Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/zerno-ne-vzoshlo-v-azovskom-more-sudovladelcy-grozyatsya-pokinut-rynok/496739/
|
Падение стоимости фрахта на перевозку зерна в портах Азовского моря до $17 за тонну, что сравнимо с себестоимостью рейсов, вынуждает судовладельцев сокращать работу в этих водах.
Они предупреждают, что уйти могут 20–30% компаний с судами до 5 тыс. тонн. Трейдеры считают угрозы пустыми и связывают снижение активности в Азовском море с приостановкой импорта зерна Турцией и уходу части грузов в Новороссийск.
Судовладельцы, работающие в портах Азовского моря, начали переориентироваться на другие рынки из-за сложностей с экспортом российской пшеницы, сообщил гендиректор компании «Глогос проект» (занимается фрахтованием и перевозками зерновых) Константин Гриневич. Речь идет о 20–30% мелких и средних компаний, владеющих судами класса «река—море» грузоподъемностью до 5 тыс. тонн. По словам господина Гриневича, традиционно фрахтовый рынок под вывоз зерновых из портов Азово-Черноморского и Каспийского регионов в августе был на пике, но в этом году сложилась обратная ситуация. По оценкам «Глогос проект», ставка фрахта за перевозку 3 тыс. тонн пшеницы из Ростова-на-Дону в турецкий порт Мармара находится на уровне $17 за тонну при себестоимости рейса $15–16 за тонну. Для сравнения: годом ранее ставки были около $28 за тонну, указывает Константин Гриневич.
Просадку рынка связывают с замедлением темпов экспорта пшеницы на фоне высоких внутренних цен и низких мировых котировок. По данным экспертов, средние цены на российскую пшеницу (12,5% протеин) на фоне конкуренции с другими регионами с конца июля к середине сентября опустились с $197 до $185 за тонну (FOB). На внутреннем рынке пшеница третьего класса за этот период осталась на уровне 10,4 тыс. руб. за тонну, четвертого — подорожала с 9,9 тыс. до 10,07 тыс. руб. за тонну.
По оценкам аналитического центра «Русагротранса», в июле—сентябре 2019 года прямой экспорт зерна через малые порты Азовского моря вырастет на 46%, до 1,67 млн тонн, за счет активного вывоза в Турцию, сообщил руководитель центра Игорь Павенский.
Дмитрий Рылько связывает рост отгрузок с низкими запасами пшеницы в Турции на старте сезона и предпродажными поставками российского зерна в эту страну на склады.
Но активность в малых портах Азовского моря действительно снижается, подтверждает гендиректор российского подразделения Agrozan Commodities Сабина Содикова. По ее словам, Турция на данный момент покрыла потребность в зерне: грузы на первую половину октября импортеры покупают крайне неохотно. Кроме того, добавляет трейдер, часть зерна, которая в прошлом сезоне шла на рейдовую перевалку с малых портов в порт Кавказ, сегодня уходит в Новороссийск вагонами и автотранспортом. По оценкам «Русагротранса», вывоз через малые порты на рейдовую перевалку в июле—сентября снизится на 28%, до 4,39 млн тонн.
Сабина Содикова связывает это с закупочной активностью ВТБ на зерновом рынке. Банк, в частности, владеет 50% минус 1 акцией Объединенной зерновой компании, которая контролирует 51% Новороссийского комбината хлебопродуктов (НКХП) и 33,18% в самом НКХП. Кроме того, ВТБ владеет Новороссийским зерновым терминалом. Некоторые эксперты отмечают, что в этом сезоне в целом выросла конкуренция между терминалами из-за снижения объема экспорта зерна, в том числе между глубоководными терминалами и рейдовой перевалкой. С начала сезона на середину сентября Россия экспортировала 11,5 млн тонн зерна, что на 12% меньше, чем годом ранее.
Снижение ставок фрахта на малой воде и ставок перевалки в глубоководных портах обусловлено более низким темпом экспорта в этом году по сравнению с прошлым периодом, сообщили в ВТБ.
Угрозы ухода части судовладельцев из малых портов Азовского моря Сабина Содикова называет «страшилками». Что они будут возить и куда уйдут — Каспий практически не работает, а другие бассейны для таких судов фактически закрыты, отмечает она. Владимир Петриченко согласен, что заявления выглядят попыткой завысить стоимость фрахта. При этом, прогнозирует госпожа Содикова, торговля на малой воде может возобновиться с середины октября, когда будет активность со стороны Турции. Но судовладельцам стоит привыкнуть к новой реальности: по мнению эксперта, фрахта в $30 до Мармара, как было в прошлом октябре, в этом не будет.
Читайте прогноз ценовых колебаний с 23 по 27 сентября 2019.
Источник: kommersant.ru