Что едят украинцы: эксперты развеивают мифы о ГМО
21 July 2016, 12:19

Кривонос Андрей Алексеевич
Председатель ассоциации франчайзинга

Эксперт Андрей Кривонос сообщил, как много в Украине продуктов, содержащих ГМО, а директор Института пищевой биотехнологии и геномики НАН Украины Ярослав Блюм объяснил, почему нобелевские лауреаты выступили в защиту генно-модифицированных организмов.

В Верховной Раде Украины предлагают ввести до 2023 года мораторий на производство в Украине и ввоз в страну генетически модифицированных организмов (ГМО).

Документом предлагается ввести штраф от 40 до 90 тысяч гривен и аннулирование лицензии на осуществление хоздеятельности сроком на 5 лет, если производитель нарушил запрет на выращивание генетически модифицированных сельхозрастений, промышленного производства, а также ввоза на таможенную территорию Украины ГМО.

Много ли сейчас на полках украинских магазинов товаров с маркировкой ГМО, в эфире радиостанции Голос Столицы сообщил председатель ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос.

— В Украине много продуктов, которые содержат генетически модифицированные организмы? Всегда ли они соответствующим образом маркируются?

– К ГМО в Украине не сформировалось правильное отношение. У нас нет списка и у нас нет окончательной регистрации, то есть производитель должен самостоятельно выявить, есть ли в его продуктах генномодифицированные продукты или ингредиенты, и следующий момент в том, что он должен об этом написать. Если же он это не сделал, то государственные органы могут провести соответствующий контроль и выявить этот продукт.

Но бюджеты государственных органов, которые могут гипотетически заняться этим процессом, – ничтожны, и поэтому выявить все невозможно. И поэтому мы часто видим казус, когда вроде добропорядочный производитель вместо того, чтобы заниматься поиском, на любом продукте – на спичках, на воде, на сигаретах пишет: «Без ГМО», даже не удосуживаясь сделать соответствующие анализы.

— С чем это связано? Просто в целях рекламы, пиара?

– В целях рекламной кампании, чтобы получить больше клиентов, которые реагируют на превентивные надписи «Без ГМО».

— Насколько легко выявить ГМО в том или ином товаре? И кто должен этим заниматься?

– Должен заниматься производитель, потому что производитель часто приобретает семена для посева, вернее, в цепочке производства его продукции были семена для посева, были химические препараты, вносимые в почву, затем это как-то перерабатывалось, с чем-то перемешивалось, затем он перевез это в хлебопекарский цех, добавил третьи ингредиенты.

И на каждом из этих этапов могли появляться продукты, которые содержали ГМО, то есть, которые изначально были построены по-другому принципу производства, чем просто посеял – вырастил – собрал.

Мы должны большим образом говорить о продукции растениеводства, именно растений – они больше всего затрагивают ГМО. Животный мир не настолько подвержен этому.

— Все ли те товары, которые маркируются «Без ГМО», действительно являются товарами без ГМО?

– Производитель не мог обеспечить полный цикл проверки ГМО, и фраза «Без ГМО», это как бутылка пива – это водитель пьян или не пьян? В зависимости от законодательства устанавливается процент промилле, так и здесь.

— Законодательство регулирует эту сферу? Можно ли подать в суд на производителя, если на продукте с надписью «Без ГМО» найдут ГМО, какая санкция будет за это?

– В данном случае, вам, наверное, придется разделить две части санкции.

Первое – это недобросовестная реклама, когда вы указываете несоответствующую информацию. В этом случае предъявитель будет претендовать на какую-то часть незаконно полученной прибыли. Но между рекламой и прибылью установить прямую связь нельзя.

И второй момент – это доказать, что ГМО в продукте привело к материальным или моральным убыткам. Но это будет довольно сложно сделать, потому что любой производитель найдет объяснение, почему выпали волосы, но никак не свяжет это с ГМО в муке, которую он использовал.

— Если Верховная Рада все же введет мораторий до 2023 года на производство в Украине и ввоз в страну генетически модифицированных организмов, что будет тогда? Это отразится на рынке ГМО? Или все останется точно так же?

– Помните ситуацию, когда на автомобили ввели специальные светоотражающие ленточки? Мы все наклеили – толку никакого, но кто-то заработал.

