Глава МСХ Молдовы: «голода в стране не будет»
12 August 2020, 08:52

Ион Пержу
Глава МСХ Молдовы

Министр сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды Ион Пержу рассказал, кто стоит за бастующими фермерами и почему на рынках полно импортных фруктов и овощей.

Молдова — аграрная страна. Написано в учебниках, на плакатах, фраза засела в мозг со школьных лет. Так и есть, мы — аграрная страна. Это видно, хотя бы по регулярным новостям о засухе, подтопленных угодьях и протестам фермером. И совсем не видно, что мы сельскохозяйственная страна, по турецким помидорам летом, по польским яблокам в супермаркетах, по высоким ценам на сезонные продукты.

Какая же мы страна, и стоит ли быть Молдове и дальше быть аграрной, если наше сельское хозяйство с рисковым характером.

— Господин министр, начнем с горячей темы – засуха. Каждый год одно и тоже. Что сейчас в ней нового?

— Ситуация, все-таки, не типичная для Республики Молдова. Такого рода засухи были раньше, происходят сейчас и будут происходить в будущем, так как это связано с изменениями климата, которые влияют на нас с каждым годом все сильнее. Засуха была в 2007, затем в 2012 и в 2015. В этом году ситуации нетипична из-за того, что засуха распространяется на разные регионы страны. Сильнее всего пострадал юго-восток республики, но и на севере есть небольшие территории, которые также пострадали, в зависимости от того, где были осадки. На юге есть регионы где осадков не было с сентября прошлого года. В некоторых частях страны небольшая засуха наблюдалась и в прошлом году, а в этом году усугубилась.

Так в Вулканештском, Штефан-Водском, Басарабском районах пострадали гораздо больше. Есть хозяйства, в которых озимые посевы были засеяны заново.

Кстати, в этом году был и большой риск наводнений на реках Прут и Днестр. Мимо нас прошли миллионы и миллионы тон воды, прошли мимо и все. И мы были не в состоянии их собрать в озера и резервуары, которые у нас были когда-то. А могли накопить воду для орошения.

— Пандемия коронавируса как-то влияет на продовольственную безопасность Молдовы?

— Была проблема, когда многие страны закрыли границы. Румыния ввела запрет на экспорт зерновых, Украина ограничила, Российская Федерация прекратила экспорт ряда круп. Все стали кричать «Где-же гречка? Пропала гречка!» Но все не так драматично. В Европе гречку вообще не едят и как-то живут. Я слышал, что дошло до того, что гречку можно было купить только в аптеках. А что делается, когда соседние страны вводят ограничения на экспорт? Едим то, что есть.

— Почему Молдова не ввела ограничения на экспорт?

— Мы провели ряд встреч на уровне президента и премьера, с крупнейшими экспортерами, с представителями поставщиков продовольственных товаров, для того, чтобы понять нужно ли ограничить экспорт. Продолжили вывозить лишь некоторые из них, у которых было несколько контрактов, обязательства по которым нужно было выполнить. Потому что невыполнение обязательств по контрактам влекло другие проблемы. Так что мы остановили экспорт, а точнее снизили объемы экспорта зерновых на тот момент. Мы тогда приняли все меры для того, чтобы не пострадал внутренний рынок зерновых культур, а по сути речь идет о конечных продуктах – муке, хлебе, хлебобулочных и кондитерских изделиях. Где-то месяца через 2, те же политики говорили: «Посмотрите, правительство вмешалось и поступило неправильно, запретило экспорт…». Они попытались вовлечь сельхозпроизводителей в политику. Я неоднократно говорил: «Дайте сельхозпроизводителям заниматься своим делам, не вовлекайте их в политику». Главная наша цель сегодня – обеспечение продовольственной безопасности страны и нам удалось этой цели достичь, голода в стране не будет, хлеба достаточно.

— Но сельхозпроизводители выходят на протесты…

— Политические деятели вынуждают, заставляют их идти. Я встречался с некоторыми из протестующих в Штефан Водэ (речь о предыдущих протестах, — прим. ред.), объяснял инструменты, которые использует правительство, какую финансовую помощь мы предлагаем. Многие уже знают, что в этом году будут предоставлено 300 млн. леев на частичное покрытие убытков в сельском хозяйстве.

— Этого достаточно?

