Андрей Цыганов: можем начать торговлю удобрениями на бирже осенью 2017 года
28 December 2016, 13:22
Российский рынок минеральных удобрений, как и всю экономику страны, в 2014 и 2015 годах лихорадило, в связи с чем власти грозили перспективой ввода экспортных пошлин. Однако сложное время удалось пройти без потрясений и сейчас, по уверениям производителей, все складывается стабильно. На этом фоне Федеральная антимонопольная служба выступила с инициативой организовать биржевые торги минеральными удобрениями. О том, почему именно сейчас возникла эта идея, в каком объеме, где, когда и зачем вообще продавать удобрения на бирже, а также о ситуации на зерновом и молочном рынках и иностранных инвестициях в РФ в интервью РИА Новости рассказал замруководителя ФАС Андрей Цыганов. Беседовал Янис Мадни.
— В конце ноября ФАС сообщила о том, что прорабатывает идею организации биржевой торговли на рынке минеральных удобрений. Готов ли наш рынок к этому?
— Действительно, осенью 2016 года на заседании экспертного совета ФАС по химической промышленности обсуждался вопрос об организации биржевых торгов минеральными удобрениями. На этом заседании присутствовали, по сути дела, все, кто работает на этом рынке. Мы представили участникам рынка преимущества и возможные недостатки биржевой торговли, узнали их точку зрения.
Изначально производители минеральных удобрений достаточно скептически отнеслись к нашей инициативе. Схема, сложившаяся на рынке, сейчас устраивает производителей, потребителей и даже нас, как орган, контролирующий соблюдение законодательства о конкуренции. Рынок развивается устойчиво, на нем нет ценовых войн, действует достаточно эффективная система соглашений между производителями удобрений и сельхозпродукции, касающаяся ценообразования. Если смотреть статистику, то в России нет как такового роста цен на минеральные удобрения. В отдельных случаях они торгуются по докризисным ценам.
Развитие биржевой торговли минеральными удобрениями будет полезно для производителей и их потребителей. Например, в законе о защите конкуренции говорится, что при соблюдении определенных условий цена, установленная на бирже, не может быть признана монопольно высокой. Таким образом, компании, торгующие на бирже, либо компании, использующие сформировавшуюся на бирже цену для продажи своих товаров вне биржевой торговли, получают своеобразную индульгенцию при применении антимонопольного законодательства по крайней мере в части обвинений в установлении монопольно высоких цен.
Мы признаем, что при правильной организации биржевой торговли цена, формируемая на бирже, не может являться монопольно высокой. Она является рыночной, справедливой.
Биржа это не только товарная площадка, но и система обеспечения сделок с важной логистической составляющей, когда товар в срок и по согласованной цене доставляется из точки А в точку Б. Кроме того, биржа – это ценовой индикатор, который могут использовать участники рынка при прогнозировании и планировании деятельности своего предприятия на долгосрочную перспективу наряду с другими бенчмаркингами по разным товарным группам.
Это также важно и для государства, к примеру позволяет налоговой службе определять рыночную цену товара и соответствующим образом принимать решения о доначислении налогов, если цена на тот или иной товар существенно превышает цену, сложившуюся на бирже.
— Какие возможные сроки запуска биржевой торговли?
— Мы хотим выстроить схему торговли минеральным удобрениями через российские биржи или провести, по крайней мере, пробные торги к осеннему пику спроса 2017 года, когда формируются запасы на следующий год. Производители минудобрений находятся постоянно в контакте с представителями биржи. Сейчас они планируют сформировать в рамках биржевого комитета ФАС подкомитет по организации биржевой торговли минеральными удобрениями, определяют номенклатуру тех минеральных удобрений и перечень компаний, которые в первую очередь будут торговаться на бирже. Там огромное количество удобрений – твердые, жидкие, для тепличных хозяйств и так далее. Надеемся, переговоры завершатся в ближайшее время.
Минеральщики и биржевики обсуждают логистику, инфраструктуру и условия заключения биржевых контрактов. На низком рынке очень хорошо выстраивать эту инфраструктуру. В случае повышения цен на мировом рынке, наши производители смогут изменить цены в нормальной системе организованных и апробированных биржевых торгов, одна из главных задач которых — уменьшить волатильность, неопределенность и держать рост цен в определенных рамках.
— А какие предполагаются объемы реализации на бирже?
— Как показывает российский и мировой опыт, для формирования определенных индикаторов достаточно вывести на организованные торги 7-15% товара. Это те индикаторы, при которых мы можем сказать, что цена, которая формируется на бирже, является справедливой.
