Черный передел
16 October 2012, 16:30
В разгар фермерского движения больше земли получили те, кто не собирался на ней работать
…После отмены крепостного права в России в герценовском журнале «Колокол» появилась карикатура: на огороженном клочке земли стоит одной ногой, обутой в лапоть, крестьянин, а другую поставить некуда, иначе попадешь в барские угодья. Дескать, вот какое освобождение вышло. Крестьян отпустили на волю без земли, оставив большую часть ее у помещиков. То есть снова надо было идти в кабалу к барину, чтобы прокормиться. Процесс выкупа земли затянулся на десятилетия.
Эта карикатура вспомнилась после недавней встречи с фермером Ниной Ивановной Базановой из Приморского поселения. Земли у нее тоже, что называется, кот наплакал, и уже который год бьется она с чиновниками, чтобы оформить аренду 70 соток. Коров пасет на веревке, опасаясь, что те по недоразумению забредут в угодья питерских богачей. Хотя поначалу было вольготно на их бывшем финском хуторе. Земли свободной в округе хватало.
На юбилейной сельскохозяйственной ярмарке, состоявшейся в конце сентября на Южном рынке, упоминались те, кто стоял у истоков фермерского движения в нашем районе. Нина Базанова из их числа. В начале 90-х годов они с мужем, будучи уже в солидном возрасте, подались в фермеры. На многое не претендовали: оформили в собственность 1,38 гектара, да еще 70 соток выделил тогдашний сельсовет на правах аренды.
Тем временем во исполнение недавнего закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в районе шла активная раздача земли новым сельхозпроизводителям. Дескать, лишь они в состоянии накормить страну, совхозы себя не оправдали. Для скорейшего решения задачи землю раздавали без оглядки на способности к крестьянскому труду. Достаточно было представить прожект своего будущего фермерского хозяйства, чтобы получить взамен надел. Этим сразу же воспользовались деловые люди, по большей части жители Петербурга. Вскоре число фермеров в Выборгском районе перевалило за тысячу, и он занял лидирующее положение в Ленинградской области.
Но где она сегодня, эта тысяча фермеров? Тех, кто действительно работает на земле, если наберется с полсотни, то хорошо. Остальные обзаводились наделами только ради последующей продажи и наживы. На этих угодьях и скупленных за бесценок земельных паях бывших совхозов возникли дачные поселки, заполонившие весь район. Они окружили кольцом фермерские владения, перекрывая дороги к полям и лугам. В такой ситуации оказалась и Нина Базанова.
Поначалу это фермерское хозяйство с названием «Мысовое» выручало то, что после развала совхозов оставалось немало брошенной земли. Сюда семейство Базановых выходило на заготовку кормов для своего стада. Полученные в собственность 1,38 гектара использовались под картофель и овощные культуры. А на арендованных 70 сотках пасли скот. Сейчас это три коровы и два быка. Нагрузка на землю получается чрезмерная. Оптимальной для наших мест она считается, когда на гектар приходится одна голова крупного рогатого скота. В данном случае эта норма превышена в несколько раз.
Понятно, что на таком клочке земли имеющееся поголовье не прокормить. Надо заметить, что кроме коров в хозяйстве содержится несколько свиней, десятки гусей, индюшек и кур. Но для этой живности сено заготавливать не надо. А вот буренкам без него не обойтись. Поскольку угодья Базановых со всех сторон окружили питерские дачники, то кормовой базы практически не стало. Под выпас кое-как обходятся 70 сотками, а сено теперь покупают в отдаленном Житкове.
Нина Ивановна очень обеспокоена тем, что может лишиться этих 70 соток. По правилам они до сих пор не оформлены, лишь регулярно начисляют арендную плату. Поскольку сроки не оговорены, то в любой момент землю могут отобрать. Фермерша куда только не обращалась, даже в Москву писала. На ярмарке Нина Базанова вместе с сыном и невесткой торговали свиным салом (на снимке). С молоком не получилось: не смогли раздобыть пластиковую тару. В момент нашего разговора к прилавку подошла председатель аграрного комитета районной администрации Надежда Литвиненко. Нина Ивановна сразу же обратилась к ней со своими бедами. Сказала, что недавно опять ездила в Питер, но вопрос с арендой земли так и не решили…
По словам Нины Ивановны, причиной отказа служит то, что эти 70 соток входят в состав земель поселения. А как быть с таким фактами, когда земли сельхозназначения сплошь и рядом используются под дачное строительство? Это, значит, можно, а несчастные 0,7 гектара оформить в аренду нельзя.
На днях президент Владимир Путин публично заявил о том, что земельные отношения в нашей стране погрязли в коррупции. Мол, надо наводить порядок. Сколько раз мы уже слышали такие заклинания. И опять это общие фразы. А вот конкретный вопрос местного значения. Сколько земли в Выборгском районе раздали «липовым» фермерам и сколько они уже распродали? Цифры эти никогда не озвучивались. Видно, чтобы не будоражить воображение обывателей и не вызывать раздражение настоящих фермеров, таких как Нина Базанова, которая никак не может оформить свои 70 соток.
Разберутся ли когда-нибудь с ложными сельхозпроизводителями? По тому же закону о фермерском хозяйстве, если земля не используется по назначению в течение нескольких лет, то она подлежит изъятию и возврату в муниципальную собственность. Почему на эту, обременительную часть закона власти не обращают никакого внимания? Значит, есть тут своя выгода.
В заключение следует признать, что фермерское движение 90-х годов было таким же уродливым, как и другие экономические упражнения ельцинской эпохи. Оно не столько дало толчок сельскому хозяйству, сколько создало благодатную почву для стяжательства в сфере земельных отношений. Миллионы гектаров ушли в загребущие руки, ни на шаг не продвинув решение продовольственного вопроса.
__________________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке IDK.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на Stat.IDK.ru
__________________________________________________________________________________________
Ваш комментарий
|
|