В конце минувшего года ситуация на рынке продажи зерна и муки обозначилась как предновогодняя заморозка. На календаре середина января, а обстановка не претерпела существенных изменений.
Традиционно в первую очередь стоит рассказать о том, как оценивают темп продажи и покупки зерна и муки агробизнесмены основных зерносеющих регионов республики, и какие прогнозы они дают на ближайшее время.
«Цена замерла, и до 2014 года мало что может поменяться. В регионе можно купить от ТОО с элеватора тонну пшеницы третьего класса за 26 тыс. тенге. Крестьянским хозяйствам мы, трейдеры, предлагаем закуп по 23 тыс. тенге, но производителей такие расценки не впечатляют», — цитата из прошлой беседы с североказахстанским трейдером. Сегодня же, по его заявлению, на зерновом рынке изменений не отмечено. Собеседник убежден, что ситуация прояснится к концу месяца, когда январские праздники останутся позади.
С мнением анонимного источника согласно большинство опрошенных агробизнесменов, которые убеждены, что подобная «заморозка» — январская традиция. «Крестьяне продают зерно, но не массово, приходится поискать в регионе. Цены остались прежние, какие были в декабре. В конце прошлой недели закупили четыре машины зерна. Покупают сегодня в основном мельницы, работать ведь нужно. Цена договорная, но крестьяне неохотно отдают, держат пока зерно. Их цены не устраивают», — констатируют мукомолы Северного Казахстана.
Сейчас на первый план агробизнесменов вышли прошлогодние опасения, нашедшие подтверждение уже в первых числах нового 2014 года. Трейдеры и мукомолы предрекали, что Год Лошади начнется далеко не с приятных новостей. «Перспективы обрисовываются не самые хорошие. Ходят разговоры, что железнодорожные тарифы поднимут (на 10%). Сегодня идут переговоры, что логистика подорожает, но конкретно на сколько — пока не знаем», — говорили трейдеры. Они были уверены, что при таком положении дел с южным рынком как с покупателями зерна и муки, они могут попрощаться. Из подозрения сбылись: «Цену подняли на 13%, но не объяснили — почему. Правильно, кто мы такие, чтобы перед нами ответ держать», — возмущенно заявляют агробизнесмены.
Не молчат об этом и акмолинские респонденты. «Многие мукомольные предприятия в регионе сейчас стоят. Всему виной железнодорожный тариф. Говорят, что передали в частные руки, хотя по факту она та же самая дочка КТЖ. Разобраться в тарифах не можем, вагоны не вовремя поставляют, или не соответствуют требованиям. Тарифы съедают много», — заявляют собеседники.
Акмолинские трейдеры говорят, что в регионе идут активные продажи зерна, только касается это пшеницы четвертого и пятого класса. «Третьего класса очень мало сейчас. Кстати, расценки на него (27 тыс. тенге тонна) действительны при условии качественных показателей не ниже 730 натура и 23-25 клейковина», — пояснил трейдер. Согласно мониторингу в регионе средняя цена тонны высококачественной пшеницы — 27-28 тыс. тенге с ТОО.
Костанайские зерновики январь прозвали глухим месяцем, и не удивляются нынешнему затишью на зерновом рынке. По их мнению, оживление наступит как минимум через неделю. «Кто свое зерно держит, и уже расплатился с кредитами и лизингами, сидит и ждет высокую цену», — мнение одного трейдера.
Аналогичная ситуация и в Карагандинской области. Рынок в регионе еще спит, все ссылаются на январские праздники. «Но они заканчиваются, а предложений на продажу по-прежнему нет. По активности Средняя Азия затихла. По экспорту предлагаемая ею цена для нас неприемлема. Хотят слишком дешево. Мы отдаем по $340-360, они хотят по $300-310. Чтобы удовлетворить их запросы, нужно, чтобы пшеница в Караганде стоила 27-28 тыс. тонна. Сегодня с ценами на пшеницу в виду затишья ничего не известно. Но в конце декабря ее стоимость доходила до 30», — поделился местный переработчик. Объективной оценки рынку, по его мнению, сейчас дать не возможно: праздники остановили его деятельность как минимум до 25 января.
Образно говоря, складывая воедино, можно подвести итог, что в Казахстане с пшеницей сейчас затишье, а зарубежье в ценах на отечественное зерно не заинтересовано.
В столице республики, на юге, востоке Казахстана и в Павлодарской области аналогичная стабильность: работа зернового рынка там еще не возобновилась.
На западе страны же говорят о спекулятивности цен, которые держатся за счет 2012 года. «Крестьяне сравнивают с теми расценками на зерно. Обычно в конце февраля цены начинают падать, считаем, что и этот год не станет исключением из правила», — рассчитывают западноказахстанские агробизнесмены.
