На вопросы IDK.Эксперт ответил директор Омского филиала ФГУ «Центр оценки качества зерна» Игорь Борисович Иваненко.
— Игорь Борисович, на III Международной конференции «Зерновая Сибирь» Вы представляете Омский филиал ФГУ «Центр оценки качества зерна». Какую деятельность осуществляет учреждение?
— Начну немного с истории. Система государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки существует в России 86 лет. Ранее в эту систему входила и реализовывала ее принципы Госхлебинспекция, а в настоящее время — Россельхознадзор и подведомственные ему учреждения, расположенные более чем в 40 зернопроизводящих регионах России, головным из которых является ФГУ «Центр оценки качества зерна».
Российская система государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки включает в себя все этапы оборота, начиная от контроля качества и установления сортовой принадлежности семян; обнаружения генно-модифицированных объектов; государственной регистрации пестицидов; регламента применения пестицидов; апробации методик их применения; мониторинга качества зерна нового урожая и заканчивая контролем качества и безопасности зерна и продуктов его переработки при экспортно-импортных операциях и поставках для государственных нужд.
Россельхознадзор с целью обеспечения надзора и контроля за безопасностью и качеством зерна при импортных операциях разработал систему и реализует принципы ответственности государства за недопущение проникновения некачественной продукции в страну, а при экспорте – за выполнение требований стран – импортеров.
Сертификаты качества на зерно и продукты его переработки выдаются 53 аккредитованными Россельхознадзором испытательными лабораториями и центрами, в том числе на долю ФГУ «Центр оценки качества зерна» приходится 95 % работ по сертификации зерна.
Только в прошлом году через руки специалистов ФГУ «Центр оценки качества зерна» прошло более 80 млн. тонн зерна и продуктов его переработки, в том числе подтверждено сертификатами качества 34,9 млн.тонн. При этом выявлено более 7 млн. тонн некачественного и опасного зерна и продуктов его переработки.
О результативности государственного контроля говорят цифры выявлений некачественной и опасной продукции. Только в 2009 г. не было допущено к экспорту без проведения фумигации или специальной подработки 28 % зерна. Часть выявленной продукции не была допущена к экспорту из-за превышения допустимого содержания токсикантов. При отмене государственного контроля при экспорте все это зерно может быть отгружено за рубеж, что нанесет непоправимый вред престижу нашей страны.
Хочется сказать, что ФГУ «Центр оценки качества зерна» аккредитовано Россельхознадзором, в системе ГОСТ Р, в Международной Ассоциации по торговле зерном и кормами GAFTA, имеет сертификат ИСО 9000, является членом международных ассоциаций ICC, IFT и AACC.
Аккредитованные GAFTA испытательные лаборатории Учреждения наряду с сертификатами качества выдают все виды сертификатов международного образца, в том числе сертификат безопасности, сертификат на отсутствие тяжелых металлов, сертификат на отсутствие микотоксинов, сертификат чистоты трюмов и другие – всего 9 видов сертификатов. Экспортер имеет возможность получить все необходимые сертификаты в одном учреждении, что значительно экономит его время и средства.
В результате получения ФГУ «Центр оценки качества зерна» аккредитации GAFTA в системах Аналитик и Суперинтендант, ряд зерновых трейдеров в контрактах на поставку зерновой продукции в более чем 30 стран указывают ФГУ «Центр оценки качества зерна» в качестве сюрвейерской организации.
— Игорь Борисович, Вы сказали, что ФГУ «Центр оценки качества зерна» аккредитовано во многих международных организациях. Что дает такое признание на международном рынке?
— В последние годы Россия завоевала международный авторитет экспортера качественного зерна, и этому способствует подтверждение партий зерна государственными сертификатами качества. Крупные импортеры российского зерна, такие как Египет, Турция, Бразилия, Аргентина, Индия, Таиланд, Китай и другие, понимая важность государственных гарантий получения качественного зерна, подписали соглашения о принятии российского зерна и продуктов его переработки с сертификатами качества государственной организации — ФГУ «Центр оценки качества зерна».
Так, в результате российско-египетских переговоров в мае и июне 2009 г. были подписаны протоколы, в которых египетская сторона признает отсутствие претензий к России по качеству и безопасности поставляемого зерна и подтверждает намерение о продолжении сотрудничества. Этому способствовала большая предварительная работа Россельхознадзора и ФГУ «Центр оценки качества зерна» с соответствующими службами Египта.