Потом у нас ввели обязательно маркировать продукцию «Без ГМО»: на всех этикетках наклеили надпись «Без ГМО». К сожалению, такой огульный запрет приводит к тому, что технические решение и вся продукция, которая будет заезжать в Украину, будет «без ГМО». А будут писать, что ГМО появилось в результате биологических изменений в процессе хранения.

Такие запреты приводят к излишним расходам предпринимателей и не создают эффекта для конечного потребителя. А как в мире маркируют продукты, содержащие генетически модифицированные организмы? И как много у них таких продуктов?

— А как в мире маркируют продукты, содержащие генетически модифицированные организмы? И как много у них таких продуктов?

– Больше маркировка идет в сторону эффекта влияния на здоровье человека, то есть отмечаются те продукты или то действие, которое они могут создать: аллергическое, глютеновые или безглютеновые. Мы исходим из той ситуации, что в большинстве случаев все, что растет, оно в какой-то мере генномодифицировано.

— Что касается цены, продукты с ГМО дороже или дешевле продуктов без них? Почему столько разговоров вокруг этого?

– Просто мы все пытаемся вернуть себя в доисторические времена или дореволюционные времена, когда вся продукция росла, она была вкусная и хорошая. Мы живем в мире, где больше 7 миллиардов населения.

Еды становится все меньше и меньше, и увеличиваются объемы производства, поэтому производство, к сожалению, идет в сторону любых модификаций, в том числе и генных модификаций, чтобы выращивать больше, качественней, урожаи были стабильные.

— Селекционизм, скрещивание культур считается ГМО?

— Да, считается. По сути своей это близко к генной модификации. Просто многие вещи генной модификации происходят в другом формате, чем просто скрещивание. Биологи и химики могут рассказать четкое разделение между ГМО и не ГМО. Общие виды модификации – это норма на сегодняшний день. Селекционеры в растениеводстве – это норма для этой отрасли, но не все из них является действительно генной инженерией.

В то время как Верховной Раде предлагают ввести до 2023 года мораторий на производство и импорт товаров с ГМО, в мире более сотни Нобелевских лауреатов выступили в защиту генно-модифицированных организмов. Ученые даже письмо написали с просьбой прекратить кампанию против ГМО.

Почему научное сообщество выступает в поддержку генной инженерии, а в Украине наоборот пытаются изолировать продукты с ее содержанием, в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал директор Института пищевой биотехнологии и геномики НАН Украины Ярослав Блюм.

— Что же такое ГМО, и подпадают ли под это определение культуры, которые выведены путем селекции или скрещения видов?

– ГМО называются те организмы, в которые перенесена генетическая информация, то есть, гены или несколько генов, кодирующие определенные признаки, с помощью искусственных манипуляций, то есть, искусственным путем с помощью методов генетической инженерии.

Культуры, полученные путем естественной селекции и естественного скрещивания не являются генетически модифицированными. Хотя нужно сказать, что таким путем, путем классической селекции, можно получить гибриды, которые будут не менее сложными с точки зрения скрещивания нескольких видов организмов, переноса генетической информации, не менее сложными, чем ГМО.

— Тем не менее, ГМО они не считаются?

– Не считаются. Например, тритикале — это гибрид между пшеницей и рожью, это такой естественный и сложный гибрид, где информация перенесена от одного в другое растение, и там хромосомы смешаны полностью.

— ГМО полезны или вредны? По вашему мнению, нужно запрещать в Украине продукты с ГМО или нет?

— Постановка вопроса, наверное, не совсем правильная. Потому что ГМО создаются для промышленного использования. Это не только сельскохозяйственные растения, но это могут быть генетически модифицированные микроорганизмы.

Сейчас создаются генетически модифицированные грибы, генетически модифицированные животные существуют. Например, козы, которые производят молоко с определенным белком, которого обычно в этом молоке нет. И это связано с тем, что генетическая инженерия развивается по нескольким направлениям.

С одной стороны, это улучшение признаков каких-то для организмов, которые используются в промышленных целях, это прежде всего растения. С другой стороны, ГМО используются как фабрики, как клетки-фабрики, например, для продукции каких-то, как мы говорим, рекомбинантных белков, фармацевтических белков, например.