Такая ситуация сложилась на зерновом рынке Казахстана в середине января. На следующие недели каждый из участников АПК возлагают свои надежды: кто-то находится в предвкушении внезапного роста цен, кто-то надеется на их падение. Другие же рассчитывают на возобновление интереса к отечественному продукту со стороны зарубежных партнеров.
Ваш комментарий
|
|
Вызовы и достижения мирового рынка зерновых в первой половине 2013/14 МГ
Вот и прошла первая половина зернового сезона-2013/14. Какой она была для мирового рынка зерновых, с какими трудностями пришлось столкнуться трейдерам, а также чего ожидать от его второй половины, — в интервью с Биллом Тёрни, ведущим экономистом компании AgResource.
— Господин Тёрни, первая половина сезона-2013/14 для зернового рынка уже позади. Как Вы оцениваете прошедший период?
— Как вы правильно заметили, первая половина текущего сезона уже позади, и она ознаменовалась развитием преимущественно в негативном тренде. Так, по итогам первых 6 месяцев 2013/14 МГ можно заметить, что масличный и зерновой рынки ослабли под давлением фундаментальных факторов. Основное влияние на рынок указанной продукции оказывало увеличение валового сбора и, как следствие, конечных запасов зерновых и масличных. Так, явной неожиданностью для рынка пшеницы стала Канада, которая в 2013 г. резко увеличила производство зерновой. Что касается рынка кукурузы, то здесь основным вектором влияния стали США.
— С какими вызовами пришлось столкнуться участникам рынка?
— Безусловно, каждый год участникам рынка приходится сталкиваться с определенными трудностями, и текущий сезонне стал исключением. Так, трейдеры зернового рынка в Северной Америке и Западной Европе сообщали о проблемах, возникших при отгрузке реализованной продукции. Связано это было с тем, что импортеры в 2013/14 МГ проявили небывалый спрос на зерновые, что привело к возникновению затруднений работы логистических мощностей стран-экспортеров.
Что касается самих трудностей, то, прежде всего, это нехватка транспортных средств при доставке продукции в порт отгрузки. Объемы были слишком большими, чтобы справиться с ними обычными силами. Стоит, правда, отметить, что порты также не миновала проблема так называемого транспортного коллапса. Портовые службы физически не успевали вовремя загрузить корабль в обычные сроки, что приводило к задержке доставки продукции конечному потребителю. В результате в портах образовалась очередь из судов, вынужденных простаивать в ожидании рекордное время. При этом данный показатель значительно превышал результат, зафиксированный в первой половине 2012/13 МГ.
— Каков Ваш прогноз ценообразования на рынке пшеницы и кукурузы во второй половине сезона-2013/14? Ожидаете ли Вы каких-либо изменений, и если да, то каких?
— Учитывая тот факт, что погодный фактор более не представляет угрозы для посевов зерновых в таких странах, как Европа, страны СНГ, Северная Америка, Китай и Индия, то можно ожидать снижения цен на пшеницу уже в начале лета 2014 г. Что касается цен на кукурузу, то они уже достигли своего минимального значения. Обычно ценовой рост начинается после завершения уборочной кампании в североамериканских странах. Однаконедавний отказ Китая от нескольких партий зерновой оказал давление на рынок.
Что касается факторов поддержки мирового рынка кукурузы, то таковыми являются сокращение посевных площадей под зерновой в Бразилии под второй урожай (сев проходит обычно после того, как собрана соя). В том случае если второй урожай бразильской кукурузы резко сократится, то существенно возрастет спрос на зерновую происхождением из других стран (в т.ч. США, Украина, ЮАР, Аргентина, Россия и др.). Таким образом, Бразилия может потерять статус крупнейшего экспортера кукурузы, которого она достигла в 2012/13 МГ.
— Чем отличалось развитие рынка кукурузы от других сегментов зернового рынка?
— Кукуруза является преимущественно фуражной зерновой. Однако в США большая часть урожая идет на производство этанола, который при смешивании с бензином используется в качестве топлива. При этом в Китае большая часть урожая кукурузы используется для производства пищевой и промышленной продукции.
Одним из ключевых драйверов цен на кукурузу на американском и мировом рынках последние 6 лет было ежегодное увеличение потребления этанола в США в соответствии с федеральным законом. Недавно федеральные органы власти страныприняли решение о последующем сокращении мандата на использование этанола, что должно привести к снижению потребления кукурузы для его производства.
Кроме того, увеличение дохода на душу населения в мире обычно приводит к снижению потребления пшеницы в качестве фуражного зерна. Однако рост личных доходов зачастую способствует увеличению потребления мяса на душу населения, что, в свою очередь, влечет за собой рост потребления кукурузы и других фуражных зерновых в качестве корма для скота.