С Турецкой Республикой подписан Меморандум относительно безопасности пищевой продукции растительного происхождения, поставляемой как из Турецкой Республики в Российскую Федерацию в части содержания пестицидов, нитратов и нитритов, так и признания сертификатов качества государственного образца, сопровождающих зерновой груз из России.
При вывозе зерновой продукции из Российской Федерации учитываются требования стран-импортеров. Так, одним из требований безопасности зерна, экспортируемого в Турцию, является максимальное содержание свинца в зерне не более 0,2 мг/кг (в России эта норма — не более 0,5 мг/кг). Ряд стран вводят дополнительные показатели, характеризующие хлебопекарные свойства по альвеографу, ограничивают содержание зерен, поврежденных клопом-черепашкой. Значительно различаются нормы и состав примесей в зерне и т.д. Требование по экспорту зерна последнего года урожая предъявляет Сирия, Куба и Арабские Эмираты. Египет оговаривает отсутствие семян амброзии и др.
В Бразилии клещ является карантинным объектом в отличие от России, где первая степень зараженности этим вредителем допускается по национальному стандарту. Тем не менее, борьба с клещом ведется в зернохранилищах в соответствии с инструкцией по борьбе с вредителями.
Несмотря на то, что требования к качеству и безопасности зерна различаются по перечню показателей, нормам и методам испытаний, российская сторона имеет возможность формировать партии зерна для экспорта в соответствии с предъявляемыми международными требованиями. Кстати, требования стран-импортеров к качеству и безопасности зерна размещены на сайте учреждения: www.fczerna.ru (в разделе «Документы»).
Следует подчеркнуть, что государство гарантирует безопасность зерна, а показатели качества дополнительно могут указываться в контракте. Но оснащенность лабораторий и квалификация специалистов учреждений Россельхознадзора позволяет провести любые исследования, в том числе по международным методикам.
— Игорь Борисович, как Вы считается, такие конференции, как «Зерновая Сибирь» нужны? Что они дают участникам зернового рынка?
— Безусловно, такие конференции необходимы, так как зерно и продукты его переработки являются национальным достоянием и мощным фактором обеспечения продовольственной и экономической безопасности страны.
Международная конференция «Зерновая Сибирь» — это крупное, актуальное мероприятие, в котором примут участие специалисты и эксперты аграрной отрасли. Наше учреждение не могло обойти стороной такое важное событие, ведь это возможность встретиться с коллегами и партнерами и обсудить прогнозы развития зернового рынка.
— Спасибо.
Ваш комментарий
|
|
Казалось бы, в этом году сибирские крестьяне и переработчики могут обратить внимание на традиционно непривлекательный внутренний рынок. Засуха существенно скорректировала планы урожая. Если в начале года эксперты говорили о более чем 100 млн тонн, то сейчас они прогнозируют 85 млн тонн, а «СовЭкон» и вовсе — 75 млн тонн. Наибольшее падение урожайности ожидается как раз в признанных российских житницах, в то время как в Сибири есть возможность собрать урожай на уровне прошлого года, то есть около 20 млн тонн.
Но эфемерные надежды местных компаний поработать на внутреннем рынке охлаждают сразу несколько фактов. Во-первых, потребление зерна в России составляет 75–77 тонн, так что в любом случае страна соберет урожай, достаточный для покрытия внутренних потребностей. Во-вторых, в 2008–2009 годах благодаря рекордным сборам были созданы рекордные же запасы зерна. На начало июля в интервенционном фонде было около 9,5 млн тонн зерна, причем почти все зерно урожая 2008–2009 годов. В августе планируется начать зерновые интервенции и продать треть этого объема. А общие запасы зерна в стране составляли в июле 24 млн тонн, и уже 5 млн тонн было намолочено из нового урожая.
Отрадно, что голод нам не грозит. Но и нового рынка сбыта сибирские сельхозпроизводители не получат. Возможно только то, что проведенные в августе интервенции отчасти освободят площади для хранения зерна нового урожая. Теоретически в этих условиях зернопереработчики уже не смогут так жестко диктовать условия приема и хранения зерна крестьянам, как это было в прошлом году. Тогда, напомним, только цена сушки тонны зерна составляла в Сибири около 200 рублей.
Хизир Лечаевич, Вы забыли дать или умышленно утаили оценку аппетитов экспортных кампаний!
Цена на фьючерсы на пшеницу выросла до самой высокой отметки за последние 14 месяцев, еще больше увеличив месячные прибыли, каких не было, начиная с августа 1973 года, в связи со спекуляциями инвесторов на рынке о том, что засуха в России может способствовать тому, что правительство введет запрет на экспорт, что в результате отразится на мировых поставках, ссылка на “Businessweek”.
