Дмитрий Рылько
Генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР)
– Дмитрий Николаевич, сегодня Всемирный банк призвал страны-экспортеры не следовать примеру России и не вводить ограничения на вывоз зерна, потому что это может привести к глобальному кризису на продовольственном рынке. Какими могут быть последствия запрета на экспорт зерна из России?
– Последствия для мирового рынка будут серьезными, потому что Россия – значимый экспортер. Более того, ситуация в России уже серьезно повлияла на мировой рынок, поскольку за последние полтора месяца цены на пшеницу выросли больше, чем на $100: со $160 до $270 за тонну.
– Удастся ли России благодаря введенному эмбарго сдержать цены на внутреннем рынке?
– Да, видимо, цены сдержать удастся. Сейчас на юге России цены на зерно даже немного снижаются.
– А вообще решение ввести эмбарго – правильное ли оно?
– Это решение – крайне болезненное, но правильное.
– Можно ли ожидать, что другие страны тоже введут запрет на экспорт зерна?
– В мире пока нет такой крупной страны-экспортера, которая столкнулась бы с такими серьезными проблемами, как Россия. Поэтому я думаю, что у других стран серьезных оснований для введения такого запрета не будет.
– Всемирный банк заявил, что повышение цен на зерно в первую очередь затронет бедные страны. Можно ли ожидать, что из-за российского запрета на экспорт зерна в некоторых странах может начаться голод?
– Нет, в мире достаточно много зерна и пшеницы, в частности. Нас успешно заменят на рынке другие страны-экспортеры.
– Когда, на ваш взгляд, может быть отменен запрет на экспорт зерна?
– Не раньше 1 августа 2011 года.
– А впоследствии насколько легко России будет вернуться на рынок?
– Все будет зависеть от того, сколько мы соберем зерна. Убытки экспортеров – серьезнейшая проблема. Но ничего другого, к сожалению, здесь сделать было нельзя.
– Позволит ли запрет на экспорт зерна полностью обеспечить потребности России?
– На этот вопрос я не хотел бы отвечать. Скажу лишь, что другого выхода у страны не было. Была ситуация выбора меньшего или большего зла. Любой вариант был плох, был страшно болезненным, особенно для экономики юга России. Но тем не менее, повторюсь, другого выхода не было.
Источник: Slon.ru
2 комментария
Ваш комментарий
|
|
Закрытие экспорта из России на мировую экономику вряд ли окажет влияние, так как мировые переходящие запасы в этом году достигли рекордной отметки в 200 млн. тн.
http://agrobiznes.ru/agro/649773
Мнение фермеров Алтая о введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственной продукции
Источник: АГРОБИЗНЕС ® и пищевая промышленность ®
С вопросом о том, как повлияет на положение сельхозпредприятий и крестьянских фермерских хозяйств запрет экспорта сельхозпродукции, введенный Правительством РФ, журнал «АГРОБИЗНЕС ® и пищевая промышленность ®» обратился к самим сельхозтоваропроизводителям российских регионов.
Мнение Андрея Владимировича Черниченко (Алтайский край):
(опубликовано 07.08.2010)
Постановление Правительства РФ от 5 августа 2010 г. N599 «О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации», подписанное Владимиром Владимировичем Путиным вызвало переполох среди участников рынка. Оно мгновенно оказало негативное давление на внутренний рынок зерна, и в то же время мировые товарные площадки отреагировали на это всплеском своих индексов. Что бы понять, каким образом этот факт отразится на отечественном сельхозпроизводителе, основным видом деятельности которого является производство растениеводческой продукции, как правило, это пшеница, стоит заострить внимание на ценовой конъюнктуре прошедшего сезона. Перепроизводство зерна, в обозначенном периоде, возникшее в результате некорректной политики Мнсельхозоа в области планирования, опустило цены на него до уровня себестоимости, а в СФО и вовсе обрушило их. Этот факт негативно сказался на экономическом положении аграриев и естественным образом поставил под сомнение целесообразность процесса дальнейшего воспроизводства. По этому поводу отчаявшиеся Алтайские аграрии даже письмо Президенту направили, с предложением на законодательном уровне установить нижний ценовой порог на основные товары сельхозпроизводства. Но, к сожалению, ответа на него они так и не получили. За то заместитель министра СХ Александр Беляев, при встрече с инициатором алтайских фермеров Сергеем Васильевичем Топчиевым при обсуждении проблем, ссылался на законы рыночной экономики. Да и ряд региональных чиновников давал понять о том, что сектор производства сельхозпродукции – всего лишь частный бизнес и соответственно все экономические риски – личные проблемы аграриев. А вот теперь, когда в силу природно-климатических факторов, конъюнктура зернового рынка наконец то улыбнулась аграриям и им выдался уникальный шанс достойно заработать и выбраться из долговой ямы, высшие должностные лица государства отчего то забыли о том, что мы строим рыночную экономику и вспомнили о возможности и даже необходимости административного вмешательства в рыночные процессы. В таком случае, почему бы Вам господа хорошие не компенсировать аграриям в виде субсидий и дотаций упущенную выгоду из государственного бюджета, да и за одно приструнить владельцев сетевых кампаний с их аппетитами, что бы инфляцию в стране разгонять повода не было? Но боюсь, что подобный сценарий развития событий попросту не имеет под собой абсолютно никаких шансов на существование потому, что кормильцев в новейшей Руси принято не уважать, а презирать и обижать!