалась в том, что регулятор резко «раздувал» свой баланс, прикупив на него находящиеся в распоряжении финансовых организаций ценные бумаги. Причем речь шла не только о государственных облигациях, традиционно самом надежном инструменте, но и об ипотечных закладных, объем которых на рынке достигал на тот момент шести триллионов долларов. Эти бумаги уже относились к разряду высокорисковых, и тем не менее было принято решение об их скупке.
На самом деле подобные прецеденты в современной экономической истории имелись. Точно так же в начале 2000-х действовал ЦБ Японии, пытавшийся вырвать экономику из затянувшейся стагнации. Большого успеха, впрочем, не снискали, хотя бумаг закупили примерно на 300 миллиардов долларов.
Американцы все же рискнули. В конце ноября объявили о выкупе ипотечных облигаций примерно на 800 миллиардов долларов. Баланс ФРС разом увеличился вдвое и достиг рекордных значений. К середине 2010 года объем активов ФРС вырос до 2 триллионов долларов. К этому моменту программу предполагалось уже прекратить. Но, хотя самые острые последствия кризиса были преодолены, экономика страны по-прежнему пребывала в трудном положении, балансируя на грани рецессии. Ситуацию осложняли тревожные новости из-за океана, где разворачивался европейский долговой кризис.
В итоге к концу 2010 года была запущена вторая программа смягчения (QE2). В ее рамках закупались в первую очередь гособлигации, так как на рынке ипотечных бумаг ситуация заметно улучшилась. Программа продлилась еще около двух лет. После чего пришел черед третьего, финального раунда QE, поскольку ожидаемого восстановления опять-таки не произошло. По итогам реализации всех трех программ баланс ФРС раздулся до 4,5 триллиона долларов, увеличившись почти в шесть раз по сравнению с докризисными временами.
Пика программа достигла в 2013-м, когда каждый месяц ФРС покупал бумаги на 85 миллиардов долларов. В конце года, однако, было принято принципиальное решение сократить объемы до 75 миллиардов в месяц. В дальнейшем на каждом из своих следующих заседаний ФРС уменьшала этот показатель на 10 миллиардов. И, наконец, 29 октября дошла до нуля.
Чем руководствуется сейчас ФРС? В отличие от 2010-го и 2012 года американская экономика действительно демонстрирует все признаки оживления и выхода из кризиса. Безработица в стране, долгое время державшаяся на уровнях, не виданных в течение десятилетий, опустилась до вполне пристойной отметки в 6 процентов (лишь немногим выше 5-5,5 процента, которые фиксировались до кризиса). ВВП второй квартал подряд показывает бодрый рост. По итогам июля-сентября, по предварительным данным, — 3,5 процента, тогда как во втором квартале подъем достиг 4 процентов в годовом исчислении. Правда, в первые три месяца наблюдался почти столь же впечатляющий спад, но он, судя по всему, во многом объяснялся чрезвычайно холодной зимой.
В целом же можно констатировать, что послекризисное восстановление экономики США набрало обороты. Что касается чисто финансовых показателей, то банки демонстрируют хорошие результаты, кредитование растет, а фондовый рынок лишь недавно отступил с исторических максимумов. Таким образом, положение во всех сферах стабилизировалось, и необходимость в неортодоксальных мерах денежно-кредитной политики отпала.
Задачу, поставленную перед QE, можно считать выполненной. Однако у любой успешной экономической политики есть своя оборотная сторона. В данном случае экономику наводнила денежная масса, способная привести к существенному скачку инфляции. Денежную массу нужно каким-то образом убирать с рынка, иначе последствия от такого лечения могут оказаться немногим лучше болезни. Конкретного плана, как это будет сделано, ФРС и американский Минфин пока не предоставили.
Критики QE, впрочем, отмечают не только будущие угрозы финансовому рынку. Дело в том, что последние экономические успехи США довольно-таки обманчивы. Да, ВВП вновь растет почти теми же темпами, что и до кризиса. Да, безработица кардинально сократилась. Однако во многом этот результат был достигнут за счет резкого снижения доли американцев, относящих себя к «рабочей силе». Если до кризиса таковых было более 67 процентов, то сейчас — менее 63 процентов (минимум с 1978 года). И люди, отказавшиеся бороться за рабочие места, — это не только пенсионеры и студенты, но и множество граждан в полном расцвете сил.
Точно так же не заметно больших успехов в росте доходов населения. А тот рост, что все-таки наблюдается, уходит в основном в карманы самых богатых — 20 процентов — американцев (и даже в рамках этих 20 процентов распределяется крайне неравномерно), тогда как основная масса граждан США особого увеличения благосостояния после кризиса не заметила, а по сравнению с докризисными временами и вовсе ощущает спад.
