ОЗК займется логистикой и проблемными сельхозактивами
14 December 2010, 10:21
  2 комментария  

ОАО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК) планирует вместе с ОАО «РЖД» создать транспортную зерновую компанию. «Мы начали готовить бизнес-план по созданию транспортной компании и обратились в РЖД с просьбой предложить нам партнера», — заявил генеральный директор ОЗК Сергей Левин, сообщает «Интерфакс». По словам главы ОЗК, речь идет о создании дочернего предприятия. Вопрос о долях в нем пока не обсуждается.

Бизнес-план новой компании ОЗК планирует подготовить в течение месяца — или к концу января — началу февраля будущего года. Он предусматривает, что компания будет владеть 3 тыс. вагонов-зерновозов. «Сочетание тех объемов перевозки зерна, которые мы видим для себя, с востребованностью услуги на ближайшие 3 года говорят о том, что сегодня оптимальная цифра — 3000 вагонов-зерновозов, — сказал С.Левин. — Но начинать, конечно, будем с 1000 вагонов, а потом посмотрим, как будет складываться экономика».

Предполагается, что компания начнет операционную деятельность к концу 2011 года. «Все будет определяться возможностью получения вагонов, заводы работают с достаточной загрузкой, — сказал С.Левин. — Если мы сможем найти на рынке новые вагоны — возьмем их, если нет — будем размещать заказ».

С.Левин также сообщил, что в настоящее время постепенно восстанавливается объем зерна, перевозимого в стране железнодорожным транспортом. Если в сентябре этот показатель составлял 630 тыс. тонн, то в октябре и ноябре он приблизился к 900 тыс. тонн. «В лучшие годы в месяц перевозилось по 1,2-1,3 млн тонн, так что объемы приближаются к норме», — заявил он.

В настоящее время одним из крупных перевозчиков зерна является дочернее предприятие РЖД — «Русагротранс», но в нем отказались комментировать планы ОЗК. Однако, как рассказали «Интерфаксу» источники, знакомые с ситуацией, на минувшей неделе проект создания совместной компании ОЗК и «Русагротранса» был обсужден в Министерстве сельского хозяйства. Концепция создания зерновой транспортной компании получила поддержку.

Также С.Левин сообщил, что ОЗК разрабатывает инвестиционную программу на 3 года, минимальная стоимость которой оценивается в 13 млрд рублей. «На 3 млрд рублей, которые будут выделены на докапитализацию компании, мы планируем привлечь не менее 10 млрд рублей частных инвестиций и средств целевого проектного финансирования банков», — сказал глава ОЗК.

По его словам, эти средства будут направлены на реализацию масштабной инвестиционной программы на ближайшие три года, которая включает около 30 проектов по развитию инфраструктуры зернового рынка. Работа над этим документом завершается.

С.Левин отметил, что первый миллиард рублей бюджетных средств компания рассчитывает получить до конца года, еще два — в начале следующего года. «Хочу подчеркнуть, что переданные нам бюджетные средства мы постараемся использовать максимально эффективно — на каждый рубль полученных от государства средств привлечем не менее 3 рублей средств частных инвесторов и целевого проектного финансирования банков», — заявил С.Левин, сообщив при этом, что ОЗК заканчивает предварительные переговоры с «Внешэкономбанком», «Россельхозбанком» и другими банками, которые кредитуют инфраструктурные программы.

Кроме того, ОЗК направила обращения губернаторам регионов, заинтересованных в реализации программы, с просьбой о помощи в привлечении инвесторов, «которые в этих регионах прочно стоят на ногах». По словам С.Левина, эти меры позволят компании к 2013 году реконструировать 2 зерновых терминала — В Новороссийске и Ейске, а также построить новый глубоководный терминал. В частности, прорабатывается возможность строительства в Тамани. Кроме того, намечена реализация проекта по строительству терминала на Дальнем Востоке, скорее всего в порту Находка. С.Левин сообщил, что программа также предусматривает модернизацию и строительство 18 линейных зерновых элеваторов.

Говоря о приоритетах программы, глава ОЗК отметил, прежде всего, переданный компании Новороссийский зерновой терминал. «Там работа идет уже полным ходом, ускорить ее позволил запрет на экспорт зерна», — сказал он. На объекте будет существенного обновлено техническое состояние механизмов и оборудования. «Все устаревшее оборудование будет заменено, построена новая аналитическая лаборатория, введена новая система аспирации зерна, — сообщил С.Левин. — Элеватор станет современным». Мощности терминала по хранению зерна будут расширены до 100 тыс. тонн, возрастут и его возможности по перевалке зерна на экспорт — «за счет модернизации галереи и возможности принимать маршрутизированные поезда». «Вся реконструкция «заточена» под то, чтобы комбинат больше принимал зерно с маршрутизированных поездов», — сказал С.Левин. Работы на терминале планируется завершить в I полугодии 2012 года.