— Если говорить о видах — есть калийные, фосфоросодержащие, азотные, сложные удобрения. Как быть, например, с калийными удобрениями, которые в России для рынка производит пока только «Уралкалий». Будет ли эффективной организация биржевой торговли в таком случае?
— Классическая точка зрения заключается в том, что если в товарной группе один производитель, то биржевая торговля неэффективна. Предполагается, что ему ничего не мешает манипулировать ценами. Биржевики же сами убеждают нас в обратном. Механизмы организации электронных торгов не позволят манипулировать ценами даже в том случае, если на бирже будет один продавец. Даже в случае одного продавца и множества покупателей программные и технические средства, которыми биржа сейчас располагает, позволяют не допустить манипулирование ценами.
В перспективе мы видим, что и производитель калийных удобрений участвует в организации биржевой торговли, но мы не хотим искусственно подталкивать его к выходу на биржу. В любом случае решение будет приниматься компанией самостоятельно. Она должна увидеть и почувствовать свою заинтересованность в этом проекте. Кроме того, вполне возможно, что у нас будет не один производитель на рынке, а по крайней мере три, как только проекты по добыче калийного сырья в России заработают в полную силу. А если еще «Беларуськалий» выйдет на единый рынок Евразийского союза, то ситуация изменится кардинально.
— Однако известно, что одно и то же удобрение отличается по качеству у разных производителей. Для потребителей порой важно, кто именно произвел данное удобрение. Как будет унифицирован товар разных производителей для биржевой торговли?
— Биржа предполагает стандартизацию товаров, и, с нашей точки зрения, по основным наиболее репрезентативным видам минеральных удобрений у производителей нет существенных различий. Действующие вещества одни и те же и закупаются у одних и тех же поставщиков сырья. К тому же существуют механизмы коэффициентов, учетов отклонений, так что этот вопрос носит технический характер и не является непреодолимым препятствием для развития биржевой торговли.
— Возможно ли создание каких-то особых условий ведения бизнеса для компаний, торгующих на бирже?
— У нас есть несколько идей в условиях современного правового регулирования, но они требуют дополнительных обсуждений. Например, для товаров, которые куплены на бирже на территории РФ и за российские рубли, упростить таможенную процедуру по экспорту за пределы России или Таможенного союза. В таможенных документах не будет никакого мухлежа – никто не станет играть с товарами-заменителями, изменять таможенную стоимость. Товар куплен при открытых прозрачных процедурах – известны объем, цена, направление отгрузки и покупатель. Можно сделать условия экспорта такого товара более привлекательными для участников рынка и в том числе за счет этого развивать систему биржевой торговли. Кстати, уже запущены проекты, которые увязывают биржевую деятельность с более льготным финансированием со стороны банков, специализирующихся на кредитовании сельхозпредприятий. Например, через Россельхозбанк и Сбербанк. В рамках организованной биржевой торговли они могут выстрелить, показать свою эффективность.
— А может ли быть предоставлена скидка от РЖД участникам биржевой торговли?
— Скидка РЖД может рассматриваться как один из очень важных элементов поддержки российских товаропроизводителей, но, естественно, этот вопрос требует дополнительного изучения.
— На ряд удобрений ФАС рекомендовала методику ценообразования, определенную формулу цены. Планируется ли пересмотр методик ценообразования после запуска биржевой торговли?
— Прежде необходимо проанализировать первые данные. Вполне возможно, что развитие биржевой торговли приведет к коренным изменениям в подходах к ценообразованию.
— То есть методику ценообразования на калийные удобрения и апатитовый концентрат менять сейчас не планируется?
— Апатитовый концентрат не является минеральным удобрением. Мы не говорим сейчас о сырье, только о самих удобрениях как о продукте. Но нет, методики пока менять мы не планируем.
— А как планируется борьба со спекулянтами, которые могут реэкспортировать удобрения или же взвинчивать цены на внутреннем рынке путем перепродажи удобрений сельхозникам?
— Открытый и прозрачный механизм ценообразования как раз ликвидирует возможность продавать товар по завышенным ценам. Если у товаропроизводителя есть возможность, воспользовавшись своим электронным кабинетом или сделав заказ биржевому брокеру, купить товар напрямую, он не будет ходить к посредникам. Если только у него нет «подстольной» заинтересованности разделить с кем-то маржу. Когда все понятно и прозрачно, какая может быть спекуляция? Поле для спекуляций только в тени.
— Вы сказали, что производители изначально отнеслись скептически к идее ФАС. Какие опасения они высказывали?
— Мы готовы развеять их опасения. Биржевая торговля является новым шагом в развитии коммерческой инфраструктуры рынка и устранении тех возможных проблем и колебаний, которые существуют. Использование нерыночных методов ценообразования не гарантирует установление адекватных цен в отличие от биржевых индикаторов, которые исключают появление монопольно высоких цен. Производители полагают, что при переходе к биржевым торгам исчезнут скидки для российских производителей. Но почему они должны исчезнуть? На бирже не будет торговаться 100% продукции. Наряду с другими формами торговли производители могут продолжать развивать прямые долгосрочные договоры, устанавливать скидки для постоянных клиентов, применять общеизвестные методы коммерческой деятельности.
— Какие итоговые результаты ожидаете от внедрения?
— Мы ожидаем, что механизм биржевых торгов будет запущен к концу 2017 года на российских биржевых площадках, с тем чтобы торги проводились регулярно. При этом я не говорю сейчас о том, какая биржа будет этим заниматься — которая предложит лучшие условия, та и будет заниматься. Может, Московская, может, Санкт-Петербургская, может, еще какая площадка подойдет.
— А как обстоит ситуация с российским рынком удобрений сейчас? В предыдущие годы он стабильно входил в зону турбулентности весной.
— Что касается потребности наших аграриев, то в 2016 году накоплено на 321 тысячу тонн в действующем веществе минеральных удобрений больше, чем в 2015 году. На этом рынке мы имеем профицит по сравнению с прошлым годом. Суммарно это 2,7 миллиона тонн уже законтрактованных удобрений в 2016 году, а с учетом запаса 2015 года есть 2,948 миллиона тонн удобрений. Мы готовы к посевной, которая в некоторых регионах России начинается уже в феврале. Конечно, в последние годы были случаи, когда в отдельных регионах страны наблюдался недостаток удобрений или рост цен на удобрения. Как правило, жалобы на рост цен возникали в случаях, когда в схеме поставки удобрений в регион участвовали многочисленные посредники. Есть локальные всплески, но это не системные проблемы.
— Как вы полагаете, какие товары могут выйти на биржу до конца 2017 год?
— Сейчас есть несколько направлений, на которых мы прорабатываем внедрение биржевой торговли. Первое направление — минеральные удобрения, второе — цемент, третье – сельскохозяйственные продукты, четвертое – драгоценные и полудрагоценные камни, такие как алмазы или янтарь, пятое – лес.
— Многие эксперты говорят, что на российском зерновом рынке последние годы много неопределенностей, в частности в вопросе экспортных пошлин. Не считаете ли, что надо внести механизмы, при которых государство могло бы вмешиваться в рынок?
— Такого рода механизмы существуют уже сейчас. Например, интервенционный фонд. Понятно, в каких случаях он формируется и в каких случаях зерно выпускается из интервенционного фонда — все зависит от динамики цен и баланса рынка. Но говорить о жестких законодательных правилах, что при определенной цене надо отменять пошлины, закрывать рынок, вводить лицензирование или устанавливать квоту, нельзя. Рынок зерна и других сельхозкультур во многом зависит от погодных и природных условий и множества других причин.
Сейчас российские производители зерна могут прогнозировать свою деятельность до 2018 года. Это очень правильно, и это те меры, которые позволяют компаниям выстраивать свою стратегию развития. Но ни в коем случае не следует отнимать у государства возможности принимать разумные решения тогда, когда в них есть необходимость. Нужно понимать, что в случае необходимости правительство сможет изменить свое решение о нулевой экспортной пошлине раньше обозначенного 2018 года — при наличии на то значимых серьезных обстоятельств.
— В СМИ прошла информация о том, что на молочном рынке существуют организованные структуры, можно сказать, мафия, закупающая у производителей молоко по бросовым ценам. Принимает ли ФАС участие в обсуждении механизмов запуска интервенций на рынке молока, борьбе с фальсификатом?
— Интервенции на рынке сухого молока и сливочного масла – вполне разумная мера, которая позволяет управлять рынком и принимать те решения, которые делают более стабильным ценообразование на эту продукцию. Если посмотреть на ситуацию, которая складывается сейчас, то цены немного подрастают и на сырое молоко, и на сливочное масло. И здесь с нашей точки зрения, это обусловлено не только внутренними, но и внешними факторами. На мировом рынке также наблюдается рост цен на молоко и молочную продукцию.
Если говорить о мафии, то главная проблема — фальсификация продукции. И это проблема не только нашего здоровья, безопасности, но и конкуренции. Когда одна компания производит продукт, который и молоком нельзя назвать, а другая организовывает сложнейший производственный процесс производства качественного, натурального молока и молочных продуктов, то они оказываются в разных условиях с точки зрения конкуренции. Также не стоит недооценивать опасность деятельности перекупщиков, которые вступают на региональных рынках в картели, фиксируют закупочную цену на молоко, которое они собирают у хозяйств, и потом продают их перерабатывающим предприятиям. Это, как правило, локальные дела о нарушении антимонопольного законодательства, и у нас есть успешный опыт их решения силами территориальных управлений ФАС России.
— Президент РФ Владимир Путин на прошлой неделе поручил ФАС проработать предложения, направленные на ограничение роста цен на рыбу. Какие меры служба может предложить для этого?
— Здесь усилий одной антимонопольной службы явно недостаточно, потому что рынок рыбы и рыбной продукции устроен очень своеобразно. Там есть проблемы, связанные с огромным количеством посредников и перекупщиков, которые никакой добавленной стоимости не создают, а просто-напросто накручивают цену на этот продукт. Те же самые проблемы фальсификации, когда под видом дорогих рыбных продуктов продают не пойми что. Не случайно, что эти поручения даны нескольким госорганам, включая правоохранительные. Проблема заключается именно в комплексном подходе.
На нашем фронте работ мы посмотрели товаропроводящие цепочки, проанализировали, что происходит с рыбой от моря до прилавка и где находятся те звенья движения товаров, на которых наибольшим образом растет цена. Эти рынки достаточно конкурентны, и во многих случаях речь идет об административных правонарушениях или об уголовных преступлениях, а не о антиконкурентных действиях участников рынка.
— Вы также отвечаете за иностранные инвестиции и международное сотрудничество. Учитывая все проведенные в этом году правительственные комиссии по иностранным инвестициям, можно ли сказать, что интерес инвесторов к активам в РФ вернулся, а инвестклимат улучшился?
— Мы отслеживаем лишь часть иностранных инвесторов, чья деятельность касается стратегических отраслей и крупных сделок. Интерес не ослабевал, потому что правкомиссия работала примерно с той же интенсивностью, что и раньше. И крупные сделки также совершались. И в ТЭК, и в энергетическом машиностроении, и в транспорте. Можно отметить тенденцию по увеличению инвестиций в российскую экономику с Востока – это инвестиции из Китая, Японии, Сингапура, Индии, Кореи. В то же время сохранился интерес и западных компаний. Мы рассматривали ходатайства и немецких, и французских, и американских компаний.
— Сделка по покупке 10-процентной доли в «Сибуре» китайским Silk Road Fund подлежит ли рассмотрению правкомиссии?
— Сейчас этот вопрос нами рассматривается. На самом деле Фонд шелкового пути является госструктурой, и это означает, что по правилам, возможно, сделка потребует прохождения через правительственную комиссию. Сейчас мы этот вопрос анализируем. Направили, как положено, по 57-му закону в ведомства, которые должны с нами сотрудничать, соответствующие запросы. Мы знаем точно, что «Сибур» уже полностью на все наши вопросы ответил, и мы сможем в ближайшее время эту информацию проанализировать.
— Ранее правкомиссия уже разрешила китайской госкомпании Sinopec купить 20% в «Сибуре», но было приобретено 10%. Если сейчас Фонд шелкового пути приобретет 10%, а впоследствии Sinopec захочет приобрести одобренные ему еще 10%, придется подписывать межправсоглашение с Китаем?
— Сейчас этот вопрос обсуждается. Sinopec купил 10%, у него есть определенное решение правительственной комиссии на покупку еще 10%. Но я думаю, что участники этой сделки сами предложат механизм разрешения этого юридически сложного вопроса, если в этом возникнет необходимость.
— Когда может пройти следующая правкомиссия?
— Тогда, когда ее назначит председатель правительства.
— А есть ли для нее необходимое число сделок?
— Это к вопросу об интересе иностранных инвесторов. Вы знаете, что в течение последних месяцев прошло подряд три заседания правительственной комиссии, а сейчас в работе уже восемь ходатайств. Это те, которые, скорее всего, должны быть вынесены на правительственную комиссию. Они сейчас на разных стадиях рассмотрения, но, в принципе, в январе мы будем полностью готовы.
Источник: ria.ru
Ваш комментарий
|
|
Брал здесь пару вагонов в аренду. Отстался доволен.https://profile.tut.by/change