— Мало, однако это больше, чем ничего. Финансовые средства есть и я могу их озвучить. В случае пшеницы, на пример, компенсации составят около 1 тысячи леев на гектар. 100 миллионов было выделено путем прямой ответственности правительства, в Фонд государственных субсидий в сельском хозяйстве, еще сто миллионов – путем прямого вмешательства правительства. И осенью еще 100 миллионов будет выделено на культуры второй группы, кукурузу, подсолнечник. Будет, вероятно, принят отдельный регламент. 31 июля был одобрен регламент, так что уже сейчас производители могут подавать заявки в Агентство по интервенции и платежам в сельском хозяйстве, для получения данных денежных средств.

— Мы сегодня едим больше импортные, чем местные продукты?

— В 2009 году, я тогда еще работал в Министерстве сельского хозяйства и пищевой промышленности, Республика Молдова была явно страной-экспортером сельскохозяйственных и пищевых товаров. Мы экспортировали больше сельхозпродукции, чем импортировали. Сегодня, к сожалению, мы импортируем гораздо больше, если я не ошибаюсь, в 2 раза больше, чем экспортируем. Вот мы все время слышим: «Выросли объемы экспорта на рынок ЕС». Давайте проанализируем, что же Молдова экспортирует: зерновые культуры, пшеница, кукуруза, подсолнечник. А экспортируем товары с высокой добавленной стоимостью, импортируем молочные и мясные продукты.

— В супермаркетах еще турецкие помидоры

— Если говорить фруктах и овощах, то фрукты мы почти не импортируем. Импортируем, частично, так-называемые несезонные фрукты. Если взять овощи, к примеру томаты, импортируем томаты из Турции, однако только в период, когда мы не можем их производить, либо если их производство обходиться гораздо дороже, чем стоимость импортных.

— То есть дешевле привезти невкусное и дешевое, чем вырастить свои легендарные молдавские помидоры?

— Здесь есть большая проблема – орошение. Когда-то в Молдове производилось орошение более 330 тысяч гектаров. Я имею в виду 90-е годы. После приватизации системы орошения начали разрушаться, так как люди получили участки земли в собственность, эти площади разделили и люди, когда видели на своих участках трубы для орошения, считали их своей собственностью, обрезали, уничтожали. Конечно же мы хотим восстановить эти системы орошения или построить новые. Сложно восстановить что-либо после того как столько средств было вложено и системы были уничтожены, а по сути – были разграблены, украдены. Путем судебных процессов очень много оборудования было списано. Были демонтированы даже большие насосы, которые весили тонны. Вот такой у нас менталитет…

Сегодня эти станции уже не являются настолько энерго-эффективными, их нужно модернизировать, нужно менять, но эта станция была настолько хорошо продумана: каким бы низким ни был уровень воды в Днестре, вода прибывала естественно, постепенно, наполнялся резервуар, а затем уже вода шла дальше. Все было разрушено и уничтожено.

— Очень сложно быть в Молдове аграрием. Может тогда не надо быть им? Заняться чем-то другим – развитием технологий, программистов растить…

— Молдова всегда была аграрной страной. И у нас действительно плодородная почва и грех это не использовать. Грех не использовать то, что у нас есть. Что у нас сегодня есть ценного в стране – земля и люди. Информационные технологии и все такое это — хорошо, но человеку нужно питаться три раза в день. Понимаете, в 90-х годах у нас в стране более миллиона человек вдруг наутро проснулись фермерами. Не имея знаний, не имея никакой подготовки.

— Новости о засухе, протестах, растущих ценах, «второй волны» эпидемии пугает народ. Неужели это значит, что нас ждет голод?

— Первые дни эпидемии люди начали впадать в панику, из-за того, что в магазинах не будет товаров. Однако полки в магазинах были все время наполнены продовольствием. Мы следим за продовольственной безопасностью страны, это очень важно. В условиях пандемии торговые связи сохранились и не нарушились. Продовольственная безопасность страны будет обеспечена, продукты питания на прилавках будут, с этим проблем не возникнет.

— А что пожелаете читателям «Комсомолки»?

— Покупайте местные продукты и инвестируйте в сельское хозяйство.

Читайте прогноз биржевых цен на 12 августа 2020.

Источник: kp.md

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Дания ввела первый в мире налог на выбросы метана в сельском хозяйстве (Видео)
Выбросы метана в атмосферу ускоряют процесс глобального потепления на треть. Об этом говорится в новом докладе ООН, в котором приведены исследования в области СО2.
Урожай кукурузы и сахарной свеклы на Дону в этом году снизился вдвое
Урожайность кукурузы и сахарной свеклы в хозяйствах Ростовской области по итогам уборочной кампании оказалась в два раза ниже прошлогоднего уровня