Что касается фондового рынка, то ряд экономистов обвиняет вброс колоссальной денежной массы в неоправданно быстром росте котировок. Соотношение цены акций к прибыли компаний завышено. Это означает надувание очередного пузыря на рынках.
Словом, мнения разделились. Кто тут более прав, выяснится только спустя несколько месяцев. Насколько прочным и длительным окажется новый подъем в американской экономике? Особенно внимательно за США будут следить европейцы — они-то пока, находясь в еще худшем экономическом положении, на свое полномасштабное QE не решились.
Ваш комментарий
|
|
Американцы лидеры в плане изменений (инноваций), тщательно формулируют приоритеты, вступая только в перспективную в плане доходов, конкуренцию, исходя из своего видения того, в каком направлении развивается рынок. В основе эффективного взаимодействия лежит понятная система управления и долгосрочное стратегическое планирование.
Высокая производительность труда; низкие цены на газ и электроэнергию. Ведомости Китай проигрывает конкуренцию США.
Экспортно-импортный банк США U.S. Export-Import Bank (Эксимбанк США) приостановил работу с 1 июля, сообщается на сайте банка. Его лицензия истекла в конце июня, а конгресс не стал ее продлевать. Получить комментарии Эксимбанка не удалось: из-за приостановки лицензии связаться с банком нельзя, говорится на его сайте.
Эксимбанк США с 1934 г. предоставляет кредитную поддержку малому бизнесу страны, продвигая американские товары на мировой рынок. Он осуществляет страхование экспортных кредитов и переучет экспортных векселей американских частных банков, выдает кредиты иностранным покупателям произведенных в США товаров.
Члены конгресса выступают с критикой Эксимбанка, пишет Bloomberg. По их мнению, он мешает развитию свободного рынка, поддерживая за государственный счет лишь крупные корпорации – например, GE и Boeing. Сенатор от Флориды Марк Рубио назвал приостановку деятельности банка «большой победой для страны». А глава комитета по финансовым услугам Джеб Хенсарлинг ранее заявил, что Эксимбанк – пережиток экономики вчерашнего дня и приостановка его работы – это маленький шаг к победе над кумовством при распределении госпомощи.
Кому помогли
$20,5 млрд предоставил в 2014 г. Эксимбанк США на поддержку экспорта. В том числе $10 млрд в виде кредитов и долгосрочных гарантий получили General Electric, Boeing, Caterpillar, а также подразделения General Dynamics и United Technologies, подсчитал Bloomberg
Сам Эксимбанк США считает, что уделяет достаточно внимания малому бизнесу – в 2014 г. более 90% одобренных заявок пришлось на малые предприятия, говорится в отчете банка. Правда, почти половина всей предоставленной помощи в денежном исчислении пришлась на крупный бизнес, пишет Bloomberg (см. врез).
По данным Reuters, после приостановки деятельности банка заморожено на неопределенный срок около 195 сделок на сумму свыше $9 млрд. Среди них гарантии по 14 кредитам на $3,33 млрд, а также 137 заявок на страхование внешнеэкономической деятельности.
По оценкам агентства Moody’s, если Эксимбанк США не возобновит работу до конца года, компания Boeing потеряет от $8–9 млрд. В таком случае им придется привлекать, как минимум, половину этих средств через собственное финансовое подразделение Boeing Capital и снижать затраты на разработку новых самолетов, сообщает «Интерфакс». Также ущерб будет нанесен и малым предприятиям – экспортерам. В июне они предупреждали, что будут вынуждены выводить производство за пределы США, если не будет обеспечена работа Эксимбанка.
У конгресса США сейчас 11-дневные каникулы по случаю Дня независимости. Но сенаторы и компании-экспортеры надеются, что вопрос о лицензии банка будет решен во второй половине июля.
Сам Эксимбанк считает, что приостановка лицензии на его деятельности не скажется: несмотря на замораживание новых сделок, все ранее заключенные соглашения о предоставлении кредитов, страховок и банковских гарантий будут действовать в полном объеме, говорится в сообщении на его сайте. «Мы полностью обеспечены финансированием и сможем работать и после 1 июля 2015 г.», – говорится в заявлении банка. Ведомости. В США временно прекратил работу экспортно-импортный банк. P.S. Конкурентоспособность американского экспорта поддерживается финансовыми инструментами.
Более высокое количество свиней, рогатого скота и цыплят-бройлеров поглощает корма, уменьшая предложение, которое должно было вырасти вследствие потери 48 миллионов куриц и индеек во время вспышки самого серьезного в истории США птичьего гриппа.
Министерство сельского хозяйства США (USDA) шокировало рынки во вторник, сообщив, что запасы кукурузы по состоянию на 1 июня на 2% меньше прогнозов трейдеров и аналитиков, а запасы сои уменьшились на 7%.
