Антон Гниненко: «Если предложения Россельхознадзора будут учитываться, то земельное законодательство продвинется далеко вперед!»
07 June 2012, 18:00
Начальник Управления земельного надзора, Антон Гниненко рассказал порталу IDK.ru о законодательных изменениях в области земельного надзора необходимых сегодня, новых проектах в сфере надзора и предотвращении порчи земель сельскохозяйственного назначения.
— Антон Юрьевич, расскажите, каким образом осуществляется учет и контроль над землей сельхозназначения в южных регионах страны (Ростовская область, Краснодарский край и др.). Есть ли какие-то локальные особенности, проблемы в сфере землепользования?
— Контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Россельхознадзором в пределах установленной компетенции в соответствие с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 №689, на всей территории Российской Федерации. Южные регионы Российской Федерации являются житницей России, основными регионами по выращиванию зерновых культур и пропашных культур. В связи с этим, проблем, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, например, в Краснодарском крае, Ростовской и Волгоградской областях не возникает.
— Какие проекты разрабатываются сегодня в сфере надзора?
— В целях совершенствования земельного законодательства, в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, Россельхознадзором совместно с Минсельхозом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части повышения ответственности за порчу земель», разработанного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Указанный законопроект предусматривает внесение изменений в КоАП РФ, направленных на увеличение размера наказания и его дифференциацию в зависимости от категории земель, субъекта правонарушения и площади участка, на котором допущено правонарушение, а также на наделение Россельхознадзора, как органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, полномочиями по привлечению к административной ответственности нарушителей за использование земельных участков не по целевому назначению (или неиспользованию) (ст.8.8 КоАП РФ). Однако указанный законопроект более двух месяцев находился на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации, а затем на него поступили замечания Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми Минсельхозом России решается вопрос о доработке законопроекта. Такие обстоятельства затрудняют совершенствование нормативной базы. Кроме того, вносятся изменения в Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в части установления срока аренды земель сельскохозяйственного назначения не менее трех лет. Законопроект согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и направлен в Правительство Российской Федерации. Изменения, вносимые в указанный закон, направлены на устранение произвольного выбора срока аренды земельного участка, так как договор аренды, заключенный на срок менее 1 года, не подлежат обязательной государственной регистрации. Это в свою очередь ведет к тому, что недобросовестные пользователи изменяют условия договора и переоформляют его на иных лиц в течение одного года или аннулируют. Поэтому провести проверку в отношении такого пользователя становится невозможным.
— Какие законодательные акты сегодня регулируют земельные отношения? Какие законодательные изменения сегодня остро необходимы?
— В пределах установленной компетенции Россельхознадзор руководствуется различными федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами федеральных органов исполнительной власти. Я перечислю только основные нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения:
1. Земельный кодекс Российской Федерации,
2. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»,
3. Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»,
4. Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 года № 303 «О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области биологической и химической безопасности Российской Федерации»,
6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле»,
7. Приказ Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;
8. Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».
Что касается необходимых законодательных изменений, необходимо, прежде всего, разграничить полномочия органов по контролю за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения. Россельхознадзор ни один раз выходил с предложениями в Минсельхоз России о внесении таких изменений в Положение о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 №689. Однако до настоящего времени ничего не принято. Также необходимо провести межевание каждого земельного участка земель сельскохозяйственного назначения с целью установления точных границ, местоположения и площади каждого земельного участка, что позволит избежать существующей проблемы с наложением границ одного земельного участка на другой, а это, в свою очередь, позволит установить конкретного правообладателя земельного участка.
— В 2010 году были внесены изменения в федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Какие вы видите недостатки и достоинства этого закона? Какое развитие ожидает земельное законодательство, по вашему мнению?
— С одной стороны, изменения, внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 435-ФЗ в 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», определили подход к принудительному изъятию и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также изменения позволят с правовой позиции обеспечить решение проблемы выделения земельных участков в счет земельных долей в праве общей долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения.
Однако, что касается принудительного изъятия земельных участков, то на наш взгляд, увеличился срок, в течение которого собственник может не использовать земельный участок — с трех до пяти лет ввиду того, что в срок не использования не входит период освоения такого земельного участка (который по внесенным изменениям составляет 2 года). Такое обстоятельство затрудняет привлечение к ответственности собственников земельных участков. И не ясно, с какого момента считается период освоения земельного участка – с момента его приобретения в собственность впервые или с момента, когда у такого земельного участка появляется новый собственник. Если будут учитываться предложения Россельхознадзора при разработке проектов нормативных правовых актов, то наше земельное законодательство продвинется вперед к усовершенствованию и более эффективному государственному земельному надзору.
— Какие меры сегодня предпринимаются по противодействию порче земель сельскохозяйственного назначения и утрате их плодородия? Во многих регионах аграрии бьют тревогу: идет опустынивание, заболачивание почв, эрозия. Есть ли система наказаний для землепользавателей? Какие меры могут и должны быть предприняты к недобросовестным землепользователям?
— Во-первых, как было сказано ранее, на сегодняшний день Минсельхозом России с учетом предложений Россельхознадзора и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти подготовлен законопроект «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части повышения ответственности за порчу земель». Вместе с тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №99 утверждена Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы и на период до 2013 года», ответственным исполнителем которой является Минсельхоз России. Одной из основных целей указанной Программы является создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники. В настоящее время Минсельхоз России успешно реализует указанную программу. Что же касается привлечения к административной ответственности, то в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ административная ответственность за порчу земель предусмотрена статьей 8.6 и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей; на должностных лиц — от 2000 до 4000 рублей; на юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 3000 до 4000 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 тысяч до 40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, в связи с тем, что порча земель сельскохозяйственного назначения влечет за собой нанесение вреда земле как объекту охраны окружающей среды, Россельхознадзор принимает меры по взысканию вреда, нанесенного почвам, с виновных лиц. Это является эффективным инструментом по осуществлению государственного земельного надзора.
— Спасибо
Ваш комментарий
|
|