Анализ состояния фонда сельхозземель (Видео)
12 February 2018, 15:54
Что осталось у российской деревни кроме свежего воздуха и есть ли у неё будущее?
Землю – крестьянам, а власть кому? Как используются сегодня наши сельскохозяйственные угодья?
В России за несколько десятилетий было заброшено 40 млн. га сельхозугодий, то есть, примерно, четверть от общего числа. В 2016 году состоялась Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Она показала, что за последние 10 лет в сельском хозяйстве РФ произошли существенные структурные изменения и общая численность занятых в этой отрасли сократилась на 45%, а это почти 1,5 млн человек.
О причинах исчезновения сельхозземель мы поговорим с директором Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. Никонова академиком РАН Александром Петриковым.
— Александр Васильевич, здравствуйте!
— Здравствуйте!
— При встрече с Вами, наши телезрители посмотрели сюжет из Пермского края о селе Мутиха, где нет дороги, не работают школы, отсутствует связь, но есть люди, которые несмотря на большое количество проблем, не теряют надежду и верят в светлое будущее. И таких примеров в большой стране сотни, если не тысячи. В чем причина исчезновения сельхозземель?
— Прежде всего, я бы хотел сказать большое спасибо сельским труженикам и Пермского края, и всех других регионов России за их самоотверженный труд в тяжелых условиях. Они обеспечивают продовольственную безопасность страны. Они делают обжитой нашу Россию.
К сожалению, около 30% сельских населенных пунктов не имеют постоянной круглогодичной связи по дорогам с твердым покрытием с общей транспортной сетью. Но я должен сказать, что действуют федеральные и региональные программы по социальному переустройству села и, в частности, по строительству автомобильных дорог в сельской местности, в том числе, в Пермском крае. И насколько мне известно, в 2018 году Россавтодор, совместно с Минсельхозом РФ выделят на дорожное строительство сельской местности Пермского края 200 млн рублей.
И я просто советую жителям обратиться в областную администрацию с этим вопросом и, может быть Пермские чиновники найдут возможность включить эту деревню в соответствующую программу. Но есть ещё несколько причин, которые наряду с благоприятным в целом отношением государства к деревням, продолжают тащить её вниз.
Дело в том, что экономический рост в сельском хозяйстве произошел за счёт 1/3 предприятий. У нас сформировался сектор высокодоходных, высокорентабельных хозяйств холдингового типа, которые замыкают всю продовольственную цепочку от производства сырья до розничной реализации. Вот у них и объемы производства и получаемая прибыль высоки. Но 2/3 предприятий — ели сводят концы с концами. Нам нужно подумать о модернизации именно этих хозяйств.
Кроме того, совершенно недостаточно выделяется средств на социальное обустройство в деревне. Бюджет сельского бюджета составляет 5% от общих затрат на сельское хозяйство. Это очень мало. В Европе, где деревни обустроены не в пример нашей, доля таких затрат 20%.
— Почувствуйте разницу!
— Почувствуйте разницу. Кроме того, нельзя забывать, что успехи в сельском хозяйстве — это ещё не развитие села, потому что доля занятых в сельском хозяйстве всего 22% трудоспособного сельского населения. И вы уже приводили цифры по сокращению занятости в сельском хозяйстве за последние 10 лет. Что делать работникам, которые высвобождаются из сельского хозяйства?
Деревни нужно развивать наряду с сельским хозяйством, и связанные с ними отраслями: местную промышленность, строительство, сферу услуг.
И Президент недавно поставил задачу — самую приоритетную для России на данный момент по внутренней политике — это сокращение бедности. В деревне, около 20% сельского населения имеют располагаемые ресурсы, которые включают и денежные доходы, и натуральное поступление ниже прожиточного минимума.
— То есть, фактически живут за чертой бедности?
— Да, за чертой бедности. В городе таких людей 11%. Безработица населения 8%, в городе — 4,8%. В деревне на 40% больше. А сколько ещё незарегистрированной сельской безработицы.
— Простите, помимо этого есть и другой важный фактор. Мы в нашей программе неоднократно рассказывали, сколько пустующих земель в большой стране. Получается мы просто не знаем, что с ними делать. И вот недавно была проведена Всероссийская сельскохозяственная перепись. Что именно она показала, если мы говорим об этих територриях?
— Во-первых, за последние 10 лет, по сравнению с переписью 2006 года, на 4 млн 300 тыс га расширились посевы сельскохозяйственных культур. Но и с другой стороны, перепись показала и огромные резервы, которые здесь существуют. В частности, могу назвать одну цифру: у действующих сельхозтоваропроизводителей ещё 17 млн га неиспользуемых земель. И на 23 млн га возросла неиспользуемая площадь за счет тех предприятий, которые прекратили за последние 10 лет своё существование.
— А Вы можете назвать регионы, где сегодня сельскохозяйственные земли мы теряем наиболее быстрыми темпами?
— К сожалению, это центр России, восточная и западная Сибирь. Более благоприятная картина: юг России, нижнее Поволжье, Дальний Восток и Калининградская область. Там за 10 лет увеличилась площадь обрабатываемых земель, и мы видим при целенаправленных усилиях государства, что эту проблему можно решить.
Но перепись показала не только это. Например, в переписи был вопрос: получали ли сельхозтоваропроизводители субсидии и дотации из федерального и регионального бюджетов? Так вот, утвердительно на этот вопрос ответили 68% сельхозорганизаций, а крупных сельхозорганизаций — 75%. Среди малых предприятий — это только 56%, а среди фермеров ещё ниже (34%). И в правительстве сейчас предпринимают меры по более оперативному доведению денежных средств до регионов.
Продолжение смотрите в видео.
Источник: otr-online.ru
Ваш комментарий
|
|