Трейдеры и аналитики преувеличили влияние птичьего гриппа в своих прогнозах на предложение кукурузы, заявили экономисты Университета Иллинойса.
Птичий грипп в основном погубил куриц-несушек в Айове и индеек в Миннесоте, но не повредил производство мясных цыплят-бройлеров.
Трейдеры и аналитики, вероятно, не уделили достаточно внимания тому, что происходит с количеством бройлеров и молочных коров и свиней, согласно экономистам.
Производство бройлеров повысилось, согласно данным, во втором квартале на 6,9% по сравнению с прошлым годом, сообщила BB&T Capital Markets.
Американское стадо свиней выросло на 9% до 66,9 млн. голов с марта по май по сравнению с прошлым годом, согласно отчету USDA.
Количество рогатого скота и телят по состоянию на 1 января было на уровне 89,9 млн. голов, на 1% выше, чем годом ранее, показали данные USDA.
Влияние птичьего гриппа преувеличено, сообщило руководство Zaner Group в Чикаго. Рогатый скот потребляет намного больше корма, чем можно предположить.
Благоприятные дожди на западе США позволяют владельцам ранчо держать рогатый скот на подножном корме дольше, но основным кормом является кукуруза.
Рогатый скот потребляет приблизительно 5,5 фунтов зерна, чтобы произвести 1 фунт мяса по сравнению с 2,7 фунтами у свиней и 2 фунтами у куриц, согласно экономистам Университета штата Оклахома.
USDA сообщило, что запасы кукурузы по состоянию на 1 июня составляли 4,45 млрд. бушелей, что на 105 млн. бушелей ниже среднего рыночного прогноза. Запасы сои составляли 625 млн. бушелей, на 45 млн. ниже рыночных прогнозов. USDA, вероятно, обнаружило меньше соевых бобов, чем ожидало, потому что переоценило прошлогодний урожай, заявили экономисты и аналитики.
Источник: agro2b.ruP.S.Конкурентоспособность американского АПК поддерживается развитым животноводством, создающим спрос на внутреннем рынке на корма и ресурс- биоматериал для создания новой ценности на экспортных рынках
JBS SA, крупнейший мировой переработчик мяса, покупает американский бизнес свинины компании Cargill Inc за $1,45 миллиарда. Данное соглашение сделает его одной из крупнейших и самых влиятельных мясных компаний в США.
Предложение дочерней компании JBS в США было сделано спустя неделю после того, как базирующаяся в Бразилии JBS заявила о намерении купить Moy Park Ltd, британский дивизион конкурента Marfrig Global Foods SA, что подтверждает недавние признаки консолидации в американском секторе белка.
В прошлом месяце молочный кооператив Land O’Lakes Inc. и United Suppliers Inc. сообщили о слиянии зернового бизнеса, создав холдинг с более $7 миллиардами годовых объемов продаж. В 2013 году американский влиятельный производитель свинины Smithfield Foods Inc объединился с китайским производителем Shuanghui International, заключив соглашение стоимостью $4,7 млрд.
Как и в соглашении Shuanghui- Smithfield, разрешение продажи Cargill может зависеть от того, будут ли федеральные регуляторы учитывать только дивизион свинины или весь мясной бизнес JBS, сообщили аналитики Livestock Marketing Information Center.
Согласно отраслевым данным, JBS USA контролирует приблизительно 22% американского рынка говядины и приблизительно 18% американского рынка домашней птицы и является вторым по величине игроком в обоих секторах после Tyson Foods Inc..
Соглашение, о котором объявили в среду, включает два мясоперерабатывающих завода в Айове и Иллинойсе, а также пять комбикормовых заводов в Миссури, Арканзасе, Айове и Техасе и четыре свинофермы в Арканзасе, Оклахоме и Техасе.
JBS сообщила, что последняя покупка соответствует стратегии по увеличению портфеля готовых продуктов и продуктов с добавленной стоимостью, расширяющих клиентскую базу компании.
JBS, которая из семейной фермы превратилась в крупнейшую компанию Бразилии по уровню дохода, купила в ноябре австралийского производителя переработанных продуктов питания Primo Smallgoods, чтобы увеличить продажи Азии.
Cargill не планировала продавать свой бизнес свинины, но, по словам руководства, получила от JBS предложение, которое не могла не рассмотреть. Компания сохранит другие свои компании животного белка по всему миру и оценит возможности, которые могут предоставить долгосрочный прибыльный рост.Soyanews. P.S. Путь от семейной фермы до крупнейшей компании Бразилии по уровню дохода у JBS занял 62 года, но похоже они уже рассматривают путь к глобальному лидерству.