ОЗК также начала реконструкцию переданных ей элеваторов, в частности, Паласовского, Грачевского, Буденновского.

Обсуждение вопроса о передаче ОЗК проблемных сельхозактивов, находящихся в залоге у банков с госучастием, перешло в окончательную стадию, отметил С.Левин. Он напомнил, что поручение о передаче этих активов дал Президент РФ Дмитрий Медведев на совещании в Мурманске 15 сентября. «Правительство должно доложить Президенту о его выполнении до конца нынешнего года», — сказал С.Левин.

По его словам, проработка проблемы показала, что она масштабнее, чем думалось вначале. В перечень проблемных активов, находящихся в банках с госучастием, вошло более 100 предприятий, большое число из которых — системообразующие. Первоначальный список активов превышал 100 млрд рублей. «Но в нем были не только зерновые активы, — сказал С.Левин. — На сегодняшний день цифра колеблется от 55 до 60 млрд рублей, ожидаем окончательных списков и уточнения».

Как заявил глава ОЗК, «проблема оказалась концентрированной, но здесь нет ни правых, ни виноватых». Три последовательно тяжелых года (финансовый кризис, резкое снижение цен на зерно в 2009 году и аномальная жара в 2010 году) привели крупнейшие агрохолдинги страны, в том числе такие, как «Разгуляй», «Настюша», САХО, в тяжелое финансовое положение, отметил С.Левин.

«Главная проблема — в сумме стоимости этих активов, в том, что на рынке нет сегодня одного или двух активных инвесторов, которые способны на обычных условиях выкупить у банков такие активы, — считает С.Левин. — Предлагаемый механизм с передачей активов ОЗК позволяет увести этот объем предложения с дисконтированного рынка, отнести проблему на горизонт порядка 10 лет, в течение которых мы как стратегический инвестор эти активы восстановим и разовьем». «Заводы-то сами нормальные, надо восстановить их финансово-хозяйственную деятельность, платежеспособность», — добавил он.

По словам С.Левина, прорабатывались разные механизмы финансирования этого процесса, в том числе варианты прямого бюджетного финансирования и вексельного обращения. «Наиболее оптимальным представляется выпуск ОЗК облигационного займа по закрытой подписке среди тех банков, которые являются собственниками проблемных активов, — считает С.Левин. — Необходимым условием является представление гарантий РФ. Это обеспечивает две цели — удешевляет стоимость обслуживания облигационного займа, ведь холдинги «убила» именно высокая цена привлеченного финансирования, и позволяет банкам получить ликвидный финансовый инструмент».

В результате на базе этих активов в очень короткие сроки будет создан крупный национальный игрок, заявил глава ОЗК. По его словам, компания «станет совершенно другим по масштабу своей деятельности игроком на зерновом рынке, подобному тем, которые есть практически в каждой стране и которые служат элементом продовольственной безопасности».

Отвечая на вопрос о перспективах приватизации компании, С.Левин заявил, что «вопрос приватизации — это вопрос собственника, которым является государство». «Наша задача — обеспечить максимальную инвестиционную привлекательность компании, добиться того, чтобы этот актив стоил максимально дорого, — заявил С.Левин. — Я гарантирую, что из того, что можно будет сделать, мы сделаем максимум для того, чтобы к моменту приватизации этот актив был наиболее привлекательным из всех возможных вариантов привлекательности».


Теги     логистика      РЖД      Левин      активы      зерно      Русагротранс      ОЗК   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
2 комментария
  1. Транспортная зерновая компания — еще один монополист на рынке?
    В чем смысл бизнеса новой компании? Отобрать доходную часть у Русагротранса? Неужели появится конкуренция на рынке? — Очень слабо верится. Скорее всего господин Левин что-то не поделил с господином Рогачевым. А расхлебывать опять нам придется. :(

  2. Очевидно, что минусом монополий с господдержкой является угроза высокой коррупционности, причем не только на уровне конкретной корпорации, но и угроза лоббирования отдельных законопроектов, убивающих на корню любую коммерческую деятельность вне корпорации.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Аграрии из новых регионов получат субсидии на сохранение рабочих мест в АПК
Кабмин выделит субсидии аграриям из новых регионов на сохранение рабочих мест
Сийярто: предложения о пошлинах на аграрную продукцию и удобрения из РФ опасны
Подобные меры могут нанести ущерб интересам самих членов ЕС, заявил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии