Экономический аналитик Stratfor: важно следить за появлением российского рейтингового агентства
06 May 2015, 09:35

Марк Флеминг-Уильямс
Экономический аналитик Stratfor

Экономический аналитик Stratfor Марк Флеминг-Уильямс объяснил в интервью, почему так важно следить за появлением российского рейтингового агентства.

— Вследствие украинского кризиса и введённых санкций Россия стала более изолированной от Запада, причём не только политически, но также экономически и финансово. Неудивительно, что Москва объявила о намерении создать новую кредитно-рейтинговую отрасль, как сообщалось в последних выпусках финансовых новостей. Что это такое и почему это направление важно?

— Прежде всего, Россия разрабатывает собственную кредитно-рейтинговую отрасль. У них уже есть отечественное агентство «Рус-Рейтинг». Важно это по двум причинам. Во-первых, кредитно-рейтинговые агентства, по сути, задают тон отрасли управления инвестициями в плане решения вопроса покупать облигации и акции или нет. Кредитный рейтинг показывает, платежеспособно ли предприятие и насколько велика вероятность дефолта. Следовательно, если рейтинг компании снижается, получение кредита становиться более затратным. Другой причиной, почему это важно, особенно для России, является тот факт, что на данный момент 96 процентов всех кредитных рейтингов присваиваются тремя американскими агентствами.

— Почему Россия заговорила о развитии этой отрасли именно сейчас?

— Что сказать, это был трудный год для России. Геополитическая напряжённость на Украине усиливалась и, в результате, многие инвесторы решили вывести средства из России. Наряду с этим, Standard & Poor’s и Moody’s понизили суверенный кредитный рейтинг страны, как и многие корпоративные кредитные рейтинги. Теперь российские компании и российское правительство вынуждены тратить гораздо больше на обслуживание своих долгов. Для российского правительства это не играет значительной роли, учитывая, что соотношение внешнего долга к ВВП составляет всего 13 процентов. А вот для корпоративных и банковских облигаций это действительно представляет проблему. Их долг составляет 500 миллиардов долларов, причём его держателями, в основном, выступают западные инвесторы.

— Похоже, вопрос упирается в финансирование. Где Россия может найти дополнительные средства, если не на Западе?

— Они уже нашли другие источники финансирования. В частности, в последние пять лет Россия активно обращалась за финансированием к Китаю. Пекин всё сильнее участвует в инвестировании российских проектов по всей стране.

Проблема России заключается в том, что китайские деньги государственные, а не частные. Так что вместо инвесторов, которые стремятся достичь лучших результатов для своих клиентов, Россия имеет дело с крупной соседней страной, представляющей потенциальную угрозу. Пекин заинтересован в том, чтобы сделать стратегические инвестиции, потому китайский фонд национального благосостояния вкладывает средства, например, в нефтяные и калийные компании, то есть во вполне стратегические ресурсы. Россия получает доступ к деньгам, но им сопутствует ряд обязательств, которые могут быть довольно опасными.

— Вы говорите, что большая часть средств в Китае принадлежит государству. Но экономика Китая становится более зрелой, так что в стране происходит и рост частного капитала, правильно?

— Абсолютно верно, рост частного капитала действительно наблюдается, но на данный момент подавляющее большинство частных средств (70 процентов) просто лежит на депозитах в коммерческих банках, то есть эти деньги не используются для рискованных целей.

Хорошей новостью для России является то, что ситуация, похоже, изменится в ближайшие годы. Согласно прогнозам, китайская отрасль управления инвестициями вырастет в шесть раз в ближайшие пять лет. Они обладают огромным всё возрастающим объёмом капитала, который может быть вложен, например, в российские облигации, которые на данный момент выглядят весьма дешёвыми, потому что все западные инвесторы вывели средства.

Другой аспект, о котором надо помнить, – это контроль за движением капитала. Ещё одна причина того, почему китайский капитал не может легко пересечь границу, – это существующие в стране ограничения. В то же время Китай стремится интернационализировать юань, а, возможно, и превратить его во вторую резервную валюту. Чтобы добиться этого, им придётся ослабить контроль за движением капитала. Так что, в ближайшие несколько лет, вероятно, произойдут некоторые изменения, которые будут на руку России.

— Ваш прогноз, какое значение происходящее окажет на кредитно-рейтинговую отрасль?

— Можно ожидать, что кредитно-рейтинговая отрасль отразит то, что происходит в управлении инвестициями, где на данный момент преобладает Запад. В результате 96 процентов кредитных рейтингов присваивается западными агентствами. В ходе изменения этой ситуации, можно ожидать усиление доверия к российским и китайским агентствам по мере роста их влияния.

Теги     экономика      Россия      кредиты      Stratfor   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Немецкие фермеры сеют больше озимой пшеницы и рапса для урожая 2025 года
Посевные площади озимой пшеницы в Германии под урожай 2025 года были увеличены на 12,3% по сравнению с прошлым годом и составили около 2,8 млн га, сообщило в пятницу национальное статистическое агентство Германии.
США выиграли спор с Мексикой по поводу генно-инженерной кукурузы
США одержали победу в споре с Мексикой по поводу генетически модифицированной кукурузы, что поставило под угрозу поставки зерна крупнейшему американскому потребителю.