Мировой рынок
|
https://exp.idk.ru/news/world/rossiya-i-kitaj-rasshiryayut-torgovlyu-selskokhozyajstvennoj-produkciej/631952/
|
Укрепляя политические связи, Россия и Китай также расширяют торговлю сельскохозяйственной продукцией, обещая изменения на мировом рынке зерна.
В октябре Food Export Trade, российская фирма-экспортер зерна, подписала контракт на сумму 26 миллиардов долларов на поставку в Китай 70 миллионов тонн зерна, бобовых и масличных культур в течение следующих 12 лет.
Это один из крупнейших контрактов в истории российско-китайских торговых отношений, сказал Карен Овесепян, руководитель инициативы «Новый наземный зерновой коридор» — инфраструктурного проекта, призванного облегчить экспорт зерна в Китай.
После мартовской встречи с китайским лидером Си Цзиньпином президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть возможность подписания межправительственного соглашения с Китаем о создании сухопутного зернового коридора Россия-Китай.
В рамках проекта Россия надеялась расширить производство зерна в Сибири, на Урале и на Дальнем Востоке — малонаселенных частях страны, где сельское хозяйство развито не так сильно, как в европейских регионах. Дополнительные объемы планируется почти полностью продать в Китай.
Экспорт российского зерна в Китай уже переживает бум, сказала Ольга Захарова, руководитель санитарного отдела Россельхознадзора. С 2014 года, когда первые западные санкции ударили по российской экономике, поставки выросли в 27 раз.
За девять месяцев 2023 года Россия экспортировала в Китай 3,52 млн тонн зерна по сравнению с 2,2 млн тонн годом ранее.
«Это большое достижение», — сказала Захарова, говоря о росте экспорта в этом году.
В предыдущие годы экспорт российской сельскохозяйственной продукции в Китай сдерживался многочисленными санитарными ограничениями. За последние два года их массово сняли. В 2022 году китайская сторона разрешила экспорт из России яровой пшеницы и ячменя, в этом году одобрение получили также горох и просо, сообщила Захарова. Российские ветеринарные чиновники ведут переговоры об открытии китайского рынка для российской кукурузы и риса.
Экспортеры зерна – не единственные, кто выигрывает от либерализации торговли. В сентябре 2023 года Китай снял 15-летний запрет на импорт российской свинины. Большую роль в отмене запрета сыграли переговоры между ветеринарными чиновниками и переговоры на высшем политическом уровне, заявил председатель Российского союза свиноводов Юрий Ковалев.
Важность этого шага для российского сельского хозяйства трудно переоценить. Экспорт российской свинины вырастет на 500 тысяч тонн в год с выходом на китайский рынок, сообщил генеральный директор российской группы компаний «Агропромкомплектация» Сергей Новиков. Это могло бы еще больше увеличить производство кормов в России, а также поддержать свиноводство, потенциал роста которого в последние годы, казалось, был почти исчерпан.
Ожидается, что в дальнейшем санитарные ограничения будут сняты. В конце 2023-начале 2024 года Россельхознадзор ожидает, что власти Китая снимут ограничения на импорт рапса для всех регионов России, сообщила Захарова. Также ведется работа по открытию китайского рынка для российской озимой пшеницы и ячменя, добавила она.
В предыдущие десятилетия экспорт российского зерна в Китай сдерживался не только санитарными ограничениями, но и относительно высокими логистическими затратами и отсутствием транспортно-логистической инфраструктуры.
Россия граничит с Китаем только на Дальнем Востоке, почти в 9000 километрах от ключевых российских сельскохозяйственных регионов.
В июле 2023 года Россия запустила Забайкальский зерновой терминал в рамках инициативы «Новый наземный зерновой коридор» стоимостью 9 миллиардов рублей (100 миллионов долларов). Благодаря терминалу Россия в ближайшие несколько лет увеличит экспорт зерна в Китай до 8 млн тонн в год, сказал Овесепян. Будущее расширение Забайкальского зернового терминала должно увеличить этот объем до 16 млн тонн в год, добавил он.
Россия в настоящее время не производит достаточного количества зерна и масличных культур в своем восточном регионе, чтобы обеспечить столь запланированный рост экспорта в Китай, отмечает российская газета «Агроинвестор» со ссылкой на местных игроков рынка.
В настоящее время экспортный потенциал России из Сибири, Урала и Дальнего Востока ограничен 3–3,5 миллионами тонн зерна в год, подсчитал Дмитрий Рылько, генеральный директор московского аналитического центра ИКАР. Однако российским экспортерам может быть сложно удовлетворить китайский спрос.
«Наш основной экспортный товар — пшеница, а китайцам нужна высококачественная пшеница с содержанием белка 14,5%», — сказал Рылько. «На Дальнем Востоке России такой пшеницы вообще нет, а в Сибири и на Урале она имеется в небольших количествах, которые обычно быстро раскупают местные мукомольные предприятия».