Клетки микроорганизмов или даже растения или животные, как я уже сказал, после генетических манипуляций, внесения тех или других генов, начинают продуцировать определенные белки, которые потом используются в фармацевтике, например, как гормон роста или интерферон, или вакцины.

— Если мы говорим о продуктах питания, которые непосредственно продаются в магазинах и считаются ГМО, их потребление может вызвать какие-то негативные последствия для организма человека? Либо никакого негатива нет, если все сделано правильно?

– В этом году исполняется 20 лет, как ГМО впервые появились на рынке. Естественно, 20 лет назад – не в Украине, в мире. Компания » Monsanto Company» объявила о том, что она начинает производить продукты питания генетически модифицированные. И 20 лет мир или значительная часть мира потребляет. И нет ни одного научно доказанного факта, что эти продукты питания привели к каким-то негативным последствиям.

И с точки зрения здравого смысла ни один из таких продуктов питания, то есть генетически модифицированные растения, не выпущены на рынок без соответствующего исследования, контроля, проверок в разных странах мира. И выпущены в потребительскую сеть как безопасные продукты – это очень серьезная проверка.

— По вашему мнению, стоит каким-то образом ограничивать доступ ГМО и продуктов, которые производятся из подобных ГМО на украинский рынок?

– Мы эту проблему обязаны разделять на две составляющие. Когда мы говорим о продуктах питания, выращивании растений генетически модифицированных, это один аспект. Потому что выращивание – это политика каждого государства.

И вторая – когда ты разделяешь потребление таких продуктов питания. Когда мы ссылаемся на опыт Европы, я всегда подчеркиваю, что в большинстве стран ЕС не выращивают генетически модифицированные растения, но это вопрос внутренней политики ЕС.

При этом вся Европа употребляет генетически модифицированные продукты, и в ЕС зарегистрировано 56 или 57 видов генетических модификаций, то есть, сортов, культур и их продуктов, которые разрешены к использованию.

— Вы говорите, что ГМО в продуктах в принципе не опасны. Но есть минусы употребления ГМО для организма человека, например непредсказуемые аллергические реакции, изменения микрофлоры организма, негативно влияющие на иммунитет и т. д. Не выяснено влияние ГМО на организм при многолетнем употреблении, а также неизвестно влияние на репродуктивную функцию. Действительно этого стоит опасаться?

– Ни по одной из этих позиций никем не подтверждено каких-нибудь последствий, о которых вы упоминали. Иначе ни один из этих продуктов не появился бы на рынке. Не может быть последствий, которые сказывались бы прежде всего на репродуктивной функции.

И не может быть последствий, которые являются результатом многолетнего употребления таких продуктов питания, потому что такой мониторинг никто не проводит. Это не более, чем голословное утверждение.

А что касается аллергических проявлений, токсических проявлений, то, чтобы избежать этого, проводится предварительная проверка таких продуктов питания соответствующими здравоохранительными структурами. С точки зрения биологических манипуляций, генноинженерных, когда переносится ген, который который кодирует один или несколько белков, и эти белки состоят из тех же аминокислот, что и обыкновенные белки, ничего необычного не может быть.

Иначе, если употребляем такие продукты питания, и информация так легко переносилась, то, по-житейски шутя, можно сказать, что вместо ушей выросли бы бананы.

Ранее главный редактор издания Деньги.ua Александр Крамаренко в эфире «ГС» спрогнозировал колебания курса гривны осенью, а также пояснил, почему не стоит возлагать особые надежды на ЗСТ с Канадой.

Источник: rian.com.ua

Теги     Украина      ГМО      продукты питания   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
IFA наделила ТОАЗ статусом лидера
АО «Тольяттиазот» вошло в число отраслевых компаний-чемпионов с высоким уровнем развития практик управления экологическими и социальными вопросами. Высокий статус Industry Stewardship Champions (ISC) получен в рамках глобального проекта Международной ассоциации производителей удобрений (IFA).
Итоги года в агростраховании Пензенской области
В последние годы в связи с регулярным воздействием ряда негативных факторов риски для аграрного сектора значительно возросли. В сложившейся ситуации государственная поддержка страхования рисков аграрного производства является важнейшим финансовым инструментом, который позволяет компенсировать убытки сельскохозяйственных товаропроизводителей.