Казахстан: почему аграрии сократили площади сева пшеницы?
17 February 2017, 09:54

В нынешнем сезоне сельскохозяйственные культуры в Казахстане впервые поделены на приоритетные и все остальные. И лишь выращивание тех, что попали в первую группу, будет поддерживаться государством.

Так, 22 из 60 млрд тенге бюджетного кредита, полученного Аграрной кредитной корпорацией на кредитование весенних полевых и осенних уборочных работ, забронированы под заявки на выращивание приоритетных культур: масличных, ячменя, хлопчатника и других.

Таким образом, Министерство сельского хозяйства приступает к реализации своей стратегии по избавлению от перепроизводства пшеницы в стране. Однако эксперты считают, что действия агарного ведомства могут нанести ущерб сложившемуся на мировом рынке бренду «казахстанская пшеница».

Нелишнее зерно

В ноябре 2016 Минсельхоз представил концепцию Госпрограммы развития агропромышленного комплекса Казахстана на 2017-2021. В ее рамках одной из главных задач обозначено снижение посевных площадей пшеницы на 2,3 млн га за пять лет – с нынешних 12,4 до 10,1 млн га. Одновременно предполагается увеличить посев масличных культур с 2 до 3 млн га, ячменя с 1,9 до 2,8 млн га.

Причин решения было названо несколько. В-первых, сложившийся за последние десятилетия дисбаланс в структуре посевных площадей, 64% которых занимает пшеница. Нарушение севооборота ведет к деградации земли, и, как следствие, снижению качества зерна. МСХ РК считает необходимым за пять лет прийти к научно обоснованной доле посевов пшеницы — 46% от общей площади пашни страны.

Во-вторых, по оценке МСХ РК, в стране ежегодно отмечается перепроизводство пшеницы, поскольку возможности экспорта ограниченны традиционными рынками сбыта объёмом порядка 8 млн тонн в год.

По итогам 2015 Минсельхоз насчитал в стране 2,9 млн тонн «лишней» пшеницы, при общем урожае 14,6 млн тонн.

Однако в корректности этих расчетов есть сомнения.

— Лейтмотив концепции очень правильный – выращивать не то, что привыкли, а то, что продается, — говорит Евгений Ган, президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана. — То, что диверсификация посевных площадей нужна – с этим спорить нельзя, это очевидно. Другой вопрос – в каком количестве? Меня смущают расчеты МСХ РК по «лишнему» зерну. Если бы они были верны, то у нас за 10 лет должно накопиться порядка 20 млн тонн переходящего остатка. Но у нас же его нет. То есть, тут скорее нужно говорить о непрозрачности существующего баланса зерна и о качестве статданных. Моя точка зрения – у нас сейчас лишнего зерна нет. А та часть урожая, которую у нас считают излишней – ее нужно просто перерабатывать. И не обязательно производить муку. Есть масса других видов продукции, востребованной на мировом рынке — от глютена до макаронных изделий.

Отметим, что по данным самого же Минсельхоза РК, переработка пшеницы в стране на сегодня составляет 25%, а мощности перерабатывающих предприятий загружены лишь на 73%.

Окно во Вьетнам

Вскоре после презентации концепции госпрограммы, с критикой планов по снижению производства пшеницы выступил аким Акмолинской области Сергей Кулагин. Именно этот регион по итогам 2016 занял первое место в Казахстане по производству зерна, намолотив 5,7 млн тонн.

На заседании правительства глава региона отметил, что пока половина мира голодает, нужно думать не о сокращении производства пшеницы, а о выходе на новые рынки. По мнению акима, сегодня в зерновом поясе страны производство пшеницы – единственная экспортоориентированная отрасль с наработанными каналами реализации. И если Казахстан сократит производство пшеницы, то освободившуюся нишу просто займут соседние Россия и Китай.

В прошлом году Россия получила рекордный урожай зерна, порядка 118 млн тонн, и вышла на первое место в мире по импорту с объемом 25 млн тонн. Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев не раз заявлял, что страна к 2030 может увеличить сбор зерна до 130 млн тонн в год и нарастить экспорт до 50 млн тонн.

Что касается успехов Казахстана в этом смысле, то они хоть и скромные, но тоже есть: по оценке МСХ РК, в течение 2016 Казахстан экспортировал порядка 8 млн тонн зерна, что выше уровня 2015 на 12%. А в начале февраля партия казахстанского зерна объемом 720 тонн впервые отправилась во Вьетнам через казахстанский терминал восточнокитайского порта Ляньюньган. Есть перспективы расширения этого направления.

