Сельское хозяйство под «цифру»
23 October 2017, 08:43

Несмотря на безусловные успехи отечественного АПК, есть несколько проблем, стоящих перед отраслью сегодня.

В первую очередь, это низкая доступность финансов для фермеров, отсутствие эффективных инструментов распространения знаний и информации, а также недостаточно развитые институты господдержки аграрного сектора. В большей степени решить эти задачи поможет цифровизация АПК, то есть применение современных информационных технологий и автоматизация процессов как внутри государственных органов, ответственных за развитие АПК, так и в отношениях госор­ганов с участниками аграрного сектора. При этом, как верно подметил Глава государства, цифровизация страны – это не сама цель, а лишь средство дос­тижения преимущества.

Программе быть

Современное глобальное развитие характеризуется внед­рением во все сферы жизни информационных технологий. Они меняют привычный уклад жизни. В передовых странах мира, таких как Канада, Корея, Малайзия, Сингапур, США, разработаны и реализуются стратегии или комплексные программы информационного развития как общества в целом, так и отдельных сфер деятельности.

Президент в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил, что особенность зав­трашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации и что любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. Поэтому программа «Цифровой Казахстан» названа им частью подготовки всех казахстанцев к жизни в XXI веке, а ее реализация – частью конкурентоспособности нашей страны.

В своем выступлении на открытии третьей сессии Парламента Республики Казахстан шестого созыва Глава государства еще раз отметил, что «Цифровой Казахстан», к которому мы должны переходить, имеет огромное значение. Это будущее развитие. Это производительность труда. Это новые технологии».

Головная боль АПК

Сейчас много говорится о цифровых заводах, рудниках, металлургических заводах, но почти ничего о внедрении ИТ-технологий в сельскохозяйственное производство, переработку, хранение и логистику. По нашему же мнению, именно цифровизацию необходимо рассматривать как один из новых инструментов решения задач по развитию отечественного агропромышленного комплекса страны.

Как упоминалось выше, ключевыми современными проблемами АПК являются: низкая доступность финансирования, низкий уровень трансферта технологий, распространения знаний и информации, а также слабое развитие институтов господдержки. При этом первую проблему условно можно разделить на две составляющие. Во-первых, получение аграриями кредитов. Во-вторых, проблема сбыта продукции по справедливым ценам.

Что касается низкого уровня распространения знаний и информации, то это выражается в отсутствии устоявшейся системы обучения фермеров и системы обеспечения фермеров прикладной информацией, необходимой для принятия решений в сельском хозяйстве.

Наконец, слабый уровень институтов государственной поддержки мы наблюдаем на примерах не всегда качественных услуг государственных ветеринарных и фитосанитарных организаций, а также качества государственных услуг, оказываемых госор­ганами, как, например, услуги по выдаче субсидий, различных разрешений и документов.

Именно с точки зрения названных проблем необходимо рассматривать применение цифровых технологий. Причем это требует инициативы не только госаппарата, но и решений со стороны бизнеса. Цифровизация АПК должна решаться в двух форматах – G2B и B2B, то есть «Правительство для бизнеса» и «Бизнес для бизнеса».

Так, разработка и внедрение систем точного земледелия должны стать прерогативой бизнеса. Государство со своей стороны должно взять на себя вопрос обеспечения таких систем основной информацией: земельный кадастр, метеоинформация и другие данные.

Бумага все «стерпит»

В Казахстане 16 лет назад был введен в оборот новый вид ценных бумаг – зерновая расписка. Этот документ, во-первых, подтверждает право собственности на зерно. Во-вторых, подтверждает безусловное обязательство элеватора отгрузить зерно по первому требованию его владельца. В-третьих, фиксирует соответствующее право залогодержателя в случае передачи зерна в залог. Напомню, основной идеей введения данного института являлось определение зерновой расписки как ценной бумаги, которая могла бы рассматриваться в качестве предмета торговли, залогового обеспечения либо как финансовый инструмент привлечения инвестиций в сельское хозяйство.

