Китай вернулся к вопросу о возобновлении строительства глубоководного порта в Крыму
29 May 2014, 10:33

Об этом «Известиям» заявил первый вице-премьер Республики Крым Рустам Темиргалиев.

 

Китайские инвесторы возобновили прерванные зимой переговоры по разработке и строительству глубоководного порта на территории республики Крым. Об этом «Известиям» рассказал первый вице-премьер Республики Крым Рустам Темиргалиев. Стоимость проекта — не менее $3 млрд.

 

Проект разморозился после кремлевского визита в Китай

 

По словам Темиргалиева, очные встречи с китайской стороной намечены на август — проект пока не является первоочередным.

 

— Мы намерены запустить проект, но только когда будут завершены внеочередные меры по введению рубля и водоснабжению полуострова, — говорит первый вице-премьер.

 

Проект возведения порта глубиной в 25 м вблизи Евпатории (может стать самым крупным разгрузочным портом на территории Крыма) был анонсирован президентом Украины Виктором Януковичем 5 декабря 2013 года во время его визита в Китай. Тогда же был подписан меморандум о намерениях между операторами проекта — крымским «Киевгидроинвестом» в лице Алексея Мазюка и китайской Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co (BICIM) миллиардера Ван Цзина. Инвестиции китайской стороны на первом этапе оценивались в сумму порядка $3 млрд, всего шла речь о вложениях с их стороны на уровне $10 млрд. Переговоры и действия по реализации меморандума были заморожены после государственного переворота на Украине, в результате которого Янукович потерял власть, а Крым вошел в состав России.

 

— После визита президента России Владимира Путина в Китай [20–21 мая] вопрос китайских инвестиций в Крым снова вернулся на повестку дня, — отметил Рустам Темиргалиев.

 

Судьба проекта глубоководного порта решается на самом высоком межгосударственном уровне, говорил «Известиям» незадолго до визита Владимира Путина в Китай Георгий Баженов, сотрудник компании «Суеста», дочерней фирмы «Киевгидроинвеста». По его словам, «Киевгидроинвесту» остается только ждать решения правительства Крыма. Сейчас проект находится в ведении первого вице-премьера Темиргалиева, Минтранса России и министра по делам Крыма Олега Савельева. С переходом Крыма в состав России предполагалось, что проект должны были обсудить в ходе поездки Савельева с делегацией Владимира Путина в Китай.

 

Но в присутствии министра вопрос порта не поднимали, отметили в пресс-службе Министерства по делам Крыма.

 

— Детали будущих китайских инвестиций в Крым во время визита не обговаривались, — пояснили в министерства.

 

Проекту не хватает почвы

 

У проекта строительства порта есть определенные экологические риски. Как отметили в крымском министерстве транспорта и связи, местоположение порта переносилось уже не раз. Крымские экологи выступали за перенос проекта в Керчь, где уже есть порт. Как писали члены ассоциации «Экология и мир» в обращении к республиканским властям, строительство будет вестись неопытными компаниями, которые уничтожат «Крымские Золотые пески» в Каламитском заливе.

 

В министерстве транспорта и связи Крыма признались, что сейчас под вопросом не только место возведения проекта, но и его целесообразность.

 

— Из-за того что до сих пор не было подписано ни одного договора об использовании крымских портов кораблями других стран, все пять портов полуострова простаивают (торговый оборот крымских портов упал в 2013 году на 29%), — отмечают в ведомстве. — Для начала нужно решить, нужен ли порт, а уже потом подписывать договоры.

 

Подписанный ранее меморандум предполагает финансирование и управление портом китайской стороной в лице главного подрядчика, компании BICIM. В стройку на условиях подрядчика также планируется привлечь крымскую компанию «Киевгидроинвест».

 

Зарегистрированный в Севастополе «Киевгидроинвест», по данным базы СПАРК, принадлежит компании «Энергожилстрой» — последнюю контролирует жена Алексея Мазюка Елена.

 

Собственником китайского генподрядчика проекта Beijing Interoceanic Canal Investment Management является Ван Цзин. Основной его бизнес — телеком-компания Xinwei Telecom Enterprise Group. На другом конце земного шара компания Цзина Hong Kong Nicaragua Canal Development Investment Company в августе 2013 года занялась строительством Никарагуанского канала, альтернативы Панамскому, который должен соединить Тихий и Атлантический океаны. Общая стоимость проекта оценивается в четыре раза больше стоимости крымского хаба — более $40 млрд. Сейчас его строительство приостановлено — в январе правительство Никарагуа отложило проект из-за необходимости корректировки нового водного пути. На запросы «Известий» связаться с Ван Цзином по вопросу крымского проекта представители Xinwei не ответили (свои телефоны и сайт у генподрядчика BICIM отсутствуют).

 

Строить порт планировалось в Сакском районе Крыма, неподалеку от поселка Фрунзе (25 км от Евпатории). Ожидается, что первый этап проекта объемом $3 млрд включит в себя стройку глубоководного порта-хаба, который сможет принимать крупные партии грузов. Там они будут дробиться и отправляться морем в другие порты. Кроме того, планируется возвести несколько терминалов для зерна и сыпучих грузов объемом в 20 млн т. На второй этап намечены аэропорт, терминал сжиженного природного газа и возведение верфи (на них уйдут еще $7 млрд).

 

По оценкам крымских властей, общий оборот такого порта, который должен занять территорию в 3 га, будет достигать 140 млн т в год (может стать четвертым по грузообороту в Европе, заняв место за НМТП с 159 млн т), а портовые и другие сборы будут ежегодно приносить России более $1,5 млрд в год. При этом порты Феодосии и Евпатории, расположенные в городской черте, постепенно прекратят свое существование, согласно проекту схемы территориального планирования Крыма (схему представят 1 июня на утверждение правительству РФ).

 

Китайцам гарантируют прибыль

 

Согласно старым договоренностям с украинскими властями, Россия может получить долю в 50% от всей структуры и портовые сборы от ее эксплуатации, сообщил «Известиям» ответственный секретарь Российско-китайской палаты по содействию торговле машинотехнической и инновационной продукцией Сергей Санакоев. По его словам, компания китайского миллиардера Ван Цзина получит в управление другие 50% порта, а также ежегодный фиксированный процент, привязанный к вложенным деньгам и общим объемам дохода порта.

 

— На данном этапе должен быть четко определен российский заказчик и гарант возврата китайских инвестиций в проект. В данном проекте коммерческие риски по рентабельности порта целиком ложатся на крымские власти. Будет идти прибыль от порта, не будет — в любом случае BICIM будет получать свою, гарантированную государством сумму, — пояснил Санакоев.

 

Как стало известно в декабре прошлого года, параллельно с подготовкой проекта китайский инвестор вел переговоры с Минобороны Украины об использовании сакского военного аэродрома. Ведутся ли переговоры сейчас с российским министерством, в Минобороны РФ не уточняют.

Теги     Китай      порт      РФ      Крым   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Казахстан продлил ограничения на ввоз российской пшеницы (Видео)
Казахстан сужает традиционные рынки сбыта муки. Буквально пять лет назад страна была единственным экспортёром муки на рынке Центральной Азии. Сегодня активно поставки наращивают Узбекистан и Россия.
Конечные запасы пшеницы в Сербии остаются высокими
Сербия начинает 2024-25 маркетинговый год с более чем 1 миллионом тонн заканчивающихся запасов пшеницы из-за исключительно благоприятных урожаев в сочетании с низкими рыночными ценами, второй год подряд с большими запасами, согласно отчету Иностранной сельскохозяйственной службы (ФАС) Министерства сельского хозяйства США (USDA).