Российский рынок
|
https://exp.idk.ru/news/russia/neteplichnye-usloviya-otkrytye-vozmozhnosti-zakrytogo-grunta-video/482993/
|
За последние годы в России открылось слишком много крупных тепличных комплексов, и теперь рынку нужна перенастройка: логистика не успевает за производством. Впрочем, на фермерах это никак не сказывается – на рынке тепличных овощей они занимают свою нишу.
Об этом рассказали участники «круглого стола» «Открытые возможности закрытого грунта», который состоялся на прошлой неделе в рамках форума «КубаньПродЭкспо-2019».
С 2019 года в России отменена федеральная господдержка на строительство крупных тепличных комплексов (т. н. «капексы») – их активное развитие в последнее время привело к дисбалансу на рынке.
Если не снизить темпы роста, то может произойти перепроизводство, тем более что получаемая продукция неравномерно распределяется по регионам.
Рынку нужна стабилизация, чтобы те, кто уже вложился в теплицы, получили «передышку», рассказал глава ассоциации «Теплицы Краснодарского края» Алексей Коновалов. На Кубани тепличное производство давно превышает потребности региона.
– Сейчас в крае работает 240 га промышленных теплиц защищённого грунта, – рассказал он. – Они выпускают более 80 тысяч тонн овощей. Практически все теплицы у нас весенне-летние, зимних нет, и это связано с низким уровнем энергообеспеченности.
Дешёвой энергии мало, кубанские тепличники покупают её по цене 6,5 рубля за кВт, это дорого. Поэтому мало кто использует досветку. Зимой мы сами почти ничего не производим, и по овощам образуется дефицит. Но он компенсируется за счёт более северных регионов, где как раз используется светокультура.
Отсутствие дешёвой энергии сдерживает дальнейшее развитие тепличного производства на Кубани. Кроме того, по словам Алексея Коновалова, чем больше овощей производится в регионе, тем сложнее выстраивать логистику – слишком короткий срок хранения. Строить теплицы начали раньше, чем решать проблемы по продвижению продукции.
– В той же Турции овощи выращивают, как правило, небольшие фермерские хозяйства, но все они работают с крупными распределительными центрами, – рассказывает глава ассоциации. – Фермеры заключают контракты, зная, что получат сбыт, они понимают требования к их урожаю, стандарты качества на рынке.
Да, такое распределение съедает до 30% стоимости продукции в конечной цене реализации. Многие у нас этого не понимают, говорят: «Я продал помидор по 70 рублей, а в сетях он 150! Как же так!» Но в сегменте скоропортящихся овощей потери при хранении, перевозке и продаже могут достигать 30%.
Кто должен брать на себя эти риски? К тому же наша культура потребления построена на том, что человек, пришедший в магазин, хочет видеть условный томат горкой. Потрогать его руками, выбрать. В Европе вы нигде не увидите свободно лежащий томат. Они там фасованные, в коробочках – человек взял 300-600 граммов и пошёл. Это позволяет снизить потери.
Для решения проблем с доставкой овощей и фруктов до конечного потребителя несколько лет назад активно строились оптово-распределительные центры (ОРЦ). Однако, как считает Алексей Коновалов, ставка на них не оправдала себя.
– Когда начали строить ОРЦ, никто не задался вопросом: «А кто будет ими пользоваться?», – размышляет эксперт. – На сегодня они могут нормально работать только с импортом, потому что товар заранее подготовлен для хранения в оптовом центре. И мы не можем сейчас привезти нашу продукцию, отдать и пусть сами там дорабатывают.
К тому же и ОРЦ ничего, кроме своей площади, производителю не предлагает. А если бы они сказали: «Нам нужно 10 тысяч тонн томата, цена такая-то», то было бы иначе, появился бы спрос на их услуги. А так… Построили ОРЦ – а кто следующий в цепочке? Никого. Просто привезти и хранить – в этом нет смысла.
Ещё одна проблема, которая сдерживает развитие тепличного производства, – высокая волатильность цен на овощи в течение года. Она вызвана сезонностью. Летом тот же огурец может стоить 20 рублей, а зимой, когда дефицит, 200 рублей. Разница – в десять раз. В Европе цены так сильно не меняются, разбег составляет максимум 40-50%: производство и потребление выстроены равномерно.
– Надо создавать условия, при которых цена бы выравнивалась и была выгодна на всём протяжении тепличного производства, – говорит Алексей Коновалов.
Влияет ли ситуация с крупным тепличным бизнесом на фермерский сегмент? По словам главы ассоциации «Теплицы Краснодарского края», чаще всего они не пересекаются. Главный рынок сбыта в промышленном овощном производстве – торговые сети. И он недоступен для фермеров.
– Овощи – один из якорных продуктов для сетей, – говорит Алексей Коновалов. – Они привлекают клиентов в магазин. Поэтому сетям нужно постоянство ассортимента и поставок.
Малому аграрному бизнесу сложно соответствовать этим требованиям. Но зато фермеры могут освоить направления, в которые крупные тепличные комплексы никогда не пойдут: баклажаны, перец, кабачок, некоторые сорта помидоров. Эта продукция постоянно востребована рынком и имеет хорошую цену. Крупные теплицы работают, как правило, только с томатом и огурцом.
Эти слова подтверждает и опыт кубанского фермера Виталия Коленко. Год назад он получил полуторамиллионный грант на развитие своего хозяйства. Ставку сделал на те продукты, которые не купишь в торговых сетях.
– Прежде чем начать, мы полностью изучили конъюнктуру рынка, – говорит глава КФХ. – Монокультура, наверное, ближе холдингам, а для фермера актуален принцип огорода: «всего понемногу». Мы выращиваем жёлтый томат черри, крупноплодный жёлтый томат, домашний розовый помидор, а также болгарский перец.
Мы ориентированы на «свежий» рынок – то, что сегодня можно произвести, а завтра продать, причём по цене, которая выше, чем у тепличного комбината. Овощи имеют «домашний» вкус, и в этом ценность.
Небольшой размер производства (теплица занимает всего полгектара) позволил Виталию Коленко сделать то, что недоступно крупному бизнесу: выращивать овощи круглый год.
Средства гранта он потратил на то, чтобы сделать теплицу ветроустойчивой, с хорошей светопроницаемостью. Досвечивание рассады идёт за счёт современных LED-светильников, они дешевле, чем традиционные лампы, и потребляют гораздо меньше электроэнергии. Для доращивания сладкого и горького перца этого вполне хватает.
Не став заморачиваться с дорогим подключением к газу, Виталий Коленко оборудовал теплицу двумя котлами: один работает на древесном топливе, а другой – на пеллетах из подсолнечной шелухи. Со сбытом проблем тоже нет.
– Наши теплицы располагаются очень удобно – можно возить овощи в Анапу, Краснодар, Новороссийск, – говорит фермер. – Плюс мы постоянно участвуем в ярмарках выходного дня.
Но вообще, большую часть продукции разбирают местные жители. Сарафанное радио в селе отлично работает. Некоторые приезжают прямо домой. Наши овощи выглядят иначе, чем в сетях, и вкус у них отличается – зачем брать что-то другое?
Также будет интересно:
Об экспортных возможностях волгоградского АПК
Как правильно защитить и накормить растения и при этом не вылететь в трубу?
Аграрии Тверской области приступили к посевной
Источник: agrobook.ru