Первоначально внедрение системы «бумажных» зерновых расписок способствовало формированию цивилизованного рынка зерна, существенно изменило порядок реализации зерна и создало предпосылки улучшения инвестиционного климата в сельском хозяйстве Казахстана. Так, за период с 2002 по 2015 год отечественные товаропроизводители посредством залога зерна по зерновым распискам получили кредитные ресурсы банков второго уровня на сумму 1,5 трлн тенге, или порядка 10,5 млрд долл. Причем такие международные финансовые организации, как USAID, ЕБРР и Rabobank International, в 2004 и 2005 годах на международных конференциях, проведенных в Болгарии, признали казах­станскую систему «бумажных» зерновых расписок лучшей на территории стран СНГ, Восточной Европы и Черноморского бассейна.

Однако практика обращения «бумажных» зерновых расписок показала, что хлебоприемными предприятиями допускаются нарушения в виде распоряжения давальческим зерном, сданным ему на хранение, выписки «воздушных» зерновых расписок на несуществующие объемы зерна и так далее. Указанные факты снизили доверие участников рынка к зерновой расписке как к ценной бумаге.

Электронная расписка – прозрачность и эффективность

Чтобы устранить упомянутые проблемы, а также для отслеживания ситуации на зерновом рынке в апреле 2016 года Главой государства были подписаны законодательные изменения по вопросам регулирования зернового рынка. В частности, решено было перейти на бездокументарную, то есть электронную форму зерновых расписок и ведение госреестра их держателей. Это позволило обеспечить прозрачность движения зерна, а также исключить выписку зерновых расписок на несуществующие объемы зерна, что в конечном счете повысило доверие к зерновой расписке как к финансовому инструменту. Теперь система позволяет не только отслеживать движение и наличие зерна в стране, но и торговать зерном на электронных торгах. Рынок стал доступен абсолютно каждому.

Кроме того, разработчиком была внедрена Система рейтинговой оценки элеваторов на основе объективных критериев, что дополнительно повысило доверие бизнеса к системе сохранности зерна. Это позволит повысить доверие к электронным зерновым распискам со стороны коммерческих банков, при приеме расписок в качестве залога. Кроме рейтинга, была внедрена опция «Поставка против платежа», то есть зерновая расписка автоматически переписывается на покупателя только после выполнения покупателем онлайн-платежа в оговоренном объеме. В системе также реализовано добровольное онлайн-страхование зерновой расписки и онлайн-кредитование под залог зерновых расписок. Так как электронные зерновые расписки значительно облегчают и существенно оптимизируют управление деятельностью на зерновом рынке, сводя на нет возможность проведения каких-либо сомнительных операций, то в целом доверие зерновому рынку в будущем только будет расти.

Об этом свидетельствует то, что только за один год работы системы зарегистрировано почти 5 тыс. клиентов, и их число растет. Проведено свыше 150 тыс. операций с зерновыми расписками, то есть выпуск, погашение, покупка, продажа, деление и консолидация зерновых расписок, а объем зарегистрированных сделок по продаже составил уже более 13 млн тонн зерна.

Добавлю, что информационная система зерновых расписок была разработана всего за пару месяцев и не потребовала бюджетного финансирования. Со стороны государства был предоставлен доступ к системам и базам данных. Это яркий пример государственно-частного партнерства.

Голосуем за перспективы

Возвращаясь к проблемам АПК, хотел бы перечислить ряд необходимых ключевых ИТ-проектов, решение которых способствует и решению собственно самих проблем. Условно разделю эти проекты на две группы.

Первая группа – G2B, то есть «Правительство для бизнеса». К таким проектам можно отнести автоматизацию выдачи субсидий, внедрение электронных аграрных расписок, разработку и запуск системы отслеживания сельхозпродукции, проект по реанимации учета сельхозтехники и, наконец, проект оцифровки и предоставление открытого доступа к государственной информации о состоянии земель, то есть агрохимической, гидромелиоративной, экологической «картам». Попробую кратко рассказать о каждом из названных проектов.

