Зерновая независимость Узбекистана — развеем все мифы
21 August 2014, 08:44

В последние несколько лет власти Узбекистана и проправительственные СМИ неоднократно сообщали о том, что государство достигло уровня производства продовольственной и фуражной пшеницы, за которым – полная зерновая независимость. Вместе с тем, по информации Министерства сельского хозяйства США, которую обнародовали и некоторые узбекские СМИ, государство в текущем году закупит за рубежом более 2 миллионов тонн пшеницы и пшеничной муки.

 

Наличие экспорта не значит покрытия внутренних потребностей.

 

Говоря о достижении «зерновой независимости» Узбекистана, правительство, в первую очередь, опиралось на тезис о том, что государство является экспортером пшеницы. Вместе с тем, несмотря на это, такие утверждения продолжают оставаться из разряда мифических, что лишний раз подчеркивает ситуация текущего года. В частности, как следует из доклада Иностранной сельскохозяйственной службы при Министерстве сельского хозяйства США (FAS USDA), Узбекистан в нынешнем сезоне закупит за рубежом 2,1 миллиона тонн пшеницы и пшеничной муки, при этом, по данным портала «Зерно Он-лайн», более половины из этого объемы составит так называемое продовольственное зерно, то есть зерно, предназначенное для производства муки, из которой будут произведены хлебобулочные изделия.

Узбекистан вновь должен прибегнуть к импорту пшеницы, при том, что согласно официальной информации, в том числе и Госкомстата Узбекистана, урожай пшеницы текущего года в стране составил 7,15 миллиона тонн. Как отмечается в упомянутом докладе FAS USDA, внутренне потребление зерна в Узбекистане по итогам начавшегося маркетингового периода составит 8,65 миллиона тонн, что на 0,57 миллиона тонн больше, нежели в сезон 2013-2014 годов.

Даже из вышеприведенных цифр видно, что ни о какой «зерновой независимости» Узбекистана, миф о которой навязывают проправительственные СМИ, и о которой сообщает даже портал правительства Узбекистана в разделе «Экономика сельского хозяйства», не может быть и речи. Примечательно, что как говорится в заметке на Правительственном портале Узбекистана, «за сравнительно короткий период в Узбекистане достигнута зерновая независимость, и страна превратилась из импортера зерна в его экспортера». «Достигнутые результаты еще раз доказали правильность политики Президента и правительства по обеспечению устойчивого развития отрасли и экономики страны в целом», отмечает портал узбекского правительства. К слову, «зерновая независимость» была провозглашена бессменным Президентом Узбекистана Исламом Каримовым еще в 1996 году, тогда же на самом высоком уровне было принято решение о сокращении на 15 процентов сельскохозяйственных площадей, отведенных под выращивание хлопчатника, а на освободившихся площадях решено было выращивать пшеницу, а уже через два года правительство страны отрапортовало, что поставленная главой государства задача выполнена.

В чем же секрет мифической «зерновой независимости»? Дело в том, что Узбекистан и на самом деле часть своего урожая продает за рубеж, в частности в соседние Афганистан и Иран, а также некоторые государства бывшего Советского союза, однако, объемы такого экспорта невелики: в минувшем году они составили около 500 тысяч тонн, а в текущем сезоне ожидается и того меньше — 400 тысяч тонн. И самое главное, что экспортируемое зерно – это низкосортное фуражное зерно, выращенное на полях, зараженных пестицидами, солями тяжелых металлов и другими химикатами, на которых ранее выращивался хлопчатник, и такое зерно пригодно лишь на корм скоту. В итоге, часть такого зерна отправляют на экспорт, часть идет на корм скоту внутри страны, а из оставшегося выпускаются так называемые «социальные» сорта хлеба, предназначенные для малоимущих. Мука из такого зерна, по словам сотрудника Центра стандартизации сертификации и метрологии Узбекистана Дильнозы Курбановой, отличается крайне низким уровнем клейковины – 18-20 процентов вместо необходимых 40 процентов, что определяет низкое качество хлеба, более того, она непригодна и для изготовления традиционных узбекских лепешек, так как тесто, по словам хлебопеков, плохо «поднимается» и не держится на стенах печи-тандыра.

 

Жителям Узбекистана следует готовиться к очередному подорожанию хлеба.

 

В то же время, для производства качественных хлебобулочных изделий в Узбекистане используется, как правило, более высококачественная мука, произведенная из зерна, выращенного в соседнем Казахстане. По прогнозам экономистов, в текущем сезоне следует ожидать очередного повышения стоимости хлеба, при этом, на протяжении предыдущего маркетингового года цены на пшеничную муку выросли в Узбекистане в среднем на 8-9 процентов, а причинами такого роста стали как общемировые тенденции, так и внутренняя потребительская инфляция. При этом, стоимость муки из Казахстана возросла на 10-12 процентов, таким образом, как отмечают аналитики раздела «Новости Узбекистана» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер», можно говорить о том, что отсутствие реальной, а не фиктивной зерновой независимости Узбекистана приводит к тому, что жителям страны следует готовиться к очередному скорому подорожанию хлебопродуктов.

Теги     зерновые      Узбекистан      независимость      мифы   
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Цены FOB и EXW на 23 декабря 2024. Пшеница. Кукуруза
Правительство России установило тарифную квоту в объеме 10,6 млн т на вывоз зерновых культур из страны за пределы Евразийского экономического союза. Она будет действовать с 15 февраля по 30 июня 2025 года, сообщается на сайте кабмина.
Осмотр сельхозземель в Красноярском крае специалистами Россельхознадзора не прекращается и зимой
В середине декабря этого года сотрудники Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю осуществили выездные проверки сельскохозяйственных земель в Сухобузимском районе. Зимние обследования земельных участков проводятся государственными инспекторами с использованием снегоходной техники, что позволяет исследовать труднодоступные участки и оценить их использование в прошедший вегетационный период.