Казахстан планирует увеличить экспорт зерна в Иран
02 April 2010, 09:49
Строительство железной дороги Узень-Гурган (Казахстан-Туркмения-Иран) позволит Казахстану к 2012 году увеличить экспорт зерна в направлении Ирана до 5 млн тонн, сообщил председатель правления КазАгро Асылжан Мамытбеков. «Организационными возможностями расширена мощность терминала в порту Актау, что позволило нам за прошлый год отгрузить в Иран через Каспий до 1 млн тонн зерна помимо 1 млн по ж/д сообщению через Узбекистан. Строительство железной дороги, которая соединит порт Актау с Гурганом через территорию Туркмении позволит увеличить экспортные мощности до 3 млн тонн зерна плюс к вышеназванным», — сказал А.Мамытбеков, передает ИА Новости-Казахстан.
В конце прошлого года Казахстан приступил к укладке рельсошпальной решетки на участке железной дороги, которая соединит республику с Туркменией и Ираном. «Строительство данной железной дороги создаст дополнительные пути, напрямую связывающие Казахстан, центральные регионы России с Туркменистаном, Ираном, странами Персидского залива», — сказал в ходе церемонии президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
По данным министерства транспорта и коммуникаций республики, общая протяженность железнодорожной линии Узень (Казахстан) — Кызылкая — Берекет — Этрек (Туркмения) — Горган (Иран) составит 677 км. Стоимость строительства казахстанского участка — 60,8 млрд тенге. Прогнозируемый объем перевозок в первый год эксплуатации — 9,6 млн тонн.
Правительства Казахстана, Туркмении и Ирана приняли обязательства об одновременном завершении строительства участков дороги и вводе железной дороги в эксплуатацию в декабре 2011 года.
А. Мамытбеков отметил, что только после того, как Казахстан увеличит поставки в Иран зерна до 5 млн тонн, можно будет говорить о своп-операциях с Ираном (своп-операция — торгово-финансовая обменная операция, в которой заключение сделки о купле (продаже) сопровождается заключением контрсделки, сделки об обратной продаже (купле) того же товара через определенный срок на тех же или иных условиях).
«Своп-операции будут тогда, когда мы полностью насытим спрос Ирана казахстанским зерном, и тогда можно говорить, что все лишнее зерно, которое подлежит сверх спросу Ирана, можно продавать путем обмена на персидском заливе. Мы продаем на северные части Ирана, а они отдут — на южные части Ирана на открытом море в персидском заливе, — сказал А. Мамытбеков — Но нынешние объемы инфраструктуры не позволяют говорить, что мы сейчас обеспечиваем весь спрос Ирана». Глава КазАгро отметил, что в 2010 году объемы экспорта Ирана доходят до 5 млн тонн, а Казахстан в Иран может максимально экспортировать до 2 млн тонн.
Так же, по словам А. Мамытбекова, Казахстан планирует запустить зерновой терминал в иранском порту Амирабад в середине мая 2010 года: «Мы в ближайшее время открываем зерновой терминал на территории Ирана в порту Амирабад. Уже запланировано в мае — между 15 и 20 маем — будет открытие нашей элеваторной мощности в терминале».
После ввода в эксплуатацию зернового терминала в порту Амирабад будет завершено создание транспортно-логистической цепочки для экспорта зерна на рынок Ирана и стран Закавказья. Казахстан уже имеет терминалы в портах Актау и Баку.
Ваш комментарий
|
|