Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/mirovoj-spros-na-bobovye-budet-rasti-video/639575/
|
Перепроизводства гороха или нута можно не бояться: мировая потребность в растительном белке будет только увеличиваться, считает глава ростовского областного Центра поддержки экспорта Аркадий Мурзаев.
На конференции Клуба агрознатоков в кооперативе «Донской Маяк» эксперт рассказал о тенденциях, которые позволяют с позитивом смотреть на будущее производства гороха, нута и чечевицы.
– Я бы хотел начать разговор о спросе на бобовые культуры с тех долгосрочных трендов, которые определяют тенденции мировом рынке сельхозпродукции.
Тренд номер один — это рост населения на нашей планете. Согласно прогнозам, которые делают мировые аналитики, прирост численности населения продолжится до 2050 года, после чего стабилизируется. Это значит, что потребность в продуктах питания в ближайшие 25 лет будет возрастать – что можно считать второй объективной тенденцией.
Третий долгосрочный тренд — рост уровня жизни в тех странах, где он традиционно был достаточно низок. Какие это страны? Прежде всего, два локомотива в области земной демографии — Китай (где наметилось даже некоторое сокращение населения, незаметное на фоне полуторамиллиардного населения) и Индия, где численность жителей продолжает расти. Рост уровня жизни предполагает рост уровня потребления и качественное изменение потребления – сокращение углеводов в пользу белковой пищи.
При этом мы знаем, что производство мясного белка ограничено возможностями по выращиванию кормов. Так что значительно увеличить выпуск мяса будет сложно.
По большому счету, у нас не так много вариантов насытить рацион человечества белками: это либо бобовые культуры, либо выращивание насекомых. Я, признаюсь, не сторонник второго варианта.
И ещё один важный тренд – интерес к здоровому питанию и здоровому образу жизни. Если вы посмотрите, как меняется потребление продуктов питания в разных стран, заметите интересную динамику: когда страна выходит из нищеты и начинает подниматься к более или менее нормальному уровню жизни, нарастает потребление различного рода вредных продуктов – кока-колы, алкоголя, снеков, фаст-фуда. Всего того, что полезным и укрепляющим здоровье назвать невозможно. Но как только уровень жизни доходит до определенной высоты, в обществе начинаются обратные процессы: становится важно не только много и вкусно питаться, но также долго и качественно жить.
Для примера могу сказать, что в Мексике, которая только выходит на высокий уровень жизни, пришлось ввести специальный налог на сахар для того, чтобы снизить уровень заболеваемости диабетом. Диабет стал в этой стране фактически национальным бедствием из-за того, что люди, получившие возможность тратить дополнительно заработанные деньги, стали злоупотреблять сладкими напитками.
В 2022 году мировой рынок бобовых оценивался в 11,8 млрд долларов США. К 2030 году, по разным оценкам, он достигнет 17,2-17,3 млрд долларов США. То есть прирастёт очень существенно за эти шесть лет. Среднегодовой темп роста прогнозируется на уровне 5,5%. Это очень высокий показатель: спрос на бобовые культуры будет расти быстрее, чем, например, спрос на углеродное топливо.
Интересна структура рынка бобовых. Лидером в 2022 году стала фасоль, на которую пришлось более 45 процентов всех продаж. Фасоль очень распространённый пищевой продукт – прежде всего, в Европе, где значительную часть этой бобовой культуры употребляют в консервированном виде. Великобритания, например, лидирует по потреблению фасоли в томате: в месяц на одного жителя приходится по 15-20 банок консервированной фасоли. Популярность фасоли во многом определяется сложившейся традицией потребления.
Вторая по популярности бобовая культура – горох. Аналитики прогнозируют, что к 2030 году он будет занимать примерно 30 процентов мирового рынка, потеснив фасоль. Основными странами-производителями сухого гороха являются Канада, Россия, Китай и Индия. При этом Китай и Индия не закрывают потребность в горохе за счёт внутреннего производства и являются крупнейшими импортёрами – не только гороха, но и бобовых в целом.
Например, в 2020 году объём потребления зеленого гороха в Китае составил 13,7 млн тонн, что на 2,5 процента выше уровня 2019 года. Потребление сушеного гороха в тот же год выросло до 4,3 млн тонн. Сушеный горох в Китае идёт не только на пищевые, но и на кормовые цели (для замены сои), при этом спрос на горох эластичен по цене: чем дешевле вы его предлагаете, тем больше у вас его купят. Около 68 процентов потребления сушеного гороха в Китае обеспечивается за счёт импорта.
Напоследок я хотел бы остановиться на значимом для экспорта бобовых событии, которое произошло в декабре 2023 года. Китай открыл свой рынок для многих сельскохозяйственных культур, производимых на территории Российской Федерации. До этого эти поставки на территорию Китая были ограничены: либо вовсе запрещены, либо разрешены только для определённых регионов РФ.
Поставлять свою продукцию в Китай непросто. Существует очень строгая, очень серьёзная практика аккредитации поставщиков сельскохозяйственной продукции. Чтобы отправить растительную продукцию в Китай, необходимо зарегистрироваться в системе «Цербер» (несмотря на то, что эта система работает, прежде всего, с продукцией животного происхождения), получить аккредитацию китайского таможенного управления. Уполномоченным агентом на территории Российской Федерации, который проверяет готовность компании как выращивать, так и поставлять продукцию в Китай, является Россельхознадзор. Китай очень серьёзно охраняет свой внутренний рынок от поступления некачественной продукции. Поэтому умение хорошо, грамотно, по максимальной цене продать продукцию не менее важно, чем умение её вырастить.
Казахстанские фермеры терпят убытки из-за экспортной пошлины
Что будет с ценами на сахар в Казахстане в 2024 году?
Озимые культуры в Белгородской области благоприятно переносят зиму
Источник: agrobook.ru