— Каков Ваш прогноз мирового производства зерновых в текущем сезоне? Какие факторы будут влиять на его рост либо снижение?
— Мировое производство пшеницы и грубых зерновых в 2013/14 МГ, скорее всего, возрастет, что повлечет за собой увеличение конечных запасов. Улучшение урожайности благодаря нормальным погодным условиям будет основным фактором, влияющим на развитие указанного тренда. При этом будет отмечаться понижательный ценовой тренд.
— Какова роль будет отведена Китаю в ценообразовании на мировом зерновом рынке во второй половине 2013/14 МГ?
— В этом году Китай, скорее всего, останется одним из крупнейших импортеров пшеницы, кукурузы, а также сорго и продуктов переработки зерновых, оставшихся после производства этанола в США. Вместе с тем, данный фактор имеет слабое влияние, если вообще имеет, на мировой рынок указанных зерновых.
— Какие рынки продаж пшеницы и кукурузы станут основными в текущем сезоне? Как их развитие скажется на ценообразовании на мировом зерновом рынке во второй половине 2013/14 МГ?
— В этом году, скорее всего, одним из крупнейших импортеров пшеницы, кукурузы, а также сорго и продуктов переработки зерновых, оставшихся после производства этанола в США, будет Китай. Так, если принимать во внимание прогнозы аналитиков относительно спроса азиатской страны на указанную продукцию, то данный вариант представляется наиболее вероятным. Тем не менее, все будет зависеть от того, какой политики будет придерживаться правительство азиатской страны:
1) внедрение новых рыночных реформ, способствующих развитию мировой торговли;
2) дальнейшее ограничение импорта в попытке увеличить внутренние запасы зерновых.
Так, 15 лет назад Китай принял решение о «либерализации» своего масличного сектора. Сегодня азиатская страна является крупнейшим мировым импортером соевых бобов и вторым по величине импортером растительных масел. Если Китай распространит действие данной реформы на сектор зерновых, то его постигнет та же участь, а именно – резкое увеличение импорта.
Что касается того, повлияет ли увеличение импорта зерновых и масличных Китаем на мировой рынок, то эксперты сходятся во мнении, что вряд ли. В основном потому, что на рынке на данный момент отмечаются более фундаментальные факторы влияния, чем просто наращивание поставок в указанную азиатскую страну. Если даже это и возможно, то кратковременно.
— Как, по Вашему мнению, будут развиваться российский и украинский рынки пшеницы во второй половине текущего сезона?
— Россия и Украина уже практически полностью исчерпали свой экспортный потенциал на текущий сезон. Интервенционные закупки зерна российским правительством могут «подогреть» цены на внутреннем рынке, что может повлечь за собой сокращение экспорта. При этом погода остается главным критическим фактором, определяющим прогноз поставок зерновых из причерноморских стран следующим летом и осенью.
— Скажется ли текущая политическая ситуация в Украине на ценообразовании на мировом рынке зерновых?
— В принципе, вряд ли политическая нестабильность в Украине сможет оказать кардинальное влияние на мировой рынок зерна и логистики. Вместе с тем, украинская продукция может стать более конкурентоспособной в том случае, если ослабнет национальная валюта. Однако сама Украина может в таком случае попасть в невыгодное положение, поскольку стоимость импорта товаров на внутренний рынок страны значительно возрастет.
— Какие основные факторы влияют на ценообразование на мировом зерновом рынке?
— Мировые спрос и предложение, как правило, являются критическими факторами, определяющими цены. Однако вмешательство властей в работу рынка, с одной стороны, стимулирует производство и ограничивает потребление, с другой стороны, обеспечивает проведение закупок зерновых для пополнения государственных запасов и субсидированияэкспорта, а также может ограничить либо полностью закрыть экспорт. Вместе с тем, аналогичные действия относительно поставок продукции на внутренний рынок страны могут привести к значительному нарушению нормального ценообразования.
— Что вы думаете относительно формирования причерноморского пула? Как этот факт может повлиять на Причерноморский регион?
— Как считают западные аналитики зернового рынка, формирование причерноморского пула приведет к значительному сокращению производства (или наращиванию запасов, закупленных в государственный интервенционный фонд). Кроме того, это также может привести к появлению неопределенности среди импортеров. Также остается неясно, как экспорт будет распределяться среди стран-участников (таких как Казахстан, Россия, Украина). При этом долгосрочное изучение экономического влияния зерновых пулов говорит о том, что они влияют на понижение цен на производимую продукции, а также влечет за собой увеличение рыночных затрат и доказывает неэффективность логистической системы.