Если формировать современную земельную политику государства, то здесь нужно начинать все сначала
15 November 2012, 15:00

Виктор Хлыстун
Академик Россельхозакадемии, зав. кафедрой «Экономика недвижимости» ФГБОУ ВПО «Государственный университет по землеустройству», д.э.н., профессор

В преддверии Международного форума «Мировая арена: новые участники и правила игры на аграрном рынке» Виктор Хлыстун, академик Россельхозакадемии, рассказал корреспонденту IDK.ru о нынешней земельной политике государства и возможных путях ее реформирования.

— Виктор Николаевич, добрый день. Хотелось бы поговорить с Вами о тех территориальных планах и правилах землепользования и застройки, что мы имеем на сегодняшний день.

 

— Если говорить о землях с/х назначения, то правила землепользования и застройки на них сейчас достаточно аморфны. Необходимо развивать территориальное планирование, но то, что проводится сейчас под эгидой Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион), мне кажется, не отвечает на множество вопросов рационального использования территорий, т.к. на сельские земли распространяются нормы и правила, которые существуют в градостроительстве. Это является ошибочным, поскольку не рассматривается множество интересных и необходимых вопросов, таких как: противодействие развитию эрозионных процессов, борьба с опустыниванием, размещение производственных центров, развитие дорожной сети и т.д. В советский период была хорошая практика разработки схем районной планировки. Ее невозможно перенести в чистом виде в сегодняшний день, но многое полезное из того можно было бы взять и делать настоящие схемы планирования, которые определяют развитие территорий, организацию использования земель и их защиту от различных негативных процессов.

 

— А в чем проблема, почему эти схемы не берутся на вооружение?

 

— Проблема, прежде всего, в том, что разрабатывали такие указания под эгидой Минрегиона без участия Министерства сельского хозяйства, без привлечения специалистов в области организации использования сельских территорий. Участвовали в основном градостроители, и поэтому они не вполне профессионально, с моей точки зрения, подошли к формированию содержания и технологий разработки таких схем.

 

— Что же возможно сегодня сделать для изменения ситуации?

 

— Если формировать современную земельную политику государства, то здесь нужно начинать все сначала. Потому что то, что происходило в течение 20 лет с начала земельной реформы, к сожалению, искажало её цели и содержание. Главная проблема, которую я вижу сейчас, это не только недостатки территориального планирования, это, прежде всего, отсутствие объективной информации о составе, распределении по видам и формам собственности и по целевому использованию земельного фонда страны. Сегодня нет надлежащего территориального обустройства, не установлены границы земельных массивов на разном праве, не разграничены земли, которые находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в частной собственности. Не решена проблема земельных долей, поскольку из инструмента реформирования они превратились в тормоз экономического развития. Я говорю об этом как автор идеи земельных долей. Но разработчики технологий реформирования полагали в начале 90-х годов, что этот институт будет работать только на этапе перехода к новой структуре землевладения, т.е. в течение 2-3 лет. А он, к сожалению, существует и до настоящего времени. Сегодня огромное количество земельных долей являются выморочными или невостребованными, по сути бесхозными, что позволяет региональным чиновникам распоряжаться землей по своему усмотрению и бесконтрольно.

 

— Я правильно поняла, вопрос по большей части в правовой сфере?

 

— Не только. Естественно, что земельное законодательство требует дальнейшего совершенствования, но главное в том, что должна быть создана система мер по упорядочению земельных отношений в стране.

 

— Что для этого нужно?

 

— Первое, что необходимо, — провести полную инвентаризацию земель в стране. Потому что существующая на сегодня информация, которую дает Росреестр, абсолютно искаженная и совершенно не соответствует реальной действительности.

Второе, — нужно иметь современные планово-картографические материалы. Ведь невозможно нормальную схему или проект составить, провести межевание без современных планово-картографических материалов.

 

Далее необходимо уточнить границы земельных участков на разном праве с установлением местоположения, координат поворотных точек и т.д.

Также нужно решить проблему бесхозных земельных долей. Я об этом уже говорил. Т.е. это целая система последовательных действий, которые невозможно осуществить без комплексного землеустройства территорий. Понятие — комплексное землеустройство территорий игнорируется сегодня чиновниками Министерства экономического развития, и это чревато большими негативными последствиями – мы все больше расстраиваем земельное хозяйство страны.

 

Еще одна позиция – сегодня в стране действует заявительный принцип постановки на кадастровый учет. И вот представьте ситуацию, что из всех участков с/х назначения поставлено на учет, а значит и прошли юридическую регистрацию, не более 15%. 85% земельных участков на кадастровый учет не поставлены. Права на них надлежащим образом не установлены. Иначе как бесхозяйственностью это нельзя назвать. Ситуация нуждается в скорейшем изменении. Ведь она является тормозом в развитии бизнеса, порождает множество спорных ситуаций и огромное количество юридических коллизий. И это как снежный ком будет нарастать, пока не сформируется в стране эффективная система регулирования земельных отношений.

В течение последних 10 лет я постоянно пишу, выступаю, говорю о тех негативных процессах, которые развиваются в сфере земельных отношений, но властными структурами не очень это воспринимается.

 

— Но какие-то изменения происходят? Или все совсем безнадежно?

 

— Меня очень обнадёжило октябрьское заседание президиума Госсовета, на котором президент обсудил с чиновниками и губернаторами повышение эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц. И предложил рассматривать это обсуждение как первый «подход к снаряду» для решения серьезнейшей проблемы развития земельных отношений в стране. Я пока еще не видел протокольного решения этого заседания, но надеюсь, что там будут прямые поручения соответствующим структурам правительства на разработку необходимых мер.

 

Теги     Политика      Минрегион      В.Хлистун      сельхозземи   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Объем обеззараживания складских помещений для зерна в Татарстане увеличился почти втрое и превысил 1 млн кубометров
Гарантия сохранности высококачественных запасов зерна в послеуборочный период является одной из ключевых задач для аграриев Татарстана. Обеззараживание подкарантинной продукции и мест хранения зерна - эффективная мера.
Фермерам и кооперативам изменили условия получения льготных кредитов
Российский Минсельхоз предложил разрешить для крестьянско-фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов доступ ко льготным кредитам только при определённом уровне их дохода. Соответствующий проект приказа опубликован на портале нормативных правовых актов.