Теоретически подписание этого соглашения могло бы дать мощный импульс развитию зерновой отрасли Сибири и Урала, считает бывший вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. Однако «дьявол кроется в деталях», сказал он, отметив, что некоторые моменты в экспортной сделке необходимо прояснить, прежде чем можно будет делать какие-либо конкретные прогнозы.
Например, Китай имеет квоты на импорт пшеницы. Поставки в пределах квоты облагаются импортной пошлиной в размере 1%, за пределами квоты – 65%.
«Вопрос: есть ли обязательства с китайской стороны о том, что объемы (по контракту) будут поставлены в пределах квоты?» — сказал Корбут.
Кроме того, при экспорте зерна из отдаленных уголков страны в игру вступает логистический фактор. Чтобы сделать затраты на логистику разумными, российскому правительству необходимо будет ввести субсидии на железнодорожные перевозки зерна до экспортных терминалов, сказал Корбут.
Справедливо ожидать, что проблемы с логистикой будут возникать и у китайской стороны. Россия граничит с северо-западом Китая, ключевым регионом-производителем зерна, откуда колоссальные объемы зерна направляются в южные, наиболее населенные регионы, где находится основная перерабатывающая инфраструктура, сказал Корбут.
В Китае железные дороги перегружены, и российское зерно может оказать на них дополнительную нагрузку. Теоретически российское зерно могло бы экспортироваться в Китай через Казахстан и Монголию. Однако существует необходимость перевода поездов с широкой (1520 мм) колеи на узкую (1435 мм). Инвестиции в инфраструктуру в транзитных странах ожидаются в рамках инициативы «Один пояс – один путь», но пропускная способность этого маршрута в ближайшие годы будет ограничена.
С другой стороны, Россия в настоящее время строит портовую инфраструктуру на Дальнем Востоке, чтобы облегчить экспорт зерна в Китай, сказал Рылько.
Кроме того, российская железнодорожная монополия РЖД готовится к запуску третьего этапа модернизации БАМа и Транссибирской магистрали — самых протяженных в мире железнодорожных линий, соединяющих Дальний Восток и Сибирь с европейской частью страны. Пропускная способность обеих железных дорог существенно увеличится благодаря усилиям России сделать их более эффективными в поглощении перенаправленного трафика.
В 2022 году БАМ и Транссибирские маршруты были перегружены, поскольку российский бизнес пытался перенаправить некоторые товары, в том числе уголь, ранее предназначавшиеся для европейских рынков, на азиатское направление.
Согласно сообщению деловой газеты «Коммерсант» со ссылкой на внутренние документы РЖД, проект расширения инфраструктуры обойдется примерно в 2,2 триллиона рублей (23,6 миллиарда долларов). Компания планирует увеличить пропускную способность артерий с нынешних 197 млн тонн до 255 млн тонн в год.
По мнению российских аналитиков, экспорт в Китай поможет проблемной российской зерновой отрасли и усилит конкуренцию на китайском рынке.
Россия сейчас экспортирует зерно в 71 страну, при этом 10 стран приостановили импорт из России по политическим причинам или трудностям в расчетах, заявил председатель Российского союза экспортеров зерна Эдуард Зернин, добавив, что Россия также могла бы экспортировать зерно в Китай из своих стран. южные порты, в том числе на судах класса Panamax.
В целом игроки российского рынка считают, что увеличение экспорта зерна в Китай является беспроигрышной ситуацией и что бизнес обеих сторон в конечном итоге выиграет от либерализации торговли, которая, по сути, обеспечена историческим сближением двух стран.
По оценкам российской таможенной службы, в 2022 году товарооборот между Россией и Китаем подскочил почти на треть, достигнув рекордных $190 млрд. Китай сыграл решающую роль в усилиях России по смягчению удара санкций по экономике, включая сельское хозяйство. Например, Россия сейчас импортирует 80% кормовых добавок из Китая, тогда как годом ранее львиная доля поставок приходилась на Евросоюз.
Согласно недавно принятому плану развития торговли, к 2030 году этот товарооборот должен достичь 400 миллиардов долларов.
Роль России на китайском зерновом рынке не в полной мере отражает возможности России как одного из крупнейших экспортеров зерновых и масличных культур, считает Александр Данильцев, директор Института торговой политики НИУ ВШЭ.
Для Китая соглашение дает возможность зафиксировать цены на зерно на 10 лет, рассказал эксперт IVA Partners Артем Шахурин.
Подписание контракта также обеспечит надежный канал продаж для российских зерновых фермеров и логистических компаний, желающих инвестировать в расширение отрасли в восточных регионах России, сказал Шахурин.
Минсельхоз сделал прогноз по обеспеченности России отечественными семенами
Источник: world-grain.com