Сентябрьские фьючерсы на пшеницу на СВОТ выросли в цене на 2.2 % — до 6.76 долларов за бушель. Это самая высокая цена начиная с 1 июля 2009 года.
Российские власти боролись с жарой, которая иссушает сельхозугодья и вызывает пожары. Согласно прогнозам, количество осадков на территории России и Казахстана будет продолжать оставаться ниже нормы в течение 10 дней, начиная с 30 июля. По данным МСХ США, Россия в 2009/10 году занимала третье место в мире среди крупнейших мировых поставщиков пшеницы.
Несмотря на то, что пока не поступало никаких официальных заявлений об ограничении экспорта в России, трейдеры на рынке не исключают такого развития событий.
Пшеница, вероятно, продолжит расти в цене.
Урожай пшеницы в России может сократиться на 27% — до 45 млн. тонн в этом году, сообщил Национальный совет по зерну в конце прошлого месяца. Институт исследования сельскохозяйственного рынка дает немного другой прогноз относительно будущего сокращения урожая — 24%.
Анрей Владимирович, из-за рекордной засухи российский экспорт зерна может снизиться до 14 млн. тонн в маркетинговом году, который начался 1 июля, по сравнению с 21,5 млн. тонн в прошлом году.
Правительство России планирует частично продать государственные активы в сфере АПК. Приватизация коснется таких крупных компаний как «Объединенная зерновая компания» (ОЗК), «Россельхозбанк», «Росагролизинг». При этом правительство намерено сохранить в итоге контроль над всеми компаниями, частичную приватизацию которых оно планирует: в одних случаях у государства останется не менее 51% акций, в других – даже 75%, ссылка на агентство «Финам».
Частично будут приватизированы предприятия и из других сфер экономики России. В предварительном перечне правительства – «Сбербанк», банки «ВТБ» и «Россельхозбанк», компании «Транснефть», «Совкомфлот», «Русгидро» и «Федеральная сетевая компания энергетики», «Росспиртпром».
Российский бюджет может получить в течение трех лет от 600 до 700 миллиардов рублей от продажи части акций ряда крупнейших государственных компаний и банков, заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. По текущему курсу — это 20-23 миллиарда долларов.
Впервые подобные планы были представлены в сентябре прошлого года.
Окончательно планы «третьей волны» приватизации в стране – после ваучеров начала 90-ых и залоговых аукционов середины 90-ых – будут утверждены, как предполагается, в ноябре этого года, как перечень компаний, так и объемы предлагаемых к продаже пакетов их акций.
Экстремальные погодные условия повлияли на планы по созданию зернового пула Украины, России и Казахстана, хотя и не отменили их. Как известно, с идеей объединения зерновых экспортных возможностей в прошлом году выступило российское правительство. В начале текущего лета новая украинская власть фактически приняла предложение, уточнив, что речь может идти о реализации ряда локальных проектов, в числе которых – создание Причерноморской зерновой биржи. К участию в ее работе, согласно планам украинской стороны, могли быть приглашены также Турция, Молдавия, Болгария, Румыния, сообщение «Независимой газеты».
Одной из причин, по которым пул не состоялся ранее, стало скрытое противодействие западных государств. Украине напомнили, что, являясь членом ВТО и готовясь к подписанию соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, страна должна осторожно относиться к союзам в рамках СНГ. Как только идея была обнародована, комиссар Евросоюза по сельскому хозяйству Марианн Фишер-Боэль выразила обеспокоенность возможными противоречиями между деятельностью этого объединения и торговыми правилами ЕС и ВТО.
Реальной причиной настороженности Запада эксперты считали перспективу появления на мировом рынке мощного игрока, ведь «тройка» планировала вести согласованную политику на внешних рынках. Впрочем, идея Причерноморской биржи с открытым доступом для стран – членов ЕС должна была снять напряженность в отношениях с Западом. «Нужно также учитывать, что за год изменилась ситуация в мире: в свете угрозы мирового продовольственного кризиса, о чем говорят и ООН, и МВФ, на зерновые страны СНГ возлагаются особые надежды», – отметил замглавы партии «Сильная Украина» Константин Бондаренко.
Но к этой идее очень настороженно отнеслись украинские бизнесмены. Ведь речь шла о создании государственной компании-оператора «Зерно Украины», которая претендовала бы если не на монополию, то на львиную долю рынка. В начале лета министр агрополитики Украины Николай Присяжнюк сообщил, что структура, подобная российской «Объединенной зерновой компании», может быть создана до конца текущего года. Он уточнил, что «Зерно Украины» планируется создать в форме акционерного общества, что позволит участвовать в ее работе на правах акционеров коммерческим структурам-зернотрейдерам.