Так автоматизация субсидирования облегчит жизнь огромной армии специалистов отделов и управлений сельского хозяйства, будет способствовать искоренению коррупции, а также позволит проводить качественный анализ и планирование ситуации в отрасли.

Проект по запуску электронных аграрных расписок предполагает законодательное право фермеров на выпуск бездокументарных неэмиссионных долговых ценных бумаг с последующим их погашением поставкой сельхозпродукции или выплатой долга. Это позволит фермерам заранее продавать свой урожай и привлекать более «дешевые» деньги не только от банков, но и напрямую от населения.

Необходимо отметить, что внедренные в Бразилии еще 1994 году аграрные расписки сегодня обеспечивают большую часть оборотного капитала, который используется в бразильском агробизнесе, а это почти 20–30 млрд долл. в год. На аграрные расписки приходится 20–40% от стоимости всех финансовых инструментов в сельском хозяйстве. Они дали огромный толчок для развития бразильского сельскохозяйственного сектора. На сегодня Бразилия является вторым по величине производителем продуктов питания и крупнейшим экспортером продовольствия в мире. В начале текущего года депутатами Мажилиса был направлен депутатский запрос Правительству РК о необходимости внедрения системы аграрных расписок. Но решение этого вопроса требует ускорения.

Информационная система прослеживаемости продукции животного и растительного происхождения (производство, хранение, логистика и реализация) позволит отследить процесс «от фермы до стола».

Реанимация системы учета сельскохозяйственной техники, работа которой сегодня оставляет желать лучшего, позволит расширить возможности кредитования под залог техники, знать истинное положение дел по вопросам оснащенности сельхозтоваропроизводителей, улучшить систему лизинга сельхозтехники.

Наконец, проект по оцифровке и предоставлению в открытый доступ государственной информации о состоянии земель позволит развивать в стране уже другие проекты и сервисы по так называемому точному земледелию.

Данные сервисы – уже задача для проектов формата B2B, то есть «Бизнес для бизнеса». К ним можно отнести упомянутые сервисы «точного земледелия», онлайн-кредитование и онлайн-страхование, а также электронные торговые площадки для реализации сельскохозяйственной продукции.

Все перечисленные проекты будут иметь положительное влияние на решение ключевых задач АПК, поэтому важно обеспечить для них необходимую законодательную поддержку по устранению основных барьеров.

Во-первых, необходимо обеспечить максимальный доступ ИТ-бизнеса к перечисленным проектам. Не должно быть государственной монополии на проекты и не должно быть одной компании для их реализации. Сейчас мы видим, что автоматизация госуслуг является прерогативой национальных операторов, что создает барьер для частного бизнеса. Почему бы не открыть основные государственные базы данных для ИТ-бизнеса и не дать им возможность предлагать получение госуслуг через негосударственные информационные системы? Уверен, что несколько частных компаний всегда предложат пот­ребителю лучшее решение, чем одна государственная.

Во-вторых, нужна ревизия законодательных атавизмов, когда процесс оказания госуслуг прописан на уровне закона и предполагает только бумажную форму. Мы должны выявлять такие нормы и менять их. И это может касаться не только госус­луг. К примеру, есть ряд норм, препятствующих онлайн-кредитованию и онлайн-страхованию, которые заключаются в том, что договоры кредитования и страхования должны заключаться финансовыми организациями обязательно в бумажной форме.

Читайте прогноз ценовых колебаний с 23 по 27 октября 2017

Источник: kazpravda.kz

Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.
Важные
Египет уведомил Россию об изменении схемы закупок российской пшеницы
Союз экспортеров и производителей зерна получил официальное уведомление об изменении Египтом схемы закупок пшеницы и другой сельхозпродукции.
Цены FOB и EXW на 23 декабря 2024. Пшеница. Кукуруза
Правительство России установило тарифную квоту в объеме 10,6 млн т на вывоз зерновых культур из страны за пределы Евразийского экономического союза. Она будет действовать с 15 февраля по 30 июня 2025 года, сообщается на сайте кабмина.