Какая судьба ждет украинские агрохолдинги?
08 August 2014, 11:04
Мария Колесник о том, на какие уловки идут компании, чтобы скрыться от кредиторов и какая реальная ситуация в агробизнесе.
После того, как один из крупнейших сельхозпроизводителей в стране агрохолдинг «Мрия» допустил технический дефолт, многие заговорили о грядущей волне банкротств аграрных компаний или, как минимум, о реструктуризации таких активов. «ДС» поинтересовалась у аналитика компании ААА Марии Колесник, действительно ли украинскому аграрному сектору грозят серьезные финансовые проблемы.
— Насколько отечественные агрохолдинги зависимы от кредитных средств и сложно ли им сейчас погашать долги?
Практически все агрохолдинги в качестве оборотных средств используют заемные деньги. Их доля может доходить до 60%. Особых сложностей с погашением долгов у большинства компаний нет. Даже если они брали валютные кредиты, а для оборотных средств привлекаются, в основном, все же гривневые займы, проблем с их возвратом быть не должно.
Дело в том, что львиная доля агрохолдингов еще и экспортеры. Причем, они продают свою продукцию на внешние рынки не в начале сезона, когда закупочные цены минимальные, а на пике стоимости зерна. В нынешнем сезоне это позволило им практически нивелировать девальвацию гривны. Пострадали от обесценивания национальной валюты, главным образом, средние и мелкие хозяйства, распродавшие урожай еще прошлой осенью.
— Тем не менее, проблема невозврата кредитов сейчас существует. Как агрохолдинги могут «надавить» на кредиторов?
Крупные агрохолдинги — это всегда VIP- клиенты для банков. Поэтому последние готовы идти на переговоры, реструктуризировать долги. В случае необходимости компании практически всегда имеют возможность перекредитоваться в другом финучреждении. Не исключено, что некоторые холдинги, пользуясь столь лояльным отношением к ним банкиров и сложной ситуацией в стране, попытаются не платить. Но реальные сложности, которые не позволяют им погашать кредиты, сейчас есть разве что у крупных компаний, чьи зевельные банки сосредоточены в зоне проведения АТО — Луганской и Донецкой областях. Там действительно экстремальная ситуация — боевики попросту поджигают поля с урожаем, мародерствуют. Те же, кто обрабатывает угодья, к примеру, в Винницкой или Киевской областях, и при этом сетуют на тяготы военного времени, мягко говоря, лукавят. Единственная реальная проблема для них сейчас — массовый призыв в Нацгвардию рабочих. Но правительство пообещало мобилизировать аграриев в щадящем режиме, так что, думаю, этот вопрос в ближайшее время решится.
— В последнее время о банкротстве заявило сразу несколько агрохолдингов. Является ли это одним из способов ухода от кредиторов и насколько массовыми могут стать банкротства на сельскохозяйственном рынке?
Среди «тяжеловесов» рынка о техническом банкротстве пока заявила только «Мрия». Рыночных причин, которые бы объясняли ее банкротство, нет. Компания работала на сахарном рынке, а цены на сахар в этом году вполне приемлемые. Кроме того, она заявляла о крупных инвестициях в картофелеводство и была нацелена на ее экспорт. Стоимость картофеля в течение года также была выгодной для продавцов. Очевидно, дело в долгах, накопленных за прошлые годы. О массовых банкротствах в аграрной отрасли не может быть и речи — урожай в стране ожидается хороший, а позиции Украины на экспортных рынках достаточно крепкие. Это могут быть разве что единичные случаи, связанные с непрофессиональным менеджментом. Как способ ухода от кредиторов банкротство также вряд ли будет широко использоваться, ведь кредитную историю никто не отменял, а обойтись без заемных средств аграрии не смогут.
— Сейчас обсуждается вопрос перевода компаний, обрабатывающих более 3 тыс. га пахотных земель и имеющих оборот более 20 млн. грн. в льготного на общий режим налогообложения. Как это может сказаться на привлекательности сельскохозяйственного бизнеса?
— Аграрии будут недовольны и это понятно, ведь до сегодняшнего дня они платят очень мало (у нас существуют льготы по НДС и налогу на прибыль). Убийственными налоги для них не станут, но вряд ли государство должно действовать столь радикально и отменять все преференции сразу, тем более, что как таковых субсидий для отрасли у нас нет. Но правительство заявило, что готово к переговорам и в качестве одного из вариантов поддержки сельхозпроизводителей предлагает компенсацию ставок по кредитам. Так что, скорее всего, компромисс будет найден.
Ваш комментарий
|
|