— В целом, концепция развития АПК меня приятно радует тем, что МСХ РК ставит перед собой задачу развития внешних рынков, выстраивания экспортной политики по сельхозпродукции, — отмечает Евгений Ганн. — Индикаторы развития экспорта намечены, определен ответственный за это направление – Продкорпорация. И второе – переработке сельхозпродукции тоже присвоен статус приоритетного направления. А ведь еще год назад бывший глава МСХ РК Асылжан Мамытбеков говорил о том, что торговля и переработка – это не дело его ведомства, считая себя ответственным только за производство. Нынешнее руководство МСХ РК считает себя в ответе за доведение выращенной в стране сельхозпродукции до конечного результата – реализации покупателю. Это великое дело.

Нулевая рентабельность

Президент Союза фермеров Казахстана Ауезхан Даринов считает, что производство пшеницы Казахстану снижать нельзя.

— Казахстанская пшеница – это бренд, она известна во всем мире своим высоким качеством, — говорит он. — Оппоненты в пользу своей точки зрения приводят тот аргумент, что были особо урожайные годы, когда отмечалось перепроизводство зерна в стране, и его даже негде было хранить. Но это — решаемые вопросы. Нужно строить хранилища, налаживать переработку. Двигаться надо в таком направлении, а не в сторону снижения производства. Мы не против того, что идет работа по расширению производства тех же масличных. Это правильно. Но делать это нужно не в ущерб той же пшенице, включая какой-то административный ресурс. Нет, надо просто заинтересовать крестьян, создать условия для того, чтобы диверсификация была выгодной.

С выгодностью как раз проблемы. Проще всего крестьянам перейти с выращивания пшеницы на ячмень, потому что технологии схожи, а техника – одинакова. Но дело в том, что цена реализации пшеницы в два раза выше ячменя, при одинаковых расходах на производство.

Красноречивы такие цифры: согласно расчетам Аграрной кредитной корпорации, себестоимость ячменя в 2017 составит, например, в Карагандинской области 29 502 тенге за тонну. В то же время, «Продкорпорация» в феврале установила закупочные цены на ячмень… 29 646 тенге за тонну (для неплательщиков НДС). То есть, рентабельность практически нулевая. При этом, себестоимость пшеницы рассчитана АКК на уровне 29 626 тенге на гектар, а Продкорпорация готова брать ее по цене до 51 786 тенге за тонну. Как при таких раскладах крестьянам делать выбор в пользу ячменя?

С экономической выгодностью масличных культур ситуация лучше, но тут уже необходима и другая техника, и новые знания, и опыт. А это – необходимость вложений, средств на которые у многих аграриев просто нет.

Так что, эксперты сходятся во мнении: пока экономически пшеница остается крестьянам выгоднее, они будут выращивать ее, не смотря ни на какие планы Минсельхоза.

На грани банкротства

Тем временем, есть вероятность того, что планы МСХ РК по сокращению площадей под пшеницей могут исполниться не в течение пяти лет, а уже в нынешнем сезоне. И совсем не по воле ведомства.

Дело в том, что два крупнейших казахстанских зерновых холдинга, «Иволга» и «КазЭкспортАстык», стоят на грани банкротства из-за многомиллионных долгов перед банками и НУХ «КазАгро».

«Иволга» работает в Костанайской области и включает 22 компании (675 тыс. га пашни), «КазЭкспортАстык» — в Акмолинской и Северо-Казахстанской, объединяя более 30 компаний (575 тыс. га пашни).

В начале года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с министром сельского хозяйства Аскаром Мырзахметовым поручил ему совместно с акимами регионов выработать согласованное решение по агрохолдингам, отметив, что они оказались «в долгах как в шелках».

На брифинге в правительстве в начале февраля первый вице-министр сельского хозяйства РК Кайрат Айтуганов сообщил, что в январе ведомством была создана комиссия, которая занялась анализом ситуации в проблемных холдингах. Результаты будут готовы к первому марта, когда станет ясно, смогут ли они провести весенний сев. В противном случае, площадь посева пшеницы может враз сократиться на 1 млн 250 тыс га.

Источник: forbes.kz

Теги     пшеница      Казахстан      сев      сокращение   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Над российским зерновым сектором сгущаются тучи
По прогнозам, урожай озимых зерновых в России в 2025 году будет худшим за последние 23 года. Отчасти в этом виноваты неблагоприятные погодные условия, но все больше признаков указывают на начало системного кризиса в зерновой отрасли.
Запасы риса в Индии достигли рекордного уровня
В то время как запасы пшеницы продолжают снижаться, запасы риса в Индии в начале января достигли рекордного уровня, в восемь раз превысив целевой показатель правительства, сообщает Reuters.