Смысл реформы, как пояснили чиновники, заключался в том, чтобы государство имело возможность не только контролировать ситуацию в стратегически важной отрасли и регулировать цены на внутреннем рынке, но и привлечь инвестиции для крупных инфраструктурных проектов – в частности, для строительства новой системы элеваторов и расширения перевалочных комплексов в черноморских портах. «Портовое хозяйство Украины в первую очередь интересует российских и казахстанских производителей, которым необходим выход в Черное море. Сотрудничество позволило бы привлечь инвестиции для модернизации и развития украинской инфраструктуры», – отметил один из чиновников. По его мнению, частные зернотрейдеры против этой идеи, поскольку заинтересованы в сохранении статус-кво и не беспокоятся об инфраструктурных проектах государственного масштаба. Экономист Игорь Луценко сказал, что украинская власть в любом случае реорганизует стратегически важный рынок, предусмотрев кооперацию с партнерами по СНГ, но, скорее всего, это произойдет в следующем году. Сейчас власть ограничится административными рычагами давления на зернотрейдеров, пытаясь не доводить дело до открытого противостояния.
Но скрытый конфликт углубился тревожными сводками о том, что засуха снизила урожай зерна. В России прогноз снижен с 90 млн. до 81–85 млн. тонн, в Казахстане урожай может составить всего 13,5–14,5 млн. тонн, снизившись в полтора раза по сравнению с прошлым годом. Россия в этом сельхозгоду (июль 2010 г. – июнь 2011 г.) снизит экспорт зерна до 14–15 млн. тонн против 21,5 млн. тонн зерна в минувшем. Такой прогноз сделал вчера на пресс-конференции в Москве президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Он отметил, что резкий рост цен, наблюдаемый в России в последнее время из-за засухи, снизил экспортный интерес.
В Украине ситуация пока гораздо лучше. По словам чиновников, из-за засухи будет потеряно около 1,5 млн. тонн зерна. Сейчас собрано уже около 14 млн. тонн: урожайность пшеницы составляет, по последним данным, 27,1 центнера на 1 га, в прошлом году было 28 центнеров. Руководители отраслевых ведомств считают, что с учетом экстремальных погодных условий складывается неплохая ситуация. В теории урожай составит до 42 млн. тонн зерна, из которых до 18 млн. тонн приходится на пшеницу. Экспорт, согласно правительственным планам, составит около 16 млн. тонн зерна, из которых примерно 7 млн. тонн – пшеница. Правда, Константин Бондаренко уточнил, что погода повлияла на качество украинского зерна: «Показатели урожайности достигнуты во многом за счет технических сортов. А для экспорта, как и для внутреннего рынка, нужна в первую очередь продовольственная пшеница».
Многие чиновники опасаются, что коммерческие структуры, работающие на рынке, воспользуются неблагоприятной ситуацией в мире, чтобы экспортировать как можно больше дорогого продовольственного зерна. Это может привести к дефициту на внутреннем рынке. Пытаясь не касаться политических вопросов, чиновники не обсуждают эту проблему публично. Но лидер компартии, входящей в правящую коалицию в Верховной Раде, Петр Симоненко на днях озвучил все те заявления, которые на уровне тревожных слухов циркулируют в коридорах власти. Он прямо сказал: «Цены (на зерно на мировом рынке) стремительно растут, и на этом украинские зерновые спекулянты – зернотрейдеры уже начали набивать свои карманы… Они вступают между собой в монопольный сговор, скупают у крестьян зерно по минимальным ценам, а затем по максимуму продают его за границу».
Лидер коммунистов потребовал от правительства ввести ограничения на экспорт зерна и взять под контроль ситуацию на внутреннем рынке, чтобы не допустить дефицита и роста цен на хлеб. Игорь Луценко отметил, что правительство уже начало вводить ограничительные меры. Параллельно продолжается разработка планов по созданию государственного зернотрейдера.
Политик Бондаренко уверен, что правительству удастся удержать ситуацию под контролем: «Напомню, в 2003 году, когда Украине из-за неурожая грозил настоящий зерновой кризис, Виктор Янукович на посту премьер-министра продемонстрировал умение молниеносно наводить порядок. Думаю, многие представители коммерческих структур тоже помнят тот урок. Хотят они или не хотят, но реорганизация этой сферы неизбежна. Но не сейчас, а, видимо, через год, когда все планы будут тщательно